Воздушное ограждение

Техника – молодёжи 1941-04, страница 38

сти. Любопытно, что в (боевой практике были случаи, когда самолет, налетев на туго натянутый трос, срезал его, оставаясь сам совершенно невредимым.

Несмотря на то что аэростаты воздушного заграждения относительно несовершенны, они являются все же грозным препятствием для неприятельских самолетов. Аэростаты Поднимаются теперь до высоты 4—5 тысяч метров. Это заставляет самолеты противной стороны вести бомбардировку объектов, защищенных воздушным заграждением, с высоты не менее 5—6 тысяч метров. А при этих условиях точность прицельного бомбометания сильно падает. Аэростаты надежно прикрывают обороняемые объекты от атак штурмовой авиации и пикирующих бомбардировщиков, которые опасны именно тем, что .действуют обычно на очень низкой высоте.

Опыт текущей войны в i Европе показывает, что немцы при налетах на английские i города, защищенные аэростатами заграждения, вынуждены бомбардировать чуть ли не всю площадь города. Так было, например, при нападении на заводы Ковентри. Германским эскадрильям пришлось итти на большой высоте и сбрасывать бомбы на весь район города, чтобы Обеспечить попадание некоторой их части на территорию заводов. -Все это заставляет применять очень Крупные соединения самолетов (в i500 единиц и более) и ведет к огромному расходу боеприпасов.

Таким образом, воздушное : заграждение является активным средством ПВО. В современной войне оно широко используется совместно с истребительной авиацией и зенитной артиллерией.

Хотя каждый аэростат и может быть использован в отдельности, но эффективность его естественно невелика. Поэтому аэростаты заграждения почти всегда устанавливаются группами. Практика показала, что применять группу менее чем в шесть аэростатов нецелесообразно. Существуют два основных способа располагать аэростаты: по кольцу и в шахматном порядке. В первом случае воздушное заграждение устанавливается вокруг обороняемого объекта кольцом. Однако кольцевое расположение требует слишком большого количества аэростатов, а главное, не предотвращает опасности атак пикирующих бомбардировщиков. Поэтому в настоящее время от такого расположения воздушных заграждений над крупными объектами отказываются, если аэростатов нет в избытке.

Во время войны 1914—1918 годов англичане устраивали иногда заграждения, именуемые «воздушными

фартуками». Аэростаты соединялись поперечными тросами со свешивающимися концами, — получалась стальная сеть. Эта сеть поднималась обычно тремя аэростатами. К среднему прикреплялись две половинки сети своими внутренними концами, а внешними концами — к двум крайним аэростатам. Если самолет уЖ попадал в такую сеть, то его ждала верная гибель. Но «воздушные фартуки» обладали рядом весьма существенных недостатков. Весь агрегат был очень тяжел, и поэтому его невозможно (было поднимать на большую высоту. Громоздкость делала его весьма уязвимой целью для огня неприятельских самолетов. И стоило противнику сбить один из трех баллонов, как вся эта тяжелая масса шла вниз. Поэтому от «воздушных фартуков» постепенно отказались.

Сейчас аэростаты воздушного заграждения применяются! илда одиночного типа, или типа тэндем. Располагаются они преимущественно в шахматном порядке, illpn этом расстояние между аэростатами колеблется (в зависимости от высоты Их подъема) от 400 до 1000 метров. Такой интервал может показаться читателю слишком большим. Но боевая практика показала, ‘что при высоких скоростях современных самолетов летчик не в состоянии маневрировать в таких интервалах и машина должна задеть какой-либо из тросов.

Шахматное размещение воздушных заграждений выгодно еще и тем, что таким путем покрывается вся площадь защищаемого объекта. Выбытие из строя одного или даже нескольких аэростатов не нарушает обороноспособности всей системы. Сделать здесь «прорыв» неизмеримо труднее, чем- в заграждениях, расположенных по кольцу. Все это дает возможность спускать по очереди баллоны на землю для их осмотра, ремонта и смены.

Защищая свою территорию от нападений германской авиации, англичане комбинируют шахматное расположение с кольцевым.

Заграждения в воздухе прикрывают теперь многие крупные города, промышленные центры, железнодорожные узлы, порты, важные в стратегическом отношении мосты и т. п. Особенное развитие это оружие противовоздушной обороны получило в Англии. Британская армия располагает наибольшим, числом аэростатов заграждения. Все они объединены в так называемый «центр аэростатов заграждения», который подчиняется главному командованию ПВО страны. Высшей организационной единицей является «группа аэростатов заграждения». Группа, в свою очередь, делится на четыре ‘Эскадрильи. А каждая эскад

рилья насчитывает до 60 аэростатов.

Самое крупное воздушное заграждение создано на обороне Лондона. 800 «воздушных часовых» круглые сутки несут здесь боевую вахту. Устье реки Темзы также прикрывается аэростатами заграждения. Часть аэростатов (с малыми высотами подъема) установлена на баржах и судах и выдвинута в море у юго-восточного побережья Англии. Это должно мешать германцам миниро- j вать побережье, так как теперь мины часто сбрасываются в море с самолетов.

Насколько в современной войне аэростаты воздушного заграждения играют достаточно крупную роль, видно хотя бы по тому факту, что немцы вынуждены были выделить специальные самолеты для уничтожения английских аэростатов. При этом летный экипаж подвергается большому риску быть сбитым. За первый год войны было уничтожено всего 155 аэростатов. Характерно, что действия германской авиации были направлены, прежде всего, на аэростаты, защищающие портовые города. Именно в портах расположены отдельные цели небольших размеров (суда, склады). ; для поражения которых необходимо i бомбометание либо с пикирования, либо с малой -высоты. Аэростаты заграждения как раз и мешают такой бомбардировке.

В Германии также довольно широко применяются заграждения в воздухе. Так, например, они установлены I для защиты химических заводов «Лейна», важнейшего порта Гамбурга и других пунктов. Немцы поднимают свои аэростаты только ночью. Это объясняется двумя причинами: английская авиация производит свои налеты исключительно в ночное время и, кроме того, в . темноте баллоны аэростатов – незаметны для наблюдения с воздуха.

В настоящее время во всех армиях ведется работа по усовершенствованию аэростатов заграждения. Изыскиваются способы поднимать их на значительно ббльшую высоту, чтобы сделать бомбардировки с неприятельских самолетов менее дей-, ственными. Необходимо также устранить опасность срыва аэроста-‘ тов во время сильных штормов и придать воздушным заграждениям ббльшую подвижность, чтобы их можно было перебрасывать быстро из одного пункта в другой. Наконец, необходимо найти возможность быстрее поднимать баллоны на боевую высоту, иначе ‘весьма часто приходится держать аэростаты все время в воздухе.

Все эти усовершенствования, несомненно, повысят боевую ценность аэростатов заграждения.

Воздушное ограждение

В этой книге впервые собраны воедино сведения о самых невероятных порождениях военно-технической мысли — летающих танках, кривоствольном оружии, подводных самолетах, огромных орудиях и многом другом.

Читатель узнает об истории появления многих образцов такой необычной техники и причинах появления парадоксальных идей и проектов.

Воздушные заграждения

Чтобы более полно осветить необычайную судьбу дирижаблестроения, следует отметить еще одну сферу использования этих аппаратов.

В первой половине 1920 годов, после того как отшумели фронты Первой мировой войны, прокатилась и затихла волна революций, авиация заняла прочное место в арсенале вооруженных сил ведущих держав. Наряду с ростом летных характеристик качественно улучшились и средства навигации, летчики научились выполнять слепые и высотные полеты, наконец, появились первые автопилоты. А о стройной системе ПВО, созданной в последний год Первой мировой войны, более никто и не вспомнил: без хозяина она тихо развалилась и незаметно «умерла». Именно поэтому в 1920-х годах снова возникла необходимость в системе противовоздушной обороны.

В первые послевоенные годы ПВО Англии регламентировалась «Временным наставлением по противосамолетной обороне», изданным в 1922 году. Главные принципы состояли в создании активной воздушной обороны, но об аэростатах заграждения в этом документе и речи не было.

Система ПВО Франции была организована по «Временной инструкции по тактическому применению крупных соединений», принятой в 1921 году. В отличие от английских специалистов французские, наряду с истребительной авиацией, зенитной артиллерией, прожекторными и звукоулавливательными постами, не отказались и от воздухоплавательных частей, которые представляли собой роты воздушных заграждений.

Воздушные заграждения планировалось применять только массированно. Но аэростаты считались эффективными для защиты отдельных сооружений и небольших объектов и малодейственными для прикрытия больших территорий. Особо отмечалась необходимость соблюдения мер, предохраняющих свои самолеты от попадания в сети.

Спустя четыре года во Франции был издан новый документ по воздушной обороне. Он рекомендовал располагать аэростаты заграждения (АЗ) под прямым углом к вероятному курсу воздушного противника не менее чем в два ряда, с максимально допустимым интервалом 750 м.

Взгляды руководства итальянской армии на ПВО были изложены в сборнике «Воздушная оборона», изданном в 1922 году. Организация ПВО для действующей армии и для внутренней территории страны рассматривалась, как и во Франции, отдельно. Применять АЗ планировалось почему-то только в «известных случаях» и исключительно для прикрытия тыловых объектов.

В 1921 году в Германии вышла первая часть полевого устава «Вождение в бой соединенных родов войск». Здесь содержались немногочисленные указания по охране войск от воздушного противника. Во второй части, вышедшей в 1923 году, вопросам воздушной обороны была отведена отдельная глава, но об аэростатах заграждения даже не вспомнили.

Американская инструкция тактического применения зенитной артиллерии рекомендовала располагать заграждения под углом 45° к вероятному направлению полета неприятельских самолетов. Аэростаты поднимались с интервалом 250–500 м между тросами. Каждая группа должна была включать не менее десяти АЗ.

О технике аэростатов заграждения в этот период известно очень мало, поскольку почти 10 лет ими не занимались, а те работы, которые велись, носили экспериментальный характер. Что касается первых принятых на вооружение АЗ, то это были усовершенствованные образцы Первой мировой войны. Однако еще в конце войны проводились работы по качественно новым воздушным заграждениям. Так, во Франции изучались вопросы организации «речных» АЗ, способных передвигаться с места на место вдоль Сены, Марны, Уазы. Подобные заграждения предполагалось размещать и на железнодорожных платформах.

В 1918 году французы рассматривали возможность использования аэростатов в качестве «воздушных мин», снабженных взрывчатым веществом или железной «начинкой». Это был наполненный водородом бумажный баллон объемом 500 куб. футов. К верхней части стального троса крепился парашют, а к нижней — абордажный крюк. Аэростат совершал свободный полет на высоте 4000–5000 м. Самолет налетал на заграждение, цеплялся за крюк, вырывал трос, а открывавшийся парашют мешал лететь машине дальше. Испытания на заводе в Виллатахнейзе показали, что такое заграждение технически возможно и эффективность его применения довольно высока. Только отсутствие специалистов заставило отложить серийное изготовление этой системы.

Советские военные специалисты в 20-е годы в условиях отсутствия ПВО доказывали, что стране необходимы «войска воздушной обороны».

Пожалуй, первым из советских ученых тактику ПВО стал разрабатывать Н. Бородачев. Он считал, что «воздушные заграждения» устанавливаются «для преграждения пролета… неприятельских самолетов и для повреждения или даже уничтожения тех аппаратов, которые будут пытаться проникнуть через загражденный район. Сами препятствия по своему устройству могут быть двоякими: материальные — в виде проволочных сетей различного устройства и взрывчатые — в виде своего рода воздушных мин»..

По расчетам старейшего отечественного воздухоплавателя Н. Шабашева, оборона объектов, аэростатами экономически выгодней, чем зенитной артиллерией и истребительной авиацией.

К этому времени наилучшими типами аэростатов заграждения считались французские аэростаты «N» и «NN» объемом 280–450 м 3 и итальянские АЗ конструкции инженера Аворио объемом 325–580 м 3 , которые использовались еще во времена Первой мировой войны. Таким образом, на рубеже 1927–1928 годов военные теоретики ведущих государств пришли к однозначному выводу: применение воздушного заграждения в современных условиях не только возможно, но и необходимо. Наступил период поисков наилучших конструкций и способов их применения.

В 1929 году на маневрах под Осакой японцы установили семь АЗ на расстоянии 300 м друг от друга. Было отмечено, что конструкция аэростатов с натянутыми сетями между ними требует большой аккуратности и согласованности во избежание запутывания сетей.

Читайте также:  Бассейн для бани

В конце 1920-х годов подполковник польской армии Грабовский предложил для защиты «больших фабрик, в том числе и частных… иметь аэростаты». Покупать АЗ должны были хозяева предприятий, что, естественно, не вызвало большого понимания и сочувствия. В 1931 году Грабовский предложил еще один способ применения АЗ: оборона с их помощью дорог, по которым движутся войска и обозы.

К 1930 году военные разработали тактические и метеорологические условия, при которых можно было использовать АЗ. Теперь оставалось разработать способ боевого применения и выяснить их эффективность.

В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В числе практических мер предусматривалось увеличение отрядов аэростатов заграждения. До этого времени АЗ на вооружении РККА не было. В 1932 году Управление ПВО РККА считало, что аэростаты применяются в основном для морального воздействия на летчиков. В «Справочнике ВВС» 1933 года говорилось обратное: их невыгода в дороговизне и поверженности метеорологической изменчивости.

Несмотря на это, 5 апреля 1932 года в Советском Союзе по постановлению СНК сформировали первые учебные отряды аэростатов заграждения в составе ПВО Москвы, Ленинграда и Баку.

В 1931 году маршал Петэн стал генерал-инспектором воздушной обороны территории Франции. Он начал инспекции и разработал мероприятия по противовоздушной обороне отдельных объектов, в систему которых входили и АЗ.

Императорская ассоциация ПВО в Японии уже в 1932 году придавала АЗ исключительное значение. Интересно, что к «средствам боевой ПВО» японцы относили авиацию, аэростаты заграждения и только потом зенитную артиллерию, зенитные пулеметы, прожекторы и звукоулавливатели. В 1934 году в Японии состоялись крупные учения, охватившие территорию восьми префектур. Сообщалось, что впервые в учениях приняли участия АЗ японского производства. До этого использовались швейцарские аппараты.

После прихода в Германии к власти фашистов французы провели большие маневры ПВО в районе Тулона. После их окончания французский Генштаб принял решение усилить имеющиеся силы в этом районе. К этому времени французы осознали, что быстрое увеличение высоты полета бомбардировщиков может в ближайшем времени сделать аэростаты не более чем бесполезными игрушками ветра. Действительно, наиболее совершенные «баллоны» того периода в системе «тандем» поднимались на высоту 5 км. Их ветроустойчивость была всего 15 м/с. Но к этому времени уже появились бомбардировщики с потолком 7–8 км, а в ближайшем будущем прогнозировалось достижение 10–12 км высоты. Таким образом, вопрос о повышении боевой высоты подъема АЗ вновь встал на повестке дня. Выход был найден довольно быстро: появившиеся «триплеты» сразу подняли высоту «забора». Разработка АЗ в Германии после Первой мировой войны началась в 1933 году фирмами «Штеллинг» и «Редингер».

В 1936 году во Франции произошел случай, заставивший военных уделить АЗ более пристальное внимание. Журнал «Les Ailes» от 18 июня 1936 года сообщил, что самолет «Девуатин» в окрестностях Версаля зацепил крылом трос аэростата и, хотя трос был разрублен, экипажу пришлось совершить вынужденную посадку. Случай решил вопрос об эффективности применения АЗ. Повсеместно АЗ стали переводить из категории опытных в боевую.

В 1936 году в состав РККА входило 5 отрядов АЗ. Годом позже полки АЗ в составе корпусов ПВО появились в Киеве, Минске, Одессе, Батуми и других городах страны. В 1937 году в СССР АЗ разделили на высотные (до 8 км), обычные (до 5 км) и низковысотные (до 1 км).

Почувствовав нарастание угрозы новой войны, зашевелились англичане, не занимавшиеся АЗ со времен Первой мировой войны. В 1938 году министр авиации правительства его величества сэр Кингсей Вууд заявил, что АЗ будут защищать такие промышленные и торговые центры, как Бирмингем, Бристоль, Манчестер, Ливерпуль, Халл, Ньюкасл, Плимут, Саутгемптон и др. Европа переживала Мюнхенский кризис. И как бы там ни было, по официальным взглядам, АЗ имели вспомогательное значение.

Между тем увеличение дальности действия авиации привело к росту количества объектов, нуждавшихся в защите. В полном объеме прикрыть их было невозможно. Поэтому вокруг особо важных объектов ставились стационарные заграждения, а для защиты остальных заграждения передвигали на железнодорожных платформах и других транспортных средствах. Подвижность воздушных заграждений увеличивала их моральное воздействие на летчиков. Таким образом, к началу Второй мировой войны АЗ доказали свою эффективность в качестве одного из средств ПВО и повсеместно были приняты на вооружение. (Лучшим примером этому может служить статистика: на Англию за время с 13 июля 1944 года по март 1945-го немцы запустили 10 492 ракеты «Фау-1», зенитки и истребители смогли сбить 3029, а пассивные АЗ — 231.)

Подобное использование летательных аппаратов легче воздуха является совершенно неожиданным по своим задачам и конструктивным решениям. Созданный для полета человека еще в 1783 году, воздушный шар претерпел невообразимые изменения — от неуправляемого шара братьев Монгольфье до гигантских дирижаблей графа Цеппелина.

Использование аэростатов и дирижаблей в военных целях потребовало создания и соответственного оружия для их уничтожения. В начале века появились противодирижабельные стрелы («стрелки Рэнкена») длиной 20–30 см, снабженные небольшим зажигательным или подрывным зарядом и остриями или крючьями для разрушения оболочки дирижабля и воспламенения содержимого. Стрелы сбрасывали с истребителя, пролетающего над дирижаблем. Применялись эти стрелы до появления зажигательных пуль.

Еще одним типом противоаэростатного оружия являлись неуправляемые пороховые ракеты «Ле-Приер» с фугасным зарядом для борьбы с крупными, неманевренными целями (аэростаты, дирижабли). Это был первый опыт применения ракетного оружия в авиации. Ракеты были предложены в начале 1916 года французским инженером Ле-Приером. Применяться начали с весны 1916-го на Западном фронте. В качестве носителей обычно выступали истребители «Ньюпор» и «Сопвич Пан». Позднее ракеты аналогичного типа были приняты на вооружение германской авиацией.

Ракеты «Ле-Приер» запускались с помощью электрозапала из трубчатых направляющих, укрепленных на межкрыльевых стойках истребителей-бипланов.

Такова основная история использования аппаратов легче воздуха, которые не смогли соперничать с летательными аппаратами тяжелее воздуха и уступили самолетам океан, впервые покоренный человеком все же на воздушном шаре.

В чем преимущество вентилируемого забора?

При выборе ограждения для частного дома или коммерческого объекта часто возникает дилемма — устанавливать сплошное ограждение или монтировать вентилируемый забор. У второго варианта есть несколько преимуществ. Потому именно вентилируемые заборы в последнее время отвоевывают все большую нишу рынка.

Принципиальное отличие вентилируемых заборов – промежутки между элементами. В этой категории представлены сетчатые и решетчатые ограждения, штакетники, перфорированные бетонные заборы. Что касается металлических панельных оград, то естественная вентиляция характерна для таких моделей как «Ранчо», а также для линейки заборов «Жалюзи».

Очевидные плюсы вентилируемых заборов

Вентилируемая конструкция забора имеет ряд преимуществ. Они будут следующими:

  • Очевидный плюс – проницаемость для воздуха. Высокое сплошное ограждение блокирует воздушные потоки, потому даже при не слишком сильной жаре на огражденном участке будет довольно душно. Объясняется это просто — углекислый газ будет накапливаться, а его удаление будет происходить гораздо медленнее.

Отличия сплошных и вентилируемых конструкций

Все заборы условно можно разделить на две большие группы:

Первая разновидность ограждений имеет монолитную конструкцию либо собирается из плотно подогнанных элементов. Это в первую очередь бетонные и кирпичные заборы, а также ограждения из деревянных щитов. К категории сплошных можно отнести и ряд металлических панельных оград, например, заборы «Брус» и «Горизонт» от завода «МехБуд».

Принципиальное отличие вентилируемых заборов – промежутки между элементами. В этой категории представлены сетчатые и решетчатые ограждения, штакетники, перфорированные бетонные заборы. Что касается металлических панельных оград, то естественная вентиляция характерна для таких моделей как «Ранчо», а также для линейки заборов «Жалюзи».

Очевидные плюсы вентилируемых заборов

Вентилируемая конструкция забора имеет ряд преимуществ. Они будут следующими:

  • Очевидный плюс – проницаемость для воздуха. Высокое сплошное ограждение блокирует воздушные потоки, потому даже при не слишком сильной жаре на огражденном участке будет довольно душно. Объясняется это просто — углекислый газ будет накапливаться, а его удаление будет происходить гораздо медленнее.

Важно! Если на участке стоит мангал или печь для барбекю, то дым будет задерживаться сплошным забором в течение длительного времени. Так что здесь установка вентилируемой ограды – не прихоть, а необходимость.

  • Вентиляция – это не только снабжение участка свежим воздухом, но и защита от сквозняков и вихрей. Равномерный воздухообмен препятствует формированию узконаправленных потоков воздуха с большим давлением.
  • Вентилируемое секции менее подвержены ветровым нагрузкам, потому их моно устанавливать на более лёгком каркасе и фундаменте (а это — источник для экономии).
  • Вентилируемая конструкция обеспечивает не только проветривание, но и естественное освещение. Чем больше промежутки между ламелями, тем больше света получит участок вдоль забора, и тем меньшим будет его затенение. Если вы планирует разбивать по периметру участка клумбы, то стоит отказаться от сплошной ограды в пользу вентилируемого варианта.

Кроме того, не стоит забывать и о внешнем виде. В целом вентилируемые конструкции выглядят менее тяжеловесно, потому гармонируют с большинством архитектурных стилей. В последние годы тренд на отказ от сплошных оград в дизайне довольно очевиден – их ставят только в том случае, если ограждение выполняет сугубо утилитарную функцию. Примером могут служит заборы вокруг воинских частей или промплощадок.

Приватность и безопасность – минусы или…?

Оппоненты могут возразить, что сплошные ограды выигрывают у вентилируемых по другим важным показателям – безопасности и обеспечению приватности. Это действительно так, но —есть ряд нюансов:

Воздушные аэростаты заграждения — новое вооружение СССР

Правительство СССР еще до нападения фашистской армии понимало необходимость развития и укрепления противовоздушной обороны близких к границам промышленных городов и других важных объектов и населенных пунктов для защиты их от вражеской бомбардировочной авиации агрессивных государств. В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В числе практических мер предусматривалось увеличение численности и качества истребительной авиации, особенно для Москвы, Ленинграда, Баку и других городов и пунктов ПВО, формирование отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, пулеметных и прожекторных рот и отрядов аэростатов заграждения. Именно в этом постановлении впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.

Аэростаты ПВО на подступах к Ленинграду

В Красной Армии аэростаты заграждения были новым видом вооружения. Что они представляли собой? Каковы были их роль, место в бою в составе сил противовоздушной обороны? По созвучию слов люди, не знакомые с этим вооружением, считали—да и сейчас порой считают,— что препятствием для полета самолета-бомбардировщика или разведчика, т. е. собственно заграждением, является сам аэростат, плавающий на определенной высоте. Ошибочно и другое предположение, что аэростаты заграждения, поднимаясь в воздух, связаны между собой и удерживают в воздухе стальные сети. Таких аэростатов заграждения в Красной Армии не было.

Что же представляли собой разработанные советскими конструкторами и изготовленные на наших заводах аэростаты заграждения?

По внешнему виду они похожи на маленькие дирижабли. Оболочка аэростата, сделанная из прорезиненной баллонной материи, алюминированная снаружи, имела яркий серебристый цвет. Аэростат наполнялся водородом, каждый кубический метр которого имел подъемную силу 1,1 кг/м 3 . Устойчивость аэростату в воздухе обеспечивали три кормовых пневматических стабилизатора, наполняемых встречным потоком воздуха. К тросу аэростат присоединялся системой бортовых спусков и веревочных строп. Крепление аэростата к земле осуществлялось бивачными веревками с каждого борта, закрепляемыми к наземным штопорам. Кроме этого, аэростат прижимали к земле загрузочным балластом.

Читайте также:  Стеллажи для игрушек в детскую

Аэростат, имея сплавную силу, поднимаясь в воздух, вытягивает за собой с земли разматываемый с механизма автолебедки стальной высокопрочный трос. Аэростат уравновешивается на той высоте, на которой сплавная сила будет равна массе вертикально поднятого троса. Это статический потолок!

Масса оболочки аэростата 150-240 кг. Оболочка компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для сдачи аэростата была оборудована на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем — два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполняют водородом на 50—70 % газовместилища. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося наружного давления атмосферы примерно на 8— 10 % на каждый километр объем газа в аэростате автоматически увеличивается — за счет конструктивно упругого расширения оболочки или за счет вытеснения воздуха из баллонета. При выбирании (опускании) аэростата происходит явление обратное: газовый объем водорода сжимается, но аэростат сохраняет свои упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения воздухом баллонета. В первом случае речь идет об аэростате заграждения со стягивающей системой, во втором — о баллонетном.

В годы плановой экономики остро стояли вопросы снабжения газово-воздушно смесью. При современном развитии никаких сложностей с поставкой газа нет — десятки частных компаний в короткие сроки выполнят поставку в любом объеме. Например «Инфраструктура и Производство» — заказ можно сделать даже онлайн http://www.infrapro.ru/

5 апреля 1932 года постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР была принята комплексная программа военно-технических мероприятий по совершенствованию противовоздушной обороны страны.

Заказанный промышленности в 1930 году первый аэростат-тандем «КВ-КН» был испытан, и в 1932 году в подразделениях ПВО Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы и укомплектованы первые отряды аэростатов заграждения (AЗ).

В предвоенные годы и в годы войны разрабатывались и ставились на вооружение новые системы и типы AЗ, поэтому уместно сейчас показать их основные характеристики.

ХарактеристикаКВ-КНКТВ-ТНКО-1БАЗ-136БАЗ-136МАЗ-1
ТипТандемТандемОдночныйОдиночныйТандемОдиночный
Год внедрения193219381942194319431936
Период эксплуатациипо 1941по 1943по 1944по 1945 и далее
Высота подъема, максимальная в км.3,5-3,754,5-4,72,8-32,85-3,24,85-5,21
Предельно допустимая скорость ветра на высоте, м/с12-1514-1815-1816-1816-1828-30
Прочность троса, тонн0,75-1,21,2-1,41,21,21,2-1,41,5-1,2
СистемаСтягивающаяБаллонетнаяСтягивающая

Из таблицы видно, что строительство аэростатов заграждения развивалось в направлении некоторого увеличения высоты подъема и аэродинамического сопротивления силе ветра. Малогабаритный, но устойчивый морской аэростат МАЗ хотя и имел небольшую высоту подъема, но допускал эксплуатацию при плохих погодных условиях и буксировку в поднятом состоянии за катером, что диктовалось боевой обстановкой на море. В войну был отработан также аэростат БАЗ-136, который мог использоваться в качестве верхнего, нижнего или одиночного, во фронтовых условиях это повышало степень его взаимозаменяемости.

ДИСЛОКАЦИЯ И БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ АЭРОСТАТОВ ЗАГРАЖДЕНИЯ В ПВО

Аэростаты заграждения при отражении атак авиации противника взаимодействовали с войсками ПВО, истребительной авиацией и зенитной артиллерией, дополняя их огневую мощь. Каждому роду войск ПВО отводилась своя зона боевых действий. В годы войны для истребительной авиации и зенитной артиллерии наиболее сложным было отражение внезапных налетов авиации противника на малых высотах и особенно ночью или в темное время суток, при тумане и облачности. Для авиации же противника, наоборот, наиболее эффективное бомбометание осуществлялось именно на малых высотах или при снижении с пикированием, причем в ночных условиях.

Часовой у аэростата заграждения

Истребительная авиация встречала противника в воздухе за 100—150 км от границ обороняемого объекта.

Зенитная артиллерия располагалась и вела огонь в зоне ближних подступов к границе объекта и непосредственно над объектом.

Аэростаты заграждения прикрывали воздушное пространство непосредственно над объектом, а также и на отдельных участках подступа к нему, сковывая действия воздушного противника на высотах 3000-4500 м и исключая его снижение над объектом и бомбометание с пикирования. Аэростаты заграждения выставлялись в одну или две линии в направлении наиболее вероятного подхода самолетов противника к объекту.

Для защиты таких крупных и особо ответственных объектов, как Москва, Ленинград, Баку, Киев и другие города, аэростаты заграждения планировалось выставлять внутри объекта (в шахматном порядке с интервалами 800— 1000 м друг от друга) и на отдельных подступах к нему.

К этому времени были выработаны нормы количества аэростатов заграждения. Корпус противовоздушной обороны должен был прикрывать аэростатами заграждения площадь в 200-400 квадратных километров, а дивизия ПВО — площадь до 75 квадратных километров. Аэростаты заграждения должны были прикрывать также отдельные небольшие по объему, но чрезвычайно важные в стратегическом отношении объекты, такие как ГЭС, мосты, железнодорожные узлы, тыловые базы и т. д.

В этом случае они располагались вокруг объекта по радиусу воронки бомбометания бомбардировщиков, расчет которой велся с учетом зависимости от высоты полета и скорости самолета.

Подъем аэростата заграждения у Михайловского замка Ленинграда (в наст. время — Санкт-Петербург).

В связи с возрастанием опасности агрессивных действий ряда западных стран против Советского Союза и необходимостью дальнейшего повышения обороноспособности руководство страны в 1937 году проводит ряд мероприятий по укреплению противовоздушной обороны. В том числе в состав ПВО крупнейших административных центров Советского Союза были введены уже не отряды, а полки аэростатов заграждения. В ряде городов (например, в Риге, Одессе, Вильнюсе, Киеве, Минске) были сформированы дивизии ПВО. В состав частей этих дивизий входили дивизионы AЗ. Аэростатами заграждения были снабжены и отдельные бригады ПВО.

«В целом советская система ПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню средств воздушного нападения»,— такая оценка дается в книге «Войска ПВО страны» (Воениздат, 1968).

Воздушное ограждение

Дата введения 2017-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным казенным учреждением “Научно-исследовательский Центр “ОХРАНА” Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФКУ НИЦ “ОХРАНА” МВД России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 234 “Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты”

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации” . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на ограждения, предназначенные для защиты периметра охраняемого объекта.

Настоящий стандарт устанавливает классификацию и общие положения в части требований к проектированию защитных ограждений (далее – ограждений), устанавливаемых в различных климатических зонах Российской Федерации.

Требования настоящего стандарта не распространяются на ограждения, предназначенные для обеспечения защиты объектов военного и оборонного значения; федеральной государственной власти и управления; экологически опасных производств и промыслов; ядерных и радиационно опасных объектов; стратегического (мобилизационного) резерва и жизнеобеспечения; объектов тепловой и гидроэнергетики, подлежащих охране и обороне.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 армированная колючая лента; АКЛ: Стальная лента с высеченными в ней обоюдоострыми, симметрично расположенными шипами, обладающими высокими колющими и режущими свойствами, в которую для придания повышенных прочностных и пружинящих характеристик завальцована (обжата) стальная высокоуглеродистая проволока.

3.2 армированная скрученная колючая лента; АСКЛ: Армированная колючая лента, скрученная вдоль сердцевины, которую представляет собой стальная оцинкованная проволока.

3.3 барьер безопасности спиральный; ББС: Объемная спиральная конструкция из армированной колючей ленты, витки которой скреплены между собой.

3.4 барьер безопасности плоский; ББП: Плоская, спиралевидная конструкция из армированной колючей ленты, витки которой скреплены между собой.

3.5 запретная зона объекта (запретная зона): Полоса местности, проходящая по периметру территории охраняемого объекта, огороженная, обозначенная предупредительными знаками по ГОСТ Р 12.4.026 и оборудованная техническими средствами охраны, на которой запрещается пребывание посторонних лиц.

3.6 внешняя запретная зона: Запретная зона, прилегающая к внешней стороне ограждения охраняемого объекта.

3.7 внутренняя запретная зона: Запретная зона, прилегающая к внутренней стороне ограждения охраняемого объекта.

нарушитель: Лицо, совершившее или пытающееся совершить несанкционированное действие, а также лицо, оказывающее ему в этом содействие.

[ГОСТ Р 52860-2007, статья 3.1.16]

3.9 инженерные средства физической защиты, ИСФЗ: Технические средства, инженерные конструкции и сооружения, своими физическими свойствами препятствующие несанкционированному проникновению на объект и/или охраняемую зону.

3.10 защитное ограждение: Инженерное средство физической защиты, предназначенное для исключения случайного прохода людей, животных, въезда транспорта, препятствующее проникновению нарушителя на территорию охраняемого объекта.

3.11 основное ограждение: Часть защитного ограждения, предназначенная для определения границы охраняемого объекта и выполняющая основную функцию по его защите.

3.12 дополнительное ограждение: Часть защитного ограждения, предназначенная для усиления защитных свойств основного ограждения и создания дополнительных препятствий нарушителю для проникновения на охраняемый объект через основное ограждение.

3.13 предупредительное ограждение: Часть защитного ограждения, предназначенная для обозначения границ рубежа охраны и предотвращения появления в запретной зоне случайных лиц, животных и транспорта, вызывающих ложные срабатывания технических средств охраны.

3.14 опоры ограждения: Элемент конструкции, предназначенный для монтажа полотна ограждения.

охраняемый объект: Здание, помещение, участок территории, место хранения имущества или иное ограниченное пространство, оборудованное техническими средствами охранной сигнализации.

[ГОСТ Р 52435-2015, статья 3.21]

3.16 полотно ограждения: Элемент конструкции, представляющий собой физический барьер, препятствующий проникновению нарушителя.

3.17 колючая проволока: Проволока круглого, квадратного или овального сечения, на которой закреплены проволочные шипы.

3.18 противотаранное заграждение: Инженерное средство физической защиты, предназначенное для принудительной остановки транспортного средства.

система охранной сигнализации: Совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах, передачи, сбора, обработк, и представления информации в заданном виде.

[ГОСТ 31817.1.1-2012, статья 4.2]

техническое средство охраны; ТСО: Конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции, входящее в состав систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, охранного освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта.

[ГОСТ Р 56102.1-2014, статья 2.41]

3.21 фундамент ограждения: Элемент конструкции, предназначенный для монтажа опор ограждения.

4 Классификация ограждений

Ограждения классифицируют по следующим признакам:

4.1 По функциональному назначению: основное, дополнительное (верхнее, нижнее) и предупредительное (внешнее, внутреннее).

4.2 По классу защиты, обеспечиваемому ограждением.

Классификация ограждений по классам защиты охраняемого объекта в зависимости от вида используемых ограждений приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация ограждений в соответствии с классом обеспечиваемой защиты охраняемого объекта

Световое ограждение высотных препятствий промпредприятий

Световое ограждение высотных сооружений, являющихся препятствием для движения воздушных судов, выполняют в соответствии с “Наставлениями по аэродромной службе в гражданской авиации” (НАС ГА-86) с целью обеспечить безопасность полетов в ночное время и при плохой видимости (низкая облачность, туман, осадки).

Препятствия подразделяют на аэродромные и линейные. Аэродромными являются препятствия, расположенные на приаэродромной территории, т.е. на местности, прилегающей к аэродрому, над которой в воздушном пространстве происходит маневрирование воздушных судов. Для аэродромных препятствий световое ограждение предусматривается при любой их высоте.

К линейным препятствиям относятся высотные сооружения, расположенные вне приаэродромной территории, в пределах воздушных трасс или на местности. Высота линейных препятствий, на которой требуется устройство светоограждений, зависит от расположения этих препятствий. (Это положение не относится к препятствиям высотой более 100 м, которые должны иметь световое ограждение во всех случаях.)

Если линейные препятствия располагаются на территории полос воздушных подходов (ПВП), где происходит набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку, то световое ограждение устраивается для препятствий: любой высоты – при расстоянии отлетной полосы (ОП) до 1 км; высотой более 10 м- при расстоянии от ОП от 1 до 4 км; высотой 50 м и более – при расстоянии от ОП от 4 км до конца ПВП.

Световое ограждение вне зависимости от высоты должны иметь следующие линейные препятствия:

• возвышающиеся над установленными поверхностями ограничения препятствий;

• объекты управлений внутренних дел, радионавигаций и посадки.

Так как проектировщики-электрики не имеют сведений о том, как расположены препятствия относительно аэродромов, воздушных трасс, полос воздушных подходов, летных полос, то необходимость устройства светового ограждения тех или иных объектов и отнесение их к аэродромным или линейным препятствиям должна определяться заданиями генерального проектировщика, составленными на основании требований региональных управлений министерства гражданской авиации и министерства обороны.

В строительной части проекта высотных сооружений должен быть предусмотрен доступ к устройствам светового ограждения (лестницы, площадки с ограждением и т.д.).

Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м . Расстояния между промежуточными ярусами, как правило, должны быть одинаковыми. Необходимо учитывать, что высотой любого препятствия следует считать его высоту относительно абсолютной отметки участка местности, на которой оно находится. В случае, когда сооружение стоит на отдельной возвышенности, выделяющейся из общего ровного рельефа, высота препятствия считается от подошвы возвышенности.

Для линейных препятствий, расположенных внутри застроенных промышленных районов, световое ограждение устраивается от верхней точки до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки.

Протяженные препятствия (рис. 1) или их группа, расположенные близко один от другого, должны иметь световое ограждение в верхних точках по общему внешнему контуру с интервалом не более 45 м. Дополнительное световое ограждение получают наиболее высокие препятствия, входящие в вышеуказанный контур. Для протяженных препятствий в виде горизонтальных сетей (воздушные линии электропередачи (ВЛ), антенны и т.п.), подвешенных между мачтами, световое ограждение устраивается на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.

В верхних точках препятствий, а для протяженных препятствий так же в верхних угловых точках, устанавливают по два огня (основной и резервный), работающих одновременно или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного. Если в каком-либо направлении огонь светового ограждения закрывается другим (ближним) объектом, то на этом объекте должен быть предусмотрен дополнительный огонь. В этом случае огонь, закрытый объектом, если он не обозначает препятствие, не устанавливается.

Рис. 1. Пример размещения огней светового ограждения протяженного высотного препятствия: А – не более 45 м; Б – 45 м и более . Рис. 2. Пример размещения огней светоограждения по общему контуру группы высотных сооружений: А – не более 45 м; Б – 45 м и более

Рис. 3. Пример светового ограждения на дымовой трубе: Н – не более 45 м; А, В, С – фазы сети

На дымовых трубах верхние огни размещаются ниже обреза трубы на 1,5-3 м. Количество и расположение заградительных огней на каждом ярусе трубы или мачты должно быть таким, чтобы с любою направления полета были видно не менее двух заградительных огней. Примеры размещения заградительных огней на некоторых препятствиях приведены на рис. 2 и 3.

В качестве приборов светового ограждения используются заградительные огни типов ЗОЛ-2 или ЗОЛ-2М с лампой накаливания СГА220-130 (с цоколем 1Ф-С34-1), а также огни типа ЭСП-90-1.

Ввиду отсутствия заградительных огней во взрывозащищённом исполнении до освоения таких световых приборов световое ограждение во взрывоопасных зонах допускается выполнять светильниками типа Н4БН-150) с ЛН мощностью 100 Вт, с покрытием красной краской внутренней поверхности защитного стекла светильника.

Заградительные огни устанавливаются стеклом вверх на высоте примерно 1,5 м от уровня площадки обслуживания. Приборы ЗОЛ-2М и Н4БН-150 устанавливаются на стойке из стальной трубы с условным проходом 20 мм, прикрепляемой к строительным конструкциям (ограждению площадки, парапету здания и т.д.). Приборы ЗОЛ-2 крепятся с помощью скобы, входящей в комплект прибора.

Световое ограждение препятствия относится по степени обеспечения надежности электроснабжения к электроприемникам I категории и питается от двух независимых источников двумя линиями (рис. 4), начиная от распределительных устройств, постоянно находящихся под напряжением (распределительные щиты подстанций, шкафы наружного освещения предприятия, вводные шкафы цехов, эксплуатирующих препятствия)

При отсутствии двух независимых источников допускается питание заградительных огней двумя линиями от одного источника при условии обеспечения возможно большей надежности его работы. Одной линией допускается питать световое ограждение нескольких препятствий при условии, что на ответвлениях к каждому из них устанавливаются аппараты защиты.

Рис. 4. Пример схемы питания огней светового ограждения на дымовой трубе: 1 — ящик с однополюсными автоматическими выключателями; 2 – шкаф питания с одним трехполюсным автоматическим выключателем и магнитным пускателем; А, В, С — фазы сети

Питание светового ограждения опор может быть осуществлено путем емкостного отбора мощности от ВЛ.

Световое ограждение препятствий рекомендуется, как правило, включать и отключать автоматически в зависимости от уровня естественной освещенности с помощью фотовыключателей. В дополнение к автоматическому управлению должно быть обеспечено централизованное дистанционное управление из пункта управления наружным освещением предприятия или из цеха, к которому относится высотное препятствие.

Как правило, автоматическое и централизованное дистанционное управление световым ограждением рекомендуется совмещать с управлением наружным освещением в целом по предприятию или по отдельным его участкам.

Ближайшие к заградительным огням аппараты защиты рекомендуется предусматривать однополюсными (устанавливаются преимущественно на нижней части высотного сооружения). Аппаратура управления и защиты на линиях светового ограждения должна быть недоступна для случайных лиц (применение шкафов с запирающимися дверцами, установка шкафов в электропомещениях и т.д.).

Схемы дистанционного управления световым ограждением должны обеспечивать автоматическое повторное их включение после восстановления питания (кнопочное управление не допускается). Для питания светового ограждения, как правило, допускается прокладка (в земле и по сооружению) небронированных кабелей с пластмассовой изоляцией с алюминиевыми жилами.

Примеры некоторых схем управления световым ограждением приведены на рис. 5 и 6. В схеме на рис 5 автоматическое и централизованное дистанционное управление световым ограждением высотных сооружений и освещением территории предприятия, где размещаются эти сооружения, объединены.

Шкафы первого AQ1 и второго AQ2 источников питания светового ограждения обычно управляются с одного шкафа управления АК. При наличии на предприятии двух шкафов управления шкафами питания AQ1 и AQ2 рекомендуется управлять с разных шкафов АК. Шкаф АК располагается в пункте управления наружным освещением предприятия.

Шкафы AQ1 и AQ2, устанавливаемые в цехе (частью которого является световое ограждение высотного сооружения), обеспечивают возможность управления световым ограждением непосредственно из цеха. Местное управление световым ограждением при ремонтных работах осуществляется с ящика 1 (рис. 4), устанавливаемого на основании высотного сооружения.

Схема на рис. 6 приведена из типового проекта светового ограждения дымовой грубы. В ней предусмотрены общие цепи управления для заградительных огней, питаемых от первого и второго источников, что повышает вероятность одновременного выхода из строя всех заградительных огней препятствия.

Рис. 5. Пример схемы управления световым ограждением. Вариант первый: QF1-QF3 – автоматический выключатель; F1-F3 – предохранитель; КМ1-КМ5 – пускатель магнитный; A1 А2 – автоматический фотовыключатель; BF1, BF2 – фотосопротивление; SA1-SA3 – избиратель (ключ) управления; ZF1 – ящик с однополюсными автоматическими выключателями; HL1-HL4 -светосигнальная арматура; SA4-SA5 – выключатель; AQ1, AQ2 – шкаф питания светового ограждения от первого и второго источников; АК – шкаф управления; М – местное управление; О – отключено; Д – дистанционное управление; А -автоматическое управление; 1,2— вводы от основного и резервного источников питания цепей управления; 3 – к шкафу AQ2 второго источника питания, схема аналогична схеме шкафа AQ1 первого источника питания; 4 – к шкафам питания светового ограждения других объектов; 5 – к цепям управления линиями наружного освещения; 6 – к огням светового ограждения.

Рис. 6. Пример схемы управления световым ограждением. Вариант второй: QF1, QF2 – автоматический выключатель; КМ1, КМ2 – пускатель магнитный; KV1, KV2 – реле обрыва фаз (обеспечивают совместно с лампами НL1 и HL2 сигнал о неисправности вводов 1 и 2); KV3, KV4 – промежуточное реле; А1 – автоматический фотовыключатель; BF – фотосопротивление; F1, F2 – предохранитель; SA – избиратель (ключ) управления; HL1-HL4 – светосигнальная арматура; AQ1, AQ2 — шкаф питания светового ограждения от первого и второго источников; АК – шкаф управления; О – отключено; М – местное управление; А -автоматическое управление; Д – дистанционное управление; 1,2- вводы от первого и второго источников питания светового ограждения; 3, 4 – к огням светового ограждения.

Примечание. Схема предусматривает возможность дистанционного управления из пункта управления наружным освещением предприятия. В этом случае для сигнализации используются свободные блок-контакты магнитных пускателей КМ1, КМ2

Схема рассчитана на индивидуальное питание и управление каждым препятствием (дымовой трубой), что нецелесообразно в условиях крупных предприятий с большим количеством высотных сооружений. Шкафы питания AQ1 и AQ2 размещаются в цехе, частью которого является дымовая труба. Шкаф управления АК в зависимости от общей схемы управления наружным освещением размещается или в пункте управления наружным освещением, или там же, где шкафы питания светового ограждения AQ1 и AQ2.

Использованы материалы книги Оболенцева Ю. Б. Электрическое освещение общепромышленных помещений.

Ссылка на основную публикацию