Специфика применения дистанционной вставки компенсатора для опалубки

Монтаж сильфонных компенсаторов

Монтаж компенсаторов, а также их эксплуатация осуществляются при соблюдении всех норм и требований безопасности, которые действуют на объектах, где они применяются.

Эксплуатация компенсаторов

Компенсаторы применяются в строительстве, где расчетная наружная температура не опускается ниже -40 0 С. При этом сейсмичность района строительства может достигать 9-ти баллов. Компенсаторы могут применяться, если содержание хлоридов в воде не больше 200 мг/кг. Устанавливаются они на прямолинейных участках трубопровода между неподвижных опор. Причем осуществляется установка только одного компенсатора, который присоединяется к трубопроводу сваркой. Компенсатор сильфонный КСО станавливается только у одной из неподвижных опор. А на бесканальных подземных трубопроводах компенсатор устанавливается на середине участка, который ограничен двумя опорами. Перед компенсатором и после него устанавливаются направляющие опоры, которые позволяют избежать радиального перемещения трубопровода. Бесканальная прокладка не подразумевает установку направляющих опор. Стоит отметить, что при установке сильфонных компенсаторов нельзя примять подвесные опоры.

Правильная установка неподвижных и скользящих опор на трубопровод с сильфонными осевыми компенсаторами КСО:

Основная задача при установке осевых сильфонных компенсаторов состоит в том, что бы смонтировать их вблизи неподвижных опор. Как правило, компенсатор КСО устанавливают на расстоянии 2Ду от неподвижной опоры.

Далее требуется выбрать правильное расстояние скользящих направляющих опор трубопровода. Правильное расстояние можно определить по приведенному ниже чертежу:

L3 определяется по графику.

Максимальное расстояние между осями направляющих опор определяется по приведенному ниже графику в зависимости от давления в технологической системе трубопровода и его диаметра:

На картинке снизу показано правильно расположение компенсаторов сильфонных КСО с неподвижными и скользящими опорами и неправильное.

Монтаж компенсаторов

Монтаж компенсаторов проводится согласно проекту трубопровода. Хранение и транспортировка осуществляется в заводской упаковке, чтобы предупредить механические повреждения, а распакованные компенсаторы на открытых площадках не хранятся – это может привести к потере их эксплуатационных характеристик. Сварочные работы должны проводиться аккуратно, чтобы брызги металла не попали на поверхность сильфона. Для этого его оборачивают асбестовой тканью. Также при монтаже избегают скручивающих и изгибающих нагрузок, не допускается провисание, нагрузка от массы труб, арматуры и других элементов. Температура воздуха при монтаже не должна быть ниже -30 0 С. Перед приваркой заводской консервант с присоединительных патрубков удаляется металлической щеткой или горячей водой.

Перед приваркой обязательно выполняется растяжка компенсаторов. Монтажная длина должна устанавливаться монтажной организацией, она должна соответствовать расстоянию между концами труб, закрепленных между двумя неподвижными опорами. Расстояние между закрепленных концов труб и температура окружающей среды фиксируется актом. Компенсатор приваривается к одному концу участка трубопровода, а затем устанавливается специальное монтажное приспособление, которое крепится на конец патрубка компенсатора и конец участка трубопровода. После этого проводится растяжка компенсаторов до стыка с трубопроводом, и осуществляются сварочные работы. Далее монтажное приспособление снимается, проводятся гидравлические испытания, устанавливаются кожухи, а сверху них – тепловая изоляция. При этом она не должна мешать растяжению и сжатию сильфона.

Если в процессе испытаний обнаруживается, что компенсатор не герметичен, то он демонтируется и устанавливается новый компенсатор, так как ремонту и техническому обслуживанию такие изделия не подлежат.

Тепловое удлинение расчетного участка трубопровода

Таким образом, что бы определить сужение/расширение трубопровода, требуется хотя бы знать параметры из формулы и расстояние между неподвижными опорами. Соответственно, потом можно уже подобрать тип и параметры сильфонных компенсаторов.

Комплектующие для опалубки

Качество постройки из монолитного бетона зависит не только от опалубки, но и от правильно подобранных к ней комплектующих. От их надёжности зависит прочность и герметичность опалубочной системы, правильность её установки и закрепления. Поэтому при приобретении опалубки стоит одновременно подобрать и купить комплектующие для опалубки.

Комплектующие для установки и фиксации опалубки стен, фундаментов и колонн

Щиты опалубки стен и фундаментов собираются и закрепляются в правильном положении стяжными комплектами. Стяжной комплект изготавливается из высокопрочной стали и включает в себя стяжной болт диаметром 17 мм, литую гайку и шайбу. Длина болтов варьируется от 800 до 6000 мм.

Иногда вместо стяжного комплекта используют пружинный зажим (клипсу), болт здесь заменяет арматура диаметром 6-10 мм, для закрепления зажима применяется специальный ключ. Для установки и фиксации опалубки колонн стяжным комплектом служит шкворень в сборе с гайкой и шайбой.

Выпускаются комплектующие опалубки для фиксации вертикально установленных щитов в нужном положении. Это подкосы винтовые и телескопические, одноуровневые и двухуровневые. Их рабочий диапазон от 2,4 до 14,3 м. Винтовые подкосы применяются при работе на высоте.

Приспособления для соединения щитов

Чтобы соединить и выровнять по плоскости щиты опалубки, употребляют замки разных типов:

  • замки клиновые из литой стали, чугунные и стальные винтовые замки с рабочим диапазоном до 140 мм;
  • универсальные удлиненные замки, соединяют плоскости под прямым углом, рабочий диапазон до 390 мм.

Стыки между щитами опалубки укрепляют выравнивающими балками длиной от 800 до 4500 мм. Углы крупных панелей, собранных из отдельных щитов, фиксируются угловыми балками. Угловые элементы из алюминия или стали используют для формирования углов опалубки колонн. Как дополнительные комплектующие при необходимости наращивания длины опалубки применяют доборные щиты-компенсаторы длиной 60-200 мм, высотой 300 мм.

Ламинированная фанера

Этот материал используется для опалубки стен, перекрытий, фундамента и колонн. Получил свою популярность благодаря высоким водостойким свойствам. Фанера для опалубки перекрытий – 21 мм, для опалубки колонн, стен и фундамента – 18 мм. Размер листа стандартный 1250Х2500 мм, 1220х2440 мм или 1500х3000 мм.

Комплектующие для опалубки перекрытий

Устройство опалубки на телескопических стойках

Телескопические стойки – комплектующие к опалубке перекрытий, они устанавливаются в треноги. Три изогнутые стальные трубы подвижно соединены между собой, зажим треноги жёстко фиксирует стойку опорной части опалубки перекрытия в вертикальном положении.

Унивилка служит для фиксации деревянных двутавровых балок. Это металлический лист с приваренными к нему штырями, уголками, жёлобами, который крепится на верхнюю часть опорной стойки.

Для создания контуров при бетонировании перекрытий применяют специальные упоры для заливки бетона.

Дополнительные комплектующие опалубки

На стяжной болт при монтаже надевается трубка ПХВ, она защищает болт от бетона и позволяет снять его при демонтаже опалубки. Чтобы бетон не попал в трубку, её закрывают пластиковым фиксатором «конус». На арматуру для защиты металла от коррозии надевают пластмассовые фиксаторы «звёздочка».

Для обеспечения безопасности рабочих при заливке перекрытий используют кронштейны, ограждающие края столов опалубки и перекрытия. Для безопасной работы монтажников опалубки и строителей, выполняющих заливку бетона в опалубку стен, применяют кронштейны подмостей с перилами ограждений длиной 1500-2400 мм. Защитно-улавливающие сетки длиной 1500-2400 мм страхуют рабочих на случай падения, предохраняют от падения с высоты инструмент, материалы.

Для любых конструкций из бетона, во время строительства, обязательно потребуется опалубка. Это совсем не второстепенная работа, как могут подумать многие. .

Строительство долговечных и качественных монолитных сооружений невозможно без использования добротной опалубки, собранной из качественных элементов. В состав опалубочной системы входит .

Двухуровневые опалубочные подкосы – комплектующие элементы, используемые при монтаже формовочных комплексов (опалубок), используемых в монолитном строительстве. Функционал подкосов заключается в .

Опалубка балочно-ригельная это особый тип строительной опалубочной конструкции, применяемой для отливки монолитов. Отличительной характеристикой этого вида опалубки является универсальность, обусловившая .

Инструкция по установке и вводу в эксплуатацию тканевых компенсаторов, тканевых вставок

1. Тканевые компенсаторы (далее – компенсаторы) должны устанавливаться и вводиться в эксплуатацию подготовленным опытным персоналом.

2. Перед началом работ полностью удалите упаковку и произведите осмотр компенсаторов на предмет выявления возможных повреждений вследствие транспортировки или хранения. Внутренняя полость тканевой вставки должна быть свободна от любых инородных тел или материалов, не предусмотренных конструкцией компенсаторов. Только компенсаторы в отличном состоянии допускаются к установке.

3. Компенсаторы могут быть оснащены стальными прижимными фланцами, которые соединяют тканевую вставку с фланцами на газоходе. Отверстия для болтов (шпилек) должны быть точно совмещены с соответствующими отверстиями ответных фланцев. Во избежание повреждения тканевой вставки ответные и прижимные фланцы должны быть ровными без соединительных выступов. Фланцы должны быть чистыми и прямыми. Стороны, обращенные в сторону тканевой вставки, должны быть округлены, или, по крайней мере, внутренняя грань должна быть удалена. Для предотвращения каких-либо повреждений компенсатора необходимо устанавливать крепежные болты всегда головкой в сторону тканевой вставки.

Читайте также:  Аренда дизельных генераторов: чем выгодна, выбор подходящего агрегата

4. В случае поставки компенсатора без отверстий для крепления необходимо сделать отверстия по месту. Отверстия делаются пробойником диаметром, соответствующим диаметру крепежных болтов. Допускается делать отверстия сверлением.

5. Только один компенсатор может быть установлен между двумя неподвижными точками (опорами). Любое расширение на этом участке между двумя неподвижными точками должно быть меньше, чем максимальная компенсирующая способность компенсатора.

6. Установите компенсатор возможно ближе к неподвижной точке. Если компенсатор одной стороной установлен вблизи неподвижной опоры, то с другой стороны устанавливается скользящая опора. В противном случае скользящая опора устанавливается с обеих сторон. Расстояние между опорной точкой и компенсатором приблизительно равно двойному номинальному диаметру (2 х DN, мм).

7. Использование внешнего защитного кожуха или внутреннего экрана для компенсаторов не заменяет (не исключает) скользящей опоры или опорной точки. Учитывайте направление движения среды при установке компенсатора с внутренним экраном.

8. Конфигурация и размеры неподвижных точек и скользящих опор определяются специалистами организации, производящей монтаж на основе максимальных сил и моментов, возникающих в системе.

9. Не проводите никаких испытаний на давление или утечку системы до правильной установки неподвижных точек, направляющих опор, соединений, приспособлений и других элементов системы.

10. Использование компенсатора для компенсации несоосности трубопроводов приводит к уменьшению компенсирующей способности, дополнительной нагрузке и, как следствие, сокращению срока службы компенсатора.

11. Не поднимайте компенсаторы веревками или прутьями, продетыми через резьбовые отверстия фланцев или через проходное отверстие. Поднятие компенсатора осуществляется только за установочную шпильку либо за металлическую вставку, установленную между прижимными фланцами. Убедитесь в том, что тросы или вилки погрузчика не контактируют с тканевой частью компенсатора. Не ставьте компенсатор вертикально на края фланцев.

12. Красить или покрывать тканевую вставку смазкой недопустимо.

13. При установке необходимо обеспечить, чтобы тканевая вставка не была повреждена (например, вследствие разбрызгивания металла при сварке, резких перепадов температуры, механических повреждений, зазубрин, царапин, ударов, грязи и т.п.), а также исключить попадание инородных тел внутрь компенсатора. Избегайте сварочных работ в непосредственной близости от компенсаторов. Если же такие работы необходимы, то следует предпринять соответствующие меры по защите компенсатора в виде покрытий и т.д. Компенсатор должен быть очищен внутри и снаружи и в этом состоянии подготовлен к установке и правильному функционированию.

14. Транспортировочные болты, шпильки и металлические вставки (если таковые имеются) должны быть удалены, по возможности, после завершения установки компенсатора.

15. По возможности, компенсаторы должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить их регулярную визуальную проверку на предмет выявления повреждений. О любых видимых повреждениях (как-то: вздутиях, трещинах, изменении цвета, нештатных деформациях) необходимо немедленно сообщить поставщику, а поврежденные компенсаторы должны быть заменены безотлагательно.

16. Следует не допускать резких перепадов давления в системе, превышающих расчетные параметры.

17. Неукоснительно следуйте правилам ТБ и инструкциям по установке при монтаже и эксплуатации компенсаторов.

ИНСТРУКЦИЯ ПО УСТАНОВКЕ СИЛЬФОННЫХ КОМПЕНСАТОРОВ

На участке трубопровода меж2-ух неподвижных опор разрешается монтировать только один компенсатор. Расстояние от компенсатора до неподвижной опоры не должно быть больше длины, равной четырем номинальным диаметрам трубопровода.

Перед монтажом компенсатор должен быть проверен на соответствие техническим условиям и на отсутствие дефектов или повреждений при перевозке.

При передвижении компенсатора во время установки должны приниматься меры, исключающие повреждение компенсатора и его загрязнение.

Перед монтажом компенсатор необходимо проверить на наличие/отсутствие заводской предварительной растяжки. Компенсаторы могут поставляться в свободном и полностью растянутом виде, что указывается в товарно-сопроводительных документах.

С целью правильной установки компенсатора, если это необходимо, направление потока указывается стрелкой на его кожухе или окончаниях.

Компенсатор освобождается от транспортных ограничителей перед началом растяжки. Растяжку осуществляют на длину установочного расстояния Lуст, которое определяется следующим образом:

где ΔL – полный осевой ход компенсатора,

tуст – температура окружающей среды при монтаже,

tмин – минимальная расчетная рабочая температура,

tмакс – максимальная расчетная рабочая температура.

Если компенсатор поставлен в свободном состоянии, установку рекомендовано осуществлять в следующей последовательности:

Участки трубопровода до и после компенсатора должны быть смонтированы и закреплены в неподвижных опорах Н1 и Н2 таким образом, чтобы расстояние между торцами труб в месте установки компенсатора соответствовало монтажной длине компенсатора при температуре окружающей среды, соответствующей моменту закрепления компенсатора. Температура окружающей среды и значение монтажной длины компенсатора должны быть зафиксированы в акте. После стыковки с одним концом трубопровода, проверяются отклонения соединения компенсатора и трубопровода, которые не должны превышать следующих значений:

Зазор между компенсатором и трубопроводом (между фланцами или приварными патрубками) не более 2 мм. Стыковочные плоскости патрубков/фланцев должны быть параллельны. После устранения погрешностей, производится стыковка компенсатора со вторым концом трубопровода.

Все действия аналогичны примеру 1 с той разницей, что зазор между участками трубопровода Lмонт устраивается не в месте установки компенсатора. Компенсатор устанавливают в трубопровод перед выполнением растяжки и растяжка производиться совместно с участком трубопровода. Требования по соблюдению отклонений такие же, как описаны в примере 1.

По соосностиПо параллельности
Ду ≤ 200 мм2 ммдо Ду 65± 0,5 мм
Ду ≥ 200 мм3 ммДу 65÷125± 1,0 мм
Ду 150÷200± 1,5 мм
Ду 250÷500± 2,0 мм
более Ду 500± 2,5 мм

Ось участка трубопровода, на котором устанавливается сильфонный компенсатор и ось компенсатора должны совпадать.

Поверхности соединяемых фланцев должны быть строго перпендикулярны оси трубопровода.

Неподвижные и плавающие направляющие опоры обязаныустанавливаться как показано на рисунке справа:

L1 = 4×D max; L2,3 = 14×D max; D – диаметр трубопровода.

Во избежание перекоса, затяжку гаек на шпильках стяжного устройства необходимо осуществлять последовательно или крестообразно с поворотом гайки на один оборот.

В случае, если компенсатор поставлен в предварительно растянутом виде, то после подгонки Lмонт к условиям установки, компенсатор монтируется как элемент трубопровода с соблюдением всех требований по соосности трубопровода и компенсатора. Транспортные ограничители удаляются только после окончания установки.

Применение компенсаторов

Современные компенсаторы для трубопроводов – скорее необходимость, чем дополнительное средство защиты сети. При грамотном выборе устройства, его правильной установке пользователь получает комплексный положительный эффект:

  • стабильное давление;
  • профилактика вихревых потоков;
  • герметичные соединения секций под давлением, присоединения трубопроводной арматуры.

Назначение

Из названия понятно, что компенсаторы для трубопроводов призваны компенсировать. Что и для каких целей? Объект компенсации устройств – вибрации. Они сопровождают эксплуатацию трубопроводов отопления, водоподготовки, магистралей транспортировки иной рабочей среды. Источником вибраций могут быть разные факторы:

  • перепады внутренних температур;
  • насосное оборудование;
  • внешние источники (осадки, ветер).

Постоянно воздействуя на трубы, находящиеся под давлением, вибрации приводят к деформациям соединений. Это увеличивает риск разгерметизации, аварий, утечек. Есть и обратная связь: как вибрации провоцируют деформации, так и различные дефекты (опор, труб, креплений) повышают силу вибраций.

Компенсаторы для трубопроводов «поглощают» – компенсируют разрушительные вибрации. Благодаря такой компенсации пользователю удается продлить срок службы трубопроводной сети в несколько раз.

Виды компенсаторов для трубопроводов

В современной практике популярность получили 4 вида компенсаторов для трубопроводов:

  • сальниковый;
  • сильфонный;
  • линзовый;
  • антивибрационный.

Подбор модели осуществляется в зависимости от характеристик системы, материалов труб, особенностей оснащения. В нашем каталоге класс устройств представлен широко, что позволит вам без труда подобрать подходящее оборудование для компенсаций.

Сальниковые

Один из первых видов оборудования – сальниковый компенсатор для трубопровода. Его применение возможно при следующих характеристиках сети:

  • среда – вода, пар;
  • давление – не более 25 кгс/кв. см (2,5МПа);
  • температура – до 200 (вода) или 300 градусов выше нуля (пар).

К плюсам сальникового компенсатора для труб относят высокую способность компенсации и долговечность. Минусы сальникового типа: дорогое обслуживание, сложный ремонт, требования к квалификации сотрудников, занятых обслуживанием сальникового устройства, и низкая эффективность профилактики протечек. Оборудование сальникового типа не рассчитано на угловые напряжения. Это существенно ограничивает сферу его применения (согласно проектным планам маршрута труб).

Читайте также:  Пилы аллигаторы

Сильфонные

Сильфонный компенсатор лишен недостатков сальникового, а потому пользуется огромной популярностью в ответственных отраслях (нефтехимическая и химическая промышленность, нефтепереработка, газовая область, энергетика). Применение сильфонного устройства обеспечивает компенсацию:

  • дефектов из-за перепадов температуры;
  • несоосностей труб трубопроводов;
  • широкого спектра вибраций.

Плюсы сильфонного компенсатора для трубопроводов – практичность, надежность, компактные размеры, высокая способность компенсации. Этот вид рассчитан на серьезные нагрузки и может быть использован в трубопроводных системах сложной планировки (в том числе, с расположением труб в труднодоступных зонах). При грамотном выборе сюда можно добавить простоту и скорость установки сильфонных видов оборудования

Линзовые

Линзовые виды компенсаторов для трубопровода используются в системах с относительно высоким уровнем давления. Могут выполняться с 1–4 линзами. Их применение дает:

  • компенсацию расширений из-за повышений температуры;
  • придание жесткости трубам;
  • выравнивание давления в бойлерах.

Плюсы: высокая прочность, способность выдерживать значительные напряжения (в том числе осевые и угловые). Недостатки тоже есть: низкая способность к самокомпенсации, сложная конструкция с большим количеством сварных соединений и (в результате) невысокая надежность по сравнению с сильфонными аналогами.

Антивибрационные

Антивибрационные компенсаторы или гибкие вибровставки сдерживают расширения и удлинения труб, предупреждают развитие коррозии (электролитической) и снижают силу гидроударов. Применение – для компенсации вибраций и снижения шумности работы трубопровода. Плюсы – эффективность и доступная цена. Минус – ограниченная сфера применения.

Установка

Монтаж компенсатора для трубопроводов требует соблюдения ряда важных правил. Сам процесс установки разделен на несколько этапов – подготовительный, основной и тестовый. На первом шаге из труб необходимо откачать рабочую среду.

  • Работы начинают только при полном отсутствии давления в системе.
  • Перед этим секции труб закрепляют на стационарные и скользящие опоры (последние уберегут оборудование от повреждений при расширении). Применение подвесных опор в случае выбора сильфонной модели недопустимо.
  • Установка компенсатора производится на прямых участках маршрута. Особое внимание стоит уделить безопасности монтажа на вертикальные секции (давления системы на устройство быть не должно).

Базовые характеристики конечной системы задаются еще при проектировании участка трубопровода с компенсацией (в проекте обязательно должна учитываться максимальная длина участка и соответствующая ей сила трения в зоне монтажа).

Правила выбора

Выбор компенсатора для трубопровода любого назначения строится на анализе конкретных характеристик моделей разных видов. Базовые параметры (отправные точки поиска) – давление в системе, диапазон температур, расход рабочей среды, материал труб. Кроме этого, перед принятием решения стоит учитывать следующее:

  • самый длительный жизненный цикл – у сальниковых вариантов, это одна из причин, которые сделали сальниковые устройства популярными для капремонтов сложных систем и ремонта сетей теплоснабжения;
  • между гладкостью зеркала и сроком службы набивки есть прямая связь (у моделей с более гладким зеркалом срок службы набивки больше);
  • в сетях, где велика вероятность небольших повреждений оборудования, не стоит использовать многослойные компенсаторы (при минимальных деформациях они теряют герметичность камер/каналов);
  • одно из уязвимых мест конструкции – гофра, она легко повреждается при погрузках/выгрузках и транспортировках, потому перед приемкой ее целостность надо проверять.

Купить компенсатор для трубопровода

Самый простой способ купить компенсатор для трубопровода высокого качества, полностью соответствующий условиям применения, – обратиться к профессиональному поставщику. ООО НПО «СпецНефтеМаш» много лет занимается производством и продажей арматурной продукции и оборудования для трубопроводов собственного производства и изготовления проверенными брендами. Мы подберем для вас оптимальный вид средства компенсации вибраций и доставим его в полной сохранности в любой город России или стран СНГ.

Основные требования к монтажу сильфонных компенсаторов

Для того чтобы нагрузки от возможных механических воздействий, изменения давления транспортируемой среды, вибрации от работающего оборудования и потока транспортируемой среды, а также температурных деформаций различных элементов трубопровода вследствие изменения температуры транспортируемой и окружающей сред при эксплуатации трубопроводной системы соответствовали проектным значениям, а также исключить возможность повреждений сильфонных компенсаторов и сильфонных компенсационных устройств очень важно правильно осуществить их монтаж.

Общие требования при монтаже сильфонных компенсаторов и сильфонных компенсационных устройств

Сильфонные компенсаторы и сильфонные компенсационные устройства (далее – компенсаторы) должны монтироваться в интервале температур, указанных для проведения строительно-монтажных работ. При температурах наружного воздуха ниже минус 15 ºС перемещения сильфонных компенсационных устройств с нанесенной на патрубки тепловой изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке на открытом воздухе не рекомендуются. Монтажные и сварочные работы при температурах наружного воздуха ниже минус 10 ºС должны производиться в специальных кабинах, в которых температура воздуха должна поддерживаться выше минус 10 ºС. Выполнение тепловой изоляции стыков трубопроводов пенополиуретаном или пенополимерминеральной теплоизоляцией с теплогидроизолированными сильфонными компенсационными устройствами при температурах наружного воздуха ниже 0 ºС не допускается.

К месту монтажа компенсаторы следует доставлять в упаковке предприятия изготовителя. На строительных площадках сильфонные компенсаторы следует укладывать на песчаные подушки, не имеющие камней и твердых острых предметов. Для защиты теплогидроизолированных сильфонных компенсационных устройств от прямого воздействия атмосферных осадков и ультрафиолетового излучения до начала монтажных работ рекомендуется укрывать их тентом. При монтаже должны быть приняты меры, предохраняющие компенсаторы устройства от затопления грунтовыми водами.

Монтаж компенсаторов должен производиться силами специализированной организации, располагающей техническими средствами для качественного выполнения указанных видов работ, а также имеющей право на их производство. Монтаж должен производиться по документации проектанта трубопроводной системы или механизмов. Установку компенсаторов следует производить в местах, предусмотренных проектной документацией.

До начала работ по монтажу компенсаторов необходимо смонтировать и закрепить трубопроводы на неподвижных и направляющих опорах. Перед началом монтажа необходимо освободить компенсаторы от упаковки, внешним осмотром убедиться в отсутствии повреждений, проверить соответствие монтируемых компенсаторов по рабочей проектной документации. С присоединительных поверхностей компенсаторов механически удалить защитное легкосъемное покрытие, поверхности очистить и обезжирить. Убедиться в надлежащей подготовке торцов присоединительных патрубков. У компенсаторов, при монтаже которых предусмотрена их предварительная деформация, удалить технологические ограничители (проставки, болты, приспособления).

В случае применения компенсаторов с внутренними направляющими патрубками их следует устанавливать на трубопроводах так, чтобы направление стрелки на корпусе компенсатора совпадало с направлением движения проводимой среды.

Допустимые монтажные деформации компенсаторов должны быть в пределах норм на смещение и параллельность присоединительных поверхностей соединения трубопроводов, установленных действующей нормативной документацией объекта применения. Суммарная величина монтажных и эксплуатационных деформаций не должна превышать значений, указанных в паспорте.

При монтаже учитывать, что смонтированные компенсаторы должны быть удалены от конструкций, оборудования и трубопроводов на расстояние, превышающее допустимые деформации компенсаторов.

Компенсаторы не должны испытывать не предусмотренных проектом нагрузок от трубопровода при изгибе, кручении, вибрации и перекосах трубопровода. Не допускается нагружать компенсаторы весом присоединяемых участков труб, арматуры и механизмов. При необходимости должны быть применены специальные опоры или другие устройства, устраняющие нерасчетные нагрузки на компенсаторы.

При фланцевом соединении компенсаторов с трубопроводом или оборудованием необходимо обеспечить равномерность затяжки крепежа.

Компенсаторы, у которых присоединительная арматура выполнена в виде патрубков под приварку, соединяются с трубопроводом сварным соединением стыковым швом. Сварные соединения выполняются в соответствии с ГОСТ 16037-80 «Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры» или ГОСТ 14771-76 «Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры». Тип шва указывается в проекте трубопровода.

Перед монтажом подготовить участок трубопровода к врезке компенсатора: очистить трубопровод от грязи, песка, окалины и других загрязнений.

Приварку компенсаторов производить по ведомственной технической документации, утвержденной в установленном порядке с учетом требований РД 153-34.1-003-01 «Сварка, термообработка и контроль трубных систем котлов и трубопроводов при монтаже и ремонте энергетического оборудования». Применяемая технология сварки должна обеспечивать равнопрочность сварного соединения компенсатора с элементом трубопровода при отсутствии неблагоприятного влияния на структуру и механические свойства металла соединяемых изделий.

При выполнении сварочных работ необходимо обеспечить защиту поверхностей сильфонов компенсаторов и их изоляции от попадания брызг расплавленного металла, сварного грата и окалины.

Читайте также:  Дизель электростанции — основные виды и классификация

После монтажа компенсаторов, технологические ограничители (проставки, болты, приспособления) с компенсаторов (кроме компенсаторов, при монтаже которых предусмотрена их предварительная деформация) должны быть удалены и проведены гидравлические испытания соединения компенсатора с трубопроводом или оборудованием испытательным давлением на прочность и плотность. Не допускается нагружать компенсаторы испытательным давлением не более 24 часов, а также проводить гидравлических испытаний трубопроводов с установленными компенсаторами до завершения всех работ по изготовлению и установке неподвижных и направляющих опор и закрепления на них трубопровода. Для компенсаторов, соединенных с трубопроводом сварным соединением допускается проведение контроля сварных швов неразрушающими методами в объеме 100%.

При бесканальной прокладке не допускается проведение гидравлических испытаний трубопровода с установленными компенсаторами, не засыпанного грунтом (для контроля компенсаторов и последующих работ по изоляции стыков, на это время необходимо оставить приямки). Не допускается подача горячего теплоносителя в не засыпанный грунтом трубопровод.

После завершения гидравлических испытаний (контроля сварных швов) поверхности компенсаторов, имеющие повреждение окраски, в том числе и после удаления фиксирующих элементов и монтажных приспособлений, следует зачистить и окрасить для предотвращения коррозионного износа. Покрытия должны соответствовать условиям эксплуатации и отвечать требованиям нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

Особенности монтажа осевых сильфонных компенсаторов и сильфонных компенсационных устройств с их предварительной растяжкой

Если проектом трубопроводной системы предусмотрена предварительная растяжка осевых сильфонных компенсаторов и сильфонных компенсационных устройств (далее – осевых компенсаторов), следует учесть, что осевые компенсаторы поставляются в нейтральном положении, относительно которого они могут растягиваться и сжиматься на величину – амплитуды осевого хода.

В трубопроводных системах, средняя температура проводимой среды которых выше, чем температура, при которой производится монтаж компенсаторов, осевые компенсаторы больше нагружаются работой на сжатие относительно нейтрального положения.

Для использования максимальной компенсирующей способности осевого компенсатора при его работе в трубопроводе компенсатор должен принимать нейтральное положение при температуре трубопровода:

где: tmax и tmin – максимальная и минимальная температуры при эксплуатации, º С;

Для наземной и канальной прокладки трубопровода tmin соответствует расчетной температуре наружного воздуха для проектирования отопления по СП 131.13330.2012 «Строительная климатология». Актуализированная редакция СНиП 23-01-99.

Максимальная компенсирующая способность осевого компенсатора обеспечивается посредством его предварительного растяжения до величины Lмонт, рассчитываемой по формуле:

где: L – длина компенсатора в состоянии поставки, приведенная в паспорте, мм;

ΔL – величина предварительной растяжки, мм, которая определяется по формуле:

где: a – коэффициент линейного расширения материала трубопровода;

L – расстояние между неподвижными опорами, м;

tмонт – температура трубопровода при монтаже, º С.

Величины монтажной деформации осевых компенсаторов в зависимости от температуры, при которой производится их монтаж, указывается в проектной документации трубопроводной системы.

До начала работ по монтажу осевых компенсаторов необходимо смонтировать и закрепить трубопроводы на неподвижных и направляющих опорах. После проведения испытаний участка трубопровода (без установленного компенсатора) на прочность и плотность из смонтированного на опорах трубопровода в месте, указанном в проекте, необходимо вырезать участок (“катушку”), длина которой равна длине Lмонт. Концы труб зачистить от брызг, наплывов металла и остатков изоляции. У труб необходимо снять фаски. Торцевые поверхности присоединительных элементов компенсаторов не требуют дополнительной механической доработки перед монтажом на трубопровод или патрубок оборудования.

При монтаже теплогидроизолированных пенополиуретаном сильфонных компенсационных устройств с защитной полиэтиленовой оболочкой на полиэтиленовую оболочку труб надеть неразрезные термоусаживающиеся муфты (при использовании неразрезных термоусаживающихся муфт) в заводской упаковке со смещением не менее 0,5 м от торцов полиэтиленовой оболочки труб.

На место “катушки” необходимо установить компенсатор и приварить его к одному из концов трубопровода.

С помощью специальных монтажных приспособлений произвести растяжку компенсатора и его сварку со свободным концом трубы и последующим контролем сварных швов в соответствии с требованиями РД 153-34.1-003-01.

При проведении сварки присоединительных патрубков сильфонных компенсационных устройств с трубопроводами в пенополиуретановой и пенополимерминеральной тепловой изоляции следует исключить вероятность нагрева теплоизоляции до температуры свыше 448К (175 º С) во избежание образования на рабочем месте токсичных выбросов.

Особенности монтажа стартовых сильфонных компенсаторов

Монтаж стартовых сильфонных компенсаторов (далее – стартовых компенсаторов) в трубопроводы с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной полиэтиленовой оболочкой производится в засыпанный грунтом трубопровод, в котором для установки стартовых компенсаторов оставлены приямки.

При использовании способа монтажа с предварительным поджатием стартовый компенсатор перед установкой в трубопровод подвергают предварительному поджатию на величину ΔLмонт, равную разности максимального осевого хода стартового компенсатора и величиной сжатия ΔL, соответствующей нагреву трубопровода до температуры замыкания tзам стартового компенсатора:

где: α – коэффициент температурного расширения;

tэ – минимальная температура в условиях эксплуатации;

tзам – температура замыкания – температура предварительного нагрева стартового компенсатора, при которой должна быть произведена заварка его кожухов. Максимальное и минимальное значения температур предварительного нагрева стартового компенсатора определяется в соответствии с пунктом 5.7.3.2 РД-3-ВЭП, а среднее значение можно определить по формуле:

где: t1 – максимальная расчетная температура теплоносителя.

Предварительное поджатие стартового компенсатора должно производиться с помощью специальной оснастки (двух фланцев и резьбовой шпильки с затяжкой гаек на концах шпильки). При этом необходимо исключить возможный перекос торцов патрубков стартового компенсатора.

После поджатия стартового компенсатора до величины Lмонт. его положение следует зафиксировать с помощью приварки к кожухам стартового компенсатора стальных полос (не менее 4-х шт.) или прихватками через 50 – 120 мм, равномерно распределенных по диаметру.

При использовании способа монтажа без предварительного поджатия стартового компенсатора перед монтажом необходимо соединить между собой кожуха стартового компенсатора сваркой стальных полос или прихватками через 50 – 120 мм, выдерживая размер L в состоянии поставки.

На одном из кожухов стартового компенсатора следует сделать отметку положения другого кожуха, которое стартовый компенсатор достигнет, сжимаясь на ΔL при нагреве теплопровода до температуры замыкания tзам.

Перед установкой стартового компенсатора в трубопровод в месте его установки на трубопроводе вырезается участок длиной Lмонт – при способе монтажа с предварительным поджатием ССК, или L – длина ССК в состоянии поставки при способе монтажа без предварительного поджатия.

На один из концов трубопровода надевается термоусаживающаяся или электросварная полиэтиленовая муфта длиной, превышающей длину стартового компенсатора с учетом перехлеста на полиэтиленовую оболочку трубопровода, для последующей его гидроизоляции.

После установки стартового компенсатора в трубопровод, соблюдая его центровку по отношению к основной трубе, производится приварка его патрубков к трубам стыковыми сварными швами с последующим контролем неразрушающими методами в объеме 100%. После чего производятся гидравлические испытания трубопровода с установленными стартовыми компенсаторами пробным давлением.

После гидравлических испытаний трубопровода с кожухов стартовых компенсаторов удалить приваренные полосы (прихватки).

Трубопровод заполняется теплоносителем и производится его постепенный предварительный прогрев до температуры замыкания tзам стартовых компенсаторов. Предварительный прогрев трубопровода должен производиться со скоростью, не превышающей 10 градусов в час. При этом необходимо контролировать, чтобы сжатие стартовых компенсаторов не превышало значения ΔL.

В зависимости от конкретных условий монтажа может возникнуть необходимость повышения температуры предварительного прогрева на 3 ÷ 6 градусов выше расчетной tзам для достижения расчетной величины предварительного поджатия стартовых компенсаторов ΔL.

После выдержки при температуре tзам кожухи стартовых компенсаторов завариваются между собой катетом шва не менее k, указанного в паспорте, с последующим контролем неразрушающими методами в объеме 100%.

Пропустить над кожухами стартовых компенсаторов проводники СОДК, избегая их контакта с металлическими поверхностями c помощью центраторов, и соединить их с проводниками СОДК, проложенными в пенополиуретановой изоляции труб. Сигнальные проводники должны соединяться посредством применения обжимных втулок с последующей пайкой места соединения проводников. Пайка должна выполняться с использованием неактивных флюсов.

После чего произвести повторную проверку работоспособности СОДК участка трубопровода с установленными стартовыми компенсаторами. Выполнить установку термоусаживающейся или электросварной полиэтиленовой муфты над стартовым компенсатором на полиэтиленовые оболочки соединенных со стартовым компенсатором труб, ее опрессовку и заливку пенополиуретаном. Произвести засыпку и утрамбовку оставленных приямков в местах установки стартовых компенсаторов.

Ссылка на основную публикацию