Подготовка кондиционера к сезону

Готовим кондиционер к жаркому сезону

Теплые весенние деньки — повод вспомнить про кондиционер: живой он у нас или нет? Как правильно обслуживать его, чтобы он все лето радовал прохладой?

Когда осенью на термометре первый раз показываются значения плюс 10°C, то кажется: ой, какой кошмар, холодно. А когда та же цифра высвечивается по весне, то автолюбители начинают судорожно искать кнопку кондиционера, о которой зимой как-то забылось.

Подготовку к сезону кондиционирования воздуха можно разделить на несколько этапов.

Работоспособность системы

Включив кондиционер, мало убедиться, что он подает охлажденный воздух в салон. Следует, особенно на сильно неновой машине, проверить его эффективность и, соответственно, оценить степень зарядки системы хладагентом.

Включите кондиционер. Компрессор начал работать, подавая хладагент.

Скоро, буквально через несколько секунд, рука должна ощутить, как трубка леденеет, становится даже холоднее, чем если бы вы взяли в руки сосульку. Количество хладагента может быть признано достаточным, если от холода в руке начинает ломить кости. Возможна ситуация, когда трубка будет не столь холодной, как описано выше. Тогда следует посетить специализированный сервис по обслуживанию кондиционеров для диагностики утечек и зарядки кондиционера. Хотя можно, конечно же, и потянуть время, понадеявшись на русское авось, и попробовать проездить еще один летний сезон без подзарядки. Но будет обидно, если полезный девайс сдохнет в самую жару.

Каков возможный срок эксплуатации системы без подзарядки? Мне доводилось иметь дело с десятилетними автомобилями, у которых дозаряжать хладагент не приходилось. Правда, пробеги при этом были невелики. Видимо, большой пробег действует на систему даже сильнее, чем срок эксплуатации. Ну и самый худший вариант, это когда компрессор кондиционера даже не включается. Значит датчик давления хладагента «почуял» низкое значение параметра и не дал разрешения на включение системы. Тут поможет только посещение специализированного сервиса для полной диагностики.

Еще одна возможная причина низкой эффективности кондиционера — это насмерть забитый конденсатор, расположенный сразу за решеткой радиатора. За ним прячется радиатор системы охлаждения, а в близком соседстве могут располагаться еще несколько радиаторов. Но если теплообменник системы кондиционирования основательно забит зимней грязью, то он начнет выполнять роль знаменитой картонки. Такую когда-то ставили перед радиатором на плохо прогревающиеся в лютые морозы отечественные автомобили. На хороших «точках», занимающихся обслуживанием кондиционеров, есть специальное оборудование, позволяющее промыть теплообменник кондиционера без демонтажа.

Чистота — залог здоровья

Работоспособность кондиционера по холодному контуру — это только половина дела. Нужно еще, чтобы охлажденный воздух, поступающий из кондиционера, имел достаточный напор и чтобы в нем отсутствовали посторонние запахи, споры грибов и бактерии. Вот здесь лучше положиться на свои силы.

Самым простым методом является приобретение аэрозольного баллончика с очистителем кондиционера. Устройство снабжено трубкой, позволяющей забраться в недра системы и даже дотянуться до испарителя кондиционера.

Затем продуваем систему на максимальной скорости вентилятора и при открытых дверях.

Другим способом является использование специального очистителя кондиционера, который распыляет препарат на вход контура рециркуляции системы кондиционирования. Этот аэрозольный баллон немного напоминает гранату. Раз нажал на клапан, и устройство благополучно выпустит все содержимое в атмосферу. Так что, проверять девайс ни в магазине, ни в гараже, еще не добравшись до автомобиля, нельзя.

При этом должны быть включены система рециркуляции, вентилятор и кондиционер. После такой процедуры желательно заменить воздушный фильтр. Аэрозольный препарат обеззараживает и дезодорирует поверхности испарителя кондиционера и часть каналов, по которым проходит воздух. Почему часть? Да потому, что мы не затрагиваем наиболее зловонный и микробосодержащий участок воздуховода. Он расположен на самом входе в систему отопления и вентиляции. Это пространство под поводками дворников, закрытое пластмассовыми щитками, часто называемыми «жабо». Из этой полости забирается воздух в отопитель и там же оседает листва, пыль, семена, которые образуют там целый плодородный слой. Если не удалить эти залежи, то дышать вы все время будете прелой листвой, и никакая чистка кондиционера не поможет.


  • Полная очистка

    Предлагаю немного более сложный, но очень эффективный способ очистки всего воздушного тракта.

    Демонтируем поводки стеклоочистителей.

    Весь мусор, скопившийся в этом пространстве, удаляем пылесосом и щеткой. Далее поверхности кузовных деталей надо протереть сухой ветошью, а еще лучше смочить разбавленным раствором хлоргексидина. Он отобьет колониям бактерий желание селиться в этом уютном закутке.

    У разных автомобилей немного отличается месторасположение отверстия, через которое вентилятор отопителя засасывает уличный воздух. Но начало пути всегда из этого пространства.

    И вот тут и наступает звездный час для полной очистки всего тракта системы отопления и кондиционирования. Вышеупомянутые препараты можно распылять прямо в это отверстие. Каковы преимущества? Мы очищаем от пыли, грязи и болезнетворных бактерий весь тракт, начиная с входного отверстия, затем крыльчатку вентилятора, теплообменник кондиционера и воздуховоды. Только вентилятор отопителя должен быть включен на самую большую скорость, чтобы его резистор, находящийся в воздуховодах, не грелся и не был залит в горячем виде нашей чистящей жидкостью.

    И при этом способе лучше заменить сменный элемент воздушного фильтра.

    В комментариях делитесь, как часто приходится заправлять кондиционер вам и каким способом вы его чистите.

    Как запустить кондиционер после зимы: рекомендации по уходу за кондиционером после морозов

    Согласитесь, что кондиционер – неотъемлемый атрибут любого современного помещения. Срок службы систем охлаждения воздуха напрямую зависит от качества и регулярности их технического обслуживания. Это золотое правило касается не только летнего времени, но и периода сильных морозов.

    Для того, чтобы кондиционер служил вам верой и правдой как можно дольше, нужно правильно за ним следить. Учитывать тонкости эксплуатации климатической техники в зимний период.

    Так как запустить кондиционер после зимы и нужно ли ухаживать за ним в период минусовых температур? На эти и другие вопросы мы постараемся дать развернутые ответы в нашей статье.

    Правила включения кондиционера после зимы

    Для того, чтобы ваша климатическая техника прослужила как можно дольше, требуется соблюдать советы производителей и осуществлять регулярные профилактику и обслуживание климатического оборудования.

    Под профилактикой, в данном случае, подразумевается чистка, правильная эксплуатация в летний сезон, соблюдение основных параметров температурного режима и своевременная заправка кондиционера фреоном.

    Основной вопрос, который волнует многих пользователей климатической техники – это, как сделать так, чтобы кондиционер служил долго и как правильно включить его после зимы. Для этого придется соблюсти несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет продлить срок работы техники.

    Температура внешней среды

    Инструкция по эксплуатации климатического оборудования всегда содержит исчерпывающую информацию об основных правилах использования техники. Допустимые пределы температуры на улице, при которых можно включать кондиционер без ущерба для его работоспособности, зависят от конструктивных особенностей самой системы.

    На данный момент, производители выпускают климатическую технику, которая может абсолютно полноценно отапливать помещение даже при предельно низких внешних температурах. Такие кондиционеры часто используются на крупных предприятиях, в загородных виллах, гостиницах.

    Их цена значительно выше среднестатистических бытовых приборов, однако, они вполне себя окупают и способны прогревать воздух в помещении быстрее прочих электроприборов.

    Бытовые кондиционеры, в своем большинстве, также применяются для отопления. Но, конечно же, при значительно менее низких температурах. Средние показатели температуры для их безопасного использования – от +3 до -5 °С.

    Часто, кондиционеры используют для прогрева воздуха в период так называемого “межсезонья” – когда на улице заметно похолодало, а централизованное отопление еще не включили. Зимой кондиционер, который не рассчитан на морозы включать категорически нельзя.

    Чистка и техническое обслуживание

    Та часть кондиционера, которую мы видим – всего лишь его внешняя сторона. На самом деле, конструкция климатической техники гораздо сложнее и состоит из десятков небольших систем и запчастей.

    Длительная эксплуатация прибора приводит к скоплению во внутреннем блоке и фильтрах большого количества пыли. Именно это, чаще всего, приводит к поломке системы или ее неполноценной работе.

    Чистка кондиционера должна производится регулярно (не менее, чем раз в год). Из-за того, что конструкция климатического оборудования довольно непростая, то при его профилактической очистке лучше прибегнуть к услугам специалистов, но если есть уверенность в собственных силах, обслуживание техники можно произвести самостоятельно.

    Чистку внутреннего блока можно проводить и самостоятельно.

    Это очень просто:

    • откройте переднюю крышку блока;
    • выньте оттуда фильтрующие сетки;
    • тщательно промойте, пропылесосьте и высушите их;
    • установите фильтры на место и верните крышку в исходное положение.

    Эту процедуру желательно выполнять не менее двух раз в месяц. Очистка фильтров даст полную уверенность в том, что вместе с воздушным потоком, вы не будете вдыхать пыль, которая скапливается в сетках для фильтрации воздуха.

    Если своевременно не очищать систему, то она либо полностью выйдет из строя, либо начнет работать некорректно.

    Проверка давления и фреона

    Основным источником работоспособности и полноценного функционирования, как в режиме охлаждения, так и обогрева, является фреон – специальный газ, благодаря которому работают системы кондиционирования воздуха и холодильники.

    Из-за конструктивных особенностей климатического оборудования, происходит незначительная, но регулярная его утечка – в среднем – 20% в год. Это вовсе не значит, что нужно вызывать мастера и заправлять ваше устройство ежемесячно – достаточно пополнять запасы фреона перед каждым летним сезоном.

    Самостоятельно это делать категорически не рекомендуется, т.к. только квалифицированный специалист может достоверно измерять давление и количество газа в кондиционере. Для этого нужно специальное оборудование и большой опыт в сфере заправки сплит-систем.

    Кроме того, важно понимать, что фреон не только нужно регулярно дозаправлять, но и полностью выпускать из системы и наполнять ее заново. Эта процедура, к счастью, необходима не ежегодно, а раз в несколько лет.

    Грамотный мастер сам предложит эту услугу, если она будет необходима. Заправка фреоном – первый шаг, который нужно предпринять перед началом летнего сезона.

    Общая проверка работоспособности

    Перед запуском климатической техники после простоя в период морозов, следует провести общую проверку ее работоспособности.

    Под общей проверкой подразумеваются следующие меры:

    • анализ Дельта Т температуры;
    • проверка работоспособности устройства.

    Дельта Т температуры – показатель того, какой воздух выходит из решетки климатической установки. Рассчитывается и измеряется он довольно просто, поэтому сделать это может абсолютно каждый.

    Замеряем температуру входящего в устройство воздуха и температуру выходящего, вычитаем. Тот показатель, который у вас получился – это и есть Дельта Т температуры.

    В норме, нормально функционирующее устройство выдает от – 6 до – 11 °С. Отклонения от этих норм указывают на некорректную работу кондиционера и необходимость вызова мастера.

    Читайте также:  Приставные унитазы

    Функциональность компрессора, контакты и степень их окисленности, может проверить только профессионал, и, чаще всего, эта опция включена в стоимость чистки системы. Но, на всякий случай, попросите его оценить состояние электроники.

    Воздух, который выходит их решетки кондиционера должен быть холодным – это ясно каждому, однако, точные показатели его температуры смогут многое сказать об исправности устройства.

    Топ-5 советов по запуску кондиционера

    Вся нужная информация для владельцев бытовых кондиционеров умещается всего в пяти несложных правилах:

    1. Не включайте кондиционер без предварительной чистки системы и фильтров. За зиму в блоке могло скопиться много листьев, небольшого мусора, мелких веток, грязи и пыли. Всё это может нанести колоссальный вред системе и вашему здоровью. На протяжении сезона, можно самостоятельно поверхностно очищать внешний блок. Но не забудьте о том, что сразу же после чистки кондиционер включать не желательно – дайте ему полностью высохнуть.
    2. Перед тем, как запустить климатическое оборудование, убедитесь в том, что давление в системе достаточное и заправьте нужное количество фреона. В противном случае, есть риск остаться без кондиционера в пик летней жары.
    3. Убедитесь, что при включении кондиционера, температура на улице не ниже 0 °С. Если запустить прибор при более низкой температуре, то вы рискуете в лучшем случае – поломкой компрессора, в худшем – выходом из строя сразу нескольких запчастей.
    4. Регулярно проверяйте работоспособность своего устройства – замеряйте Дельту Т температуры, оцените состояние электроники и убедитесь в том, что пульт исправен. Когда все вышеперечисленные шаги предприняты – проверьте несколько режимов и опций (тепло, холод, исправность шторок, функцию ионизации и т.д.). Во время эксплуатации регулярно следите за прибором и при появлении мельчайших признаков неисправности не раздумывая вызывайте мастера.
    5. Убедитесь в том, что вблизи наружного блока нет объектов, которые бы препятствовали потоку воздуха, выходящему из него. Также, следует тщательно осмотреть его целостность. Часто этот элемент системы деформируется градом, обильными осадками или обледенением.

    Этот короткий инструктаж по корректной эксплуатации и обслуживании сплит-систем поможет вам ничего не упустить в процессе подготовки климатической техники к летнему сезону.

    Кроме того, соблюдение этих простых правил по уходу за оборудованием продлит срок работы кондиционера.

    Выводы и полезное видео по теме

    Все о том, как правильно включить кондиционер на обогрев:

    Основные правила ухода за кондиционером:

    Кондиционеры – огромное благо современного мира. Многие люди сейчас даже не могут представить свою жизнь без этих устройств, особенно в жаркое время. Но, как и все электроприборы, климатическая техника нуждается в регулярном обслуживании и правильной эксплуатации.

    Вы можете задать вопрос по теме статьи или поделиться полезной информацией, которая касается использования климатической техники после периода зимнего простоя. Оставляйте свои комментарии в расположенном ниже блоке.

    Предсезонная подготовка систем кондиционирования

    А. Кравченко

    Весна – идеальное время для проведения всех необходимых профилактических мероприятий и проверки систем кондиционирования и вентиляции. В данной статье мы попытались отразить общие моменты, на которые стоит обратить внимание как в ходе подготовки оборудования к летнему сезону, так и при регулярном техническом обслуживании

    Поломка кондиционера чревата не только расходами на его ремонт, но и вероятностью ущерба в виде порчи помещений, мебели, офисной и промышленной техники. Предотвратить аварийный сценарий развития событий поможет постоянное наблюдение квалифицированного специалиста за состоянием кондиционера и проведение им регулярных измерений технических параметров.

    Своевременное ТО снижает вероятность поломки дорогостоящих узлов и агрегатов, существенно улучшает эффективность, а также продлевает срок службы кондиционера (рис. 1). По данным Института кондиционирования и охлаждения (США), при правильной организации профилактических работ система кондиционирования воздуха прослужит минимум 12–15 лет. При этом для снижения количества отказов к адекватному уровню необходимо регулярное техническое обслуживание в начальный период эксплуатации.

    Рис. 1. Влияние техобслуживания на уровень отказов кондиционерного оборудования

    Задуматься о техобслуживании важно еще на этапе проектирования и монтажа оборудования. Речь идет о том, чтобы предусмотреть пространство для проведения работ; специальные смотровые люки; возможность свободного доступа к установке кондиционирования воздуха и т.п.

    Мероприятия по обслуживанию кондиционеров должны проводиться при помощи профессиональных компаний. Их персонал обязан знать и соблюдать правила техники безопасности. Перед началом любых работ, в частности, необходимо убедиться в том, что установка отключена от электрической сети.

    В ходе ТО выполняется ряд операций, измерений и расчетов. Остановимся на некоторых моментах, требующих, как показывает практика, дополнительного внимания.

    Внимание – фильтрам

    Фильтры, используемые в системах кондиционирования, бывают различных типов: от простых сетчатых до сложных и многоступенчатых. Работу некоторых из них можно восстановить после чистки, другие требуют замены. Это определяется типом фильтра, рекомендациями производителя или требованиями к чистоте воздуха в обслуживаемом помещении. К примеру, простые капроновые сетчатые фильтры можно легко очистить с помощью струи воды и щетки (рис. 2).

    Рис. 2 Очистка сетчатого фильтра

    В центральных системах кондиционирования и приточных вентагрегатах, как правило, используются тканевые фильтры карманного типа (рис. 3). Частота их регенерации или замены зависит от концентрации пыли в наружном воздухе и его влажности. Влага со временем может привести к полному перекрытию воздуха и выходу фильтров из строя, что повлечет за собой возникновение обводных потоков нефильтрованного воздуха. В крайних случаях происходит «цементирование» фильтров (из-за отложения пыли) с остановкой работы и возможным повреждением вентилятора или другого оборудования. На этом фоне теряется производительность и повышается потребление электроэнергии вентиляторами, снижается напор воздуха, что, в свою очередь, может привести к снижению температуры испарения и опасности обледенения теплообменника.

    Рис. 3. Фильтр карманного типа

    Кроме того, во влажных фильтрах велика вероятность развития грибка и его перенос воздухом в помещения, что может вызвать аллергию и другие недомогания.

    Свойства фильтрующих материалов возобновляют промыванием в воде с добавлением моющих средств и сушки подогретым воздухом. При выборе моющих средств необходимо обращать внимание на то, чтобы после просушивания фильтр не давал никаких запахов.

    Очистка металлических ячейковых фильтров проводится путем извлечения, промывки в горячем содовом растворе, просушивания и, при необходимости, промасливания. Ячейковые фильтры из синтетического материала очищают при помощи легкой встряски, пылесоса (или струи сжатого воздуха) со стороны, противоположной направлению движения потока воздуха, промывки в горячем содовом растворе и просушивания. Регенерация таких фильтров возможна (в зависимости от типа используемого материала) не больше трех раз.

    Мягкие и жесткие высокоэффективные карманные фильтры, а также фильтры тонкой очистки, как правило, не подлежат регенерации. После загрязнения их необходимо заменить. (Для увеличения срока службы таких фильтров перед ними обычно устанавливаются фильтры грубой предварительной очистки.) При каждой замене воздушного фильтра производят проверку уплотняющих прокладок, обеспечивающих герметичность. При необходимости их меняют. Крепления рамок фильтров также должны быть исправны.

    При выполнении работ по замене или очистке фильтров в целях безопасности стоит воспользоваться респиратором и защитными очками.

    Чистка теплообменника

    Теплообменник является важнейшей составляющей системы кондиционирования – с его помощью осуществляется теплообмен между тепло- или хладоносителем и окружающим воздухом. Обычно теплообменник представляет собой трубу с оребрением, внутри которой циркулирует хладоноситель. Как правило, в системах кондиционирования оребрение обдувается окружающим воздухом. Для хорошей его циркуляции через теплообменник необходимо обеспечить чистоту пластин, так как при их загрязнении повышается аэродинамическое сопротивление (что уменьшает количество проходящего воздуха), снижается коэффициент теплопередачи. Теплоизоляционный слой на поверхности теплообменников, например конденсаторов, вызывает рост температуры и давления конденсации. При этом значительно падает производительность батарей теплообмена, растет энергопотребление. Как свидетельствует опыт специалистов, после полутора лет работы новой установки, вследствие скапливания загрязнений, производительность батарей теплообмена понижается на 27%. Кроме того, компрессор переходит в режим работы, при котором соотношение давлений становится более высоким. Температура газа на участке нагнетания возрастает до такой степени, что может вызвать подгорание масла.

    Еще один негативный фактор – коррозия оребрения теплообменников. Алюминиевые пластины довольно быстро покрываются тонкой пленкой окисла, которая снижает эффективность теплообмена. При отсутствии регулярного ТО она вместе с грязью образует столь плотный слой, что удалить его становится практически невозможно. В результате возрастает потребление электроэнергии и более интенсивно расходуется моторесурс оборудования.

    Пластины теплообменника очищаются при помощи продувки сжатым воздухом (от компрессорной станции) в направлении против рабочего потока воздуха. Если такая очистка не дала эффект, то теплообменник промывается струей воды или, если есть возможность, вынимается и промывается паром. Однако далеко не всегда есть возможность снять теплообменник или промыть его на месте, поскольку стекающая во время этой процедуры грязная вода испортит фасад здания, на котором установлен внешний блок кондиционера. Поэтому зачастую ограничиваются продувкой сжатым воздухом и очисткой теплообменника щетками с ворсом средней жесткости. Металлические щетки использовать не рекомендуется.

    В случае, если пластинчатый теплообменник загрязнен жирными или липкими частицами, его очищают струей горячей воды (температура – до 90 °С, максимальное давление – 6 бар). При этом можно использовать специальные моющие средства. Не стоит применять для чистки теплообменников внутренних блоков мыльный раствор, ведь он дает стойкий, трудновыводимый запах. В настоящее время на рынке представлено множество специальных средств, которые эффективно удаляют грязь и ржавчину, а также защищают поверхности теплообменников от коррозии.

    Проверка дренажного канала

    При работе кондиционера в режиме охлаждения или осушения на теплообменнике внутреннего блока конденсируется влага, которая затем стекает в поддон, а из него отводится по специальному каналу. Протекая по пластинам теплообменника, данная влага частично смывает мелкие частицы грязи и пыли. Все это попадает в поддон, в котором могут накапливаться загрязнения, являющиеся благоприятной средой для развития болезнетворных бактерий (к примеру, микроорганизмов, вызывающих «болезнь легионеров» – Legionella pneumophila (рис. 4)) и грибков. После выключения кондиционера вся влага, к сожалению, не удаляется из поддона, и там начинает развиваться застойный процесс. Выход – регулярная и частая очистка пылевых фильтров, а также тщательная чистка и дезинфекция поддона и дренажного канала при выполнении ТО.

    Рис. 4. Legionella pneumophila на электросканограмме

    Засорение дренажного канала может привести к переливу жидкости за стенки накопителя и попаданию ее на другое оборудование. При выполнении ТО необходимо проверять, насколько хорошо вода вытекает из кондиционера. Это делается методом залива достаточно большого количества воды в поддон внутреннего блока (обычно не менее часовой нормы). Жидкость должна уходить легко и быстро.

    Контрольные измерения

    В список процедур ТО входит измерение ряда параметров, которые можно условно разделить на несколько основных групп:

    • электрические параметры;
    • температура и давление газа;
    • параметры воздушных потоков.
    Читайте также:  Шланг для душа: устройство, основные виды и ремонт изделия

    К электрическим измерениям обычно относят проверку силы тока, напряжения и сопротивления. Для этого достаточно обычного тестера с токовыми клещами.

    Измерение напряжения производят при работающей нагрузке. Это позволяет убедиться в том, что питающая сеть доставляет достаточно электроэнергии. Величина напряжения должна лежать в диапазоне, достаточном для нормальной работы системы. Обычно это диапазон ±20%. В трехфазных сетях важно убедиться в симметрии фаз. Разница между фазными напряжениями не должна превышать 2%.

    Для контроля нормальной работы компрессоров, мощных вентиляторов или других мощных узлов выполняют замеры силы тока. Как правило, для этого применяют так называемые «токовые клещи». Они должны быть исправны и не иметь большого люфта. Для измерения их «одевают» на соответствующий электрический провод. При замерах в трехфазных цепях измеряется ток в каждой фазе. Здесь также должна соблюдаться симметрия. Величина тока должна соответствовать норме, указанной в спецификации на обслуживаемое оборудование.

    При измерениях сопротивлений цепей оборудование должно быть обязательно обесточено. Чаще всего в ходе ТО контролируется сопротивление изоляции электродвигателей или других устройств относительно корпуса. Эти измерения производятся при помощи мегомметра.

    Для проверки работы холодильного контура необходимо выполнить измерения температуры и давления. Однако, учитывая некоторую инерционность системы кондиционирования, их нужно производить после того, как система «выйдет на режим». То есть должна произойти стабилизация ее параметров, что обычно занимает от 20 до 40 мин. По результатам измерений давления и температуры трубы на выходе теплообменника, а также температур окружающего воздуха и воздуха на выходе из теплообменника определяется так называемое переохлаждение (или перегрев) газа, которое вместе с величиной тока, потребляемого компрессором, позволяет оценить, достаточное ли количество хладагента в системе или нет. Если в результате таких замеров и расчетов выяснится, что система имеет недостаток фреона, то, прежде чем его добавлять, необходимо выяснить причину – найти утечку, устранить ее и лишь затем заправлять газ.

    Если же в результате замеров и расчетов вы приходите к выводу, что в системе избыток хладагента, то стоит, прежде всего, перепроверить результаты измерений, выяснить возможность перезаправки и лишь после этого удалять излишек фреона.

    Измерения параметров воздуха необходимы для оценки правильности работы систем обдува теплообменников в кондиционерах или вентиляторов в системах вентиляции. Обычно измеряется скорость потока воздуха и его температура. Узнав скорость потока (например, v = 3 м/сек) и определив площадь отверстия, через которое проходит этот поток (например, S = 0,5 м 2 ), можно определить расход воздуха через это отверстие:

    Q = v × S = 3 × 0,5 = 1,5 м 3 /сек, или 5400 м 3 /час.

    Расход воздуха систем СКВ обычно указывается в спецификации на оборудование. Если эта величина существенно меньше приведенного значения, это указывает либо на препятствия в подаче входного воздуха (закрыты входные клапаны, засорены фильтры), либо на сильное загрязнение лопастей вентилятора (стоит обратить внимание на потребляемый ток), либо на препятствия воздуху на выходе системы (закрытые диффузоры и решетки, неудачный проект воздухораспределения – слишком большое сопротивление воздушному потоку).

    Вентиляторы, компрессоры, электроника

    В различных кондиционерах, особенно большой производительности (крышные, канальные), широко используются вентиляторы. Такое оборудование требует проведения регулярного ТО. Проверки бывают двух типов: с включенным и выключенным вентилятором, каждая из них имеет свой набор необходимых операций.

    С выключенным вентилятором проводится проверка:

    • смазки подшипников вала;
    • выровненности ведущего шкива и шкива вентилятора;
    • параллельности валов двигателя и вентилятора;
    • натяжения ремней;
    • центровки крыльчатки на валу;
    • вращения крыльчатки (вручную) и наличия цепляний;
    • правильности положения картера защиты ремней;
    • амортизационных пружин в основании вентилятора;
    • гибкости и прочности крепления антивибрационных опор.

    Кроме того, производится очистка и снятие налета с крыльчатки.

    С включенным вентилятором осуществляют:

    • контроль вибрации и необычных шумов;
    • проверку уплотнения антивибратора;
    • замер потребляемой силы тока на трех фазах двигателя;
    • измерение скорости вращения вентилятора.

    Вентиляторы центробежного типа часто соединяются с двигателем посредством клиноременной передачи. Поэтому необходимо проверять натяжение ремня трансмиссии. Прогиб при небольшом надавливании должен быть в пределах 1,5 – 2 см от первоначального положения. Повышенное натяжение приводит к сокращению срока службы ремней и к перегрузке подшипников как вентилятора, так и электродвигателя.

    Если возникает сдвиг вала в подшипниках в осевом направлении (например, вследствие длительной эксплуатации оборудования), то требуется получить консультацию производителя вентилятора и устранить неполадку. Компрессоры в системах кондиционирования в основном используются герметичные (рис. 5). Они не требуют обслуживания. Выполняется лишь контроль напряжения питания и тока потребления, о которых говорилось выше.

    Рис. 5. Компрессор наружного блока сплит-системы

    В системах с очень большой производительностью, чиллерах, иногда используются компрессоры других типов, что обуславливает специфику обслуживания. К примеру, в винтовых и полугерметичных компрессорах большие потоки масла. Следовательно, требуется постоянный контроль и тестирование масла на кислотность, периодическая замена масляного фильтра.

    Что касается систем управления, то их правильное функционирование проверяется путем включения кондиционера в различных режимах работы. Важным моментом при техобслуживании центральных кондиционеров в начале сезона является проверка правильности работы термостатов и исправности различных датчиков.

    Выводы

    Как видим, процедура ТО в плане подготовки кондиционеров к летнему периоду довольно сложная. Кроме того, многие из вышеописанных мероприятий следует проводить регулярно. Частота проверок зависит от рекомендаций фирмы-производителя и назначения кондиционируемого помещения. Например, периодичность техобслуживания кондиционеров для жилых помещений – от 6 месяцев до 1 года; на промышленных объектах, в офисах, ресторанах и магазинах – от 3 до 6 месяцев; кассовых залах банков, гриль-барах – ежемесячно.

    Кроме того, не стоит забывать и о состоянии воздуховодов – проверять надежность соединений (из-за чего могут наблюдаться значимые потери в сети системы кондиционирования и вентиляции), а также производить очистку внутренней поверхности труб, решеток и диффузоров (во избежание загрязнений и распространения болезнетворных микроорганизмов).

    На сегодня существуют специальные компьютерные программы по техническому обслуживанию. Однако все они лишь оперируют введенными данными и не в состоянии решить возможные организационные проблемы. Вот почему на первом плане в данном случае остается высокая квалификация, мастерство и опыт обслуживающего персонала, точность измерений и использование для этого высококачественных инструментов и приборов.

    Стоит также помнить, что даже высококвалифицированное и своевременное ТО не спасает от проблем, связанных с неправильной эксплуатацией оборудования. Поэтому специалисты, проводящие техобслуживание, должны позаботиться о том, чтобы пользователь имел все необходимые инструкции, касающиеся эксплуатации оборудования.

    Больше важных статей и новостей в Telegram-канале AW-Therm. Подписывайтесь!

    Как подготовить кондиционер к лету – как почистить внутренний блок

    Как известно, зимой кондиционер не выполняет никакую функцию: он просто стоит в это время без дела. Но мусор и опавшая осенняя листва собираются как на наружных, так и на внутренних элементах этого устройства. Всё это может стать причиной выхода из строя кондиционера. Чтобы летом не произошло никаких неприятностей, необходимо позаботиться об устройстве уже весной, перед тем, как снова вводить его в эксплуатацию.

    Зачем чистить?

    Если не подготовить кондиционер к новому сезону, а сразу начать его использовать, то в один из летних дней, скорее всего, придётся обращаться в сервисную службу. А на это уйдёт много времени и денег. Но что самое ужасное – это время придётся проводить в душных комнатах собственного дома, поскольку ничто не будет создавать так нужную летом прохладу. Остекление лоджий, конечно, поможет решить такую проблему, но лишь частично.

    Основные элементы

    Система кондиционирования состоит из двух основных элементов. Один из них называется внутренним блоком, а другой – соответственно, внешним блоком. Первый находится внутри самой квартиры, а вот второй располагается снаружи – на свежем воздухе.

    Подготавливать к новому летнему сезону нужно и ту, и другую составляющие. Очистку системы без особых проблем можно выполнить самостоятельно.

    Но можно также позвать на помощь специалистов. Если же после зимы вообще не принять никаких мер по очистке и сразу начать эксплуатировать устройство, то, скорее всего, в скором времени оно выйдет из строя, и тогда уже точно придётся вызывать профессионалов, долго ожидать их прихода, да ещё и платить немалые деньги за их услуги.

    Основные задачи

    Все работы по подготовке устройства к лету должны проводиться с осторожностью. Важно выполнять всё аккуратно, стараясь не испортить элементы декора.

    Прежде чем начать работу, нужно убедиться, что устройство отключено от электрической сети. При этом после отключения должно пройти не менее 30 минут.

    Этого времени вполне хватит для полного рассеивания заряда. Вероятность получить удар током при работе будет сведена к нулю. Впрочем, даже в этом случае лучше не прикасаться к тем составляющих кондиционера, которые во время его работы находятся под напряжением.

    Очистка внутреннего блока

    Регулярно проводить очистку внутреннего блока нужно не только для того, чтобы не допустить преждевременного выхода из строя системы кондиционирования, но и для того, чтобы уберечь своё же собственное здоровье.

    Ведь при работе на фильтре образуется конденсат, который хорошо подходит для появления и размножения микроорганизмов. А исходящим воздушным потоком вредные микробы разносятся по всем комнатам. Как можно чаще нужно мыть корпус и чистить лопасти. Использовать для этого можно самый обычный пылесос.

    Фильтры

    При подготовке кондиционера к предстоящему летнему сезону следует обратить внимание на фильтры. Ведь именно эти компоненты устройства чаще других подвергаются загрязнению. На них скапливается много пыли, независимо от того, работают они или нет.

    • Загрязнённый фильтр можно почистить, а можно также заменить. Первый вариант, конечно, предпочтительнее, поскольку он не требует финансовых затрат.
    • Вообще очистку фильтра нужно проводить не реже двух раз в год. Одна из этих двух очисток как раз должна быть весенней.
    • Если вовремя не очистить фильтр, то качество его работы заметно понизится: свежего воздуха в квартиру будет проникать гораздо меньше.
    • Фильтры могут находиться как сверху приточного отверстия, так и внутри него. Очистку нужно выполнять в соответствии с инструкцией.

    Самоочищающиеся модели

    Многие производители выпускают такие модели кондиционеров, которые оснащены особыми фильтрами, способными очищаться самостоятельно, без помощи человека.

    А сам корпус при этом нередко покрывается специальными составами, которые могут отталкивать грязь и не позволяют развиваться бактериям. Но даже в этом случае всё равно нужно следить за чистотой устройства.

    Внутренние системы

    Если возникает необходимость почистить внутренние системы, то следует обращаться к специалистам. Самостоятельно выполнять такую работу не стоит, поскольку есть большой риск повредить пластиковые детали.

    Очистка внешнего блока

    Внешний блок, который располагается за пределами квартиры, невозможно не заметить, если посмотреть на стены дома снаружи. По сути, он является огромным вентилятором, заключённым в металлическую коробку, стенки которой выполнены в виде решётки.

    Читайте также:  Из чего делают смесители?

    Вообще попадания мусора во внешний блок системы кондиционирования можно избежать. Для этого осенью просто необходимо чем-нибудь его накрыть.

    Принцип работы

    Работает внешний блок следующим образом: огромный вентилятор направляет воздух к специальным катушкам и проводит его через них. Если в этих катушках окажется мусор, то его обязательно нужно убрать.

    Снятие панелей

    Перед тем как приступать к очистке катушек, следует снять боковую и верхнюю панели на внешнем блоке. В этом деле поможет отвёртка или гаечный ключ. Всё зависит от того, какой тип крепежа решили использовать производители этой модели кондиционера.

    При этом важно не забывать об основном правиле безопасности: электропитание обязательно должно быть отключено, а с момента отключения должно пройти не менее 30 минут.

    Итак, открутив боковые панели, нужно просто потянуть их от базы, а затем поднять. Эта работа может быть сложной, так как вентилятор немало весит. Не нужно тянуть за провода, отходящие от вентилятора.

    Очистка катушек

    Сняв панель, можно приступать непосредственно к очистке катушек. Делать это нужно щёткой. Движения должны быть аккуратными. Важно помнить о том, что лопасти вентилятора очень лёгкие и потому от прикосновения могут деформироваться. Это неизбежно приведёт к ухудшению качества его работы.

    Проводя очистку щёткой, важно также стараться не повредить катушки. Сначала нужно очищать катушки снаружи, а потом уже приступать к их обработке изнутри.

    Если всё же в результате неосторожных движений пластины деформируются, то им можно вернуть утраченную форму. Для этого достаточно использовать специальную «щётку для пластин». Она предназначена как раз для выпрямления деформировавшихся элементов.

    Самые въевшиеся загрязнения, с которыми не способна справиться щётка, следует удалять чистящим средством. Но при его нанесении нужно следить за тем, чтобы оно не попало на вентилятор и на металлические составляющие, которые во время работы системы находятся под электрическим напряжением.

    В некоторых случаях рекомендуется применять шланг с интенсивным фокусирующим потоком. Он будет отличным помощником в борьбе с самыми въевшимися загрязнениями.

    Для того, чтобы избежать попадания чистящего средства и воды на вентилятор, можно перед работой по очистке накрыть этот элемент полиэтиленом. То же самое можно сделать и с пластинами, дабы защитить их от возможной деформации.

    Очистка вентилятора

    Лопасти вентилятора следует аккуратно протереть какой-нибудь тканью. После этого можно в специальное отверстие капнуть немного масла. Оно будет играть роль смазки.

    Завершение очистки

    После того, как очистка будет завершена, следует подождать несколько часов, прежде чем снова подключать кондиционер к электросети. Перед тем как это сделать, важно убедиться в том, что каждый элемент устройства полностью высох.

    Подготовить кондиционер к новому сезону совсем не сложно. Всё, что нужно сделать – почистить сначала внутренний блок, а затем – внешний. Главное, выполнять работу аккуратно, стараясь не повредить хрупкие детали.


    Как подготовить кондиционер к лету

    Когда кондиционер простаивает в течение нескольких месяцев, собирая листья и другой мусор, для его дальнейшей бесперебойной работы необходимо предпринять некоторые меры по его обслуживанию.

    Если вы не проведете эти работы до наступления лета, в конечном счете, они могут обернуться для вас летом несколькими жаркими днями ожидания в связи с занятостью сервисной службы и завышенными ценами. Самое подходящее время для отладки системы кондиционирования – прямо сейчас.

    В состав системы кондиционирования воздуха входят две основных компоненты: внешний блок, который обычно находится на открытом воздухе, и испарительная установка, входящая в состав внутреннего блока. В конечном итоге, вентилятор во внутреннем блоке нагнетает охлажденный и осушенный воздух через воздуховод внутрь комнаты.

    Не проводите работы по ремонту системы кондиционирования самостоятельно. Они должны выполняться только профессионалами. Можно, однако, проводить самостоятельно очистки, чтобы ускорить процесс и свести к минимуму потребность в привлечении специалистов.

    Некоторые из задач подготовки кондиционера к лету, которые можно выполнить самостоятельно

    Перед началом работы, всегда отключайте кондиционер от питания.

    (Примечание: внешний блок содержит конденсатор, который накапливает и сохраняет электрический заряд и может быть опасным; отложите работы на полчаса, чтобы дать возможность заряду рассеяться.)

    В качестве дополнительной меры предосторожности не прикасайтесь ни к каким электрическим компонентам.

    Замена воздушного фильтра

    1) Очистите или замените фильтры.

    Очищайте и заменяйте внутренние воздушные фильтры два раза в год или по мере того, как они будут становиться забитыми пылью. Если этого не делать, поток воздуха будет ограничен, снизится эффективность кондиционера, и пыль будет циркулировать в вашем доме.

    Фильтры, как правило, расположены внутри (или сверху) отверстия возвращения воздуха (приточного отверстия). Замените одноразовый фильтр или очистите многоразовый в соответствии с указаниями производителя.

    Внешний блок кондиционера

    2) Очистите внешний блок кондиционера.

    Внешний блок, как правило, находится на улице, он являет собой большой вентилятор в металлическом ящике с решетчатыми стенками. В идеальном случае, чтобы предотвратить накопление мусора внутри этого ящика, его следует накрыть брезентом или крышкой. В противном случае, очень вероятно, что в него попадут листья, садовый мусор, и грязь – и вам придется его очистить.

    Большой вентилятор внутри металлического ящика перемещает воздух через охлаждающие катушки. Если мусор попадает внутрь блока, он, вероятно, частично заблокирует доступ воздуха к некоторым катушкам.

    Все, что препятствует потоку воздуха, сокращает эффективность внешнего блока, так что эти катушки, если они забиты, должны быть очищены в начале каждого сезона работы устройства.

    Чтобы очистить катушки, вам необходимо снять сбоку и сверху панели или защитные решетки на внешнем блоке кондиционера, используя отвертку или ключ, в зависимости от типа используемого крепежа.

    Прежде чем открыть кондиционер, убедитесь, что питание устройства отключено.

    Просто отвинтите боковые панели и потяните их по направлению от базы, затем поднимите вверх, что может быть тяжело из-за веса вентилятора, прикрепленного к нему. Не тяните провода, подключенные к вентилятору.

    Используйте щетки для очистки охлаждающих катушек или обычную мягкую щетку, с их помощью аккуратно очистите катушки снаружи. Будьте осторожны, чтобы не погнуть тонкие лопасти вентилятора или не повредить катушки.

    Если вы согнули пластины, вы можете их выпрямить при помощи “щетки для пластин”, созданной специально для таких целей. После очистки катушек снаружи, очистите их изнутри.

    Чтобы очистить въевшийся мусор, обработайте катушки чистящим средством изнутри, стараясь не распылять его на вентилятор или на электрические компоненты. Иногда необходимо использовать шланг с сильным сфокусированным потоком для очистки сильно въевшейся грязи, но будьте предельно осторожны, выполняя это.

    Не согните пластины, не залейте базу, не забрызгайте водой электрические компоненты или вентилятор, накройте эти части полиэтиленовым мусорным пакетом.

    Также помните, что делать это нужно аккуратно, поскольку образовывающаяся грязь может заблокировать области между пластинами.

    Соберите листья и мусор из базы внешнего блока и, если в ней имеются сточные отверстия, убедитесь, что они открыты.

    При помощи тряпки очистите лопасти вентилятора. Затем затяните все свободные болты и, если на моторе вентилятора есть отверстия для масла, капните туда несколько капель для смазки. Промокните излишки воды внутри блока тряпкой, а затем соберите внешний блок.

    Срежьте и удалите все цветы, сорняки и виноградные лозы, которые могут блокировать поток воздуха через внешний блок.

    Дайте устройству полностью высохнуть, а затем включите питание кондиционера снова.

    3) Проверьте трубопроводы с охлаждающей жидкостью.

    Трубы или трубки с хладагентом, которые выходят от испарителя внутреннего блока и ведут к внешнему блоку, как правило, покрыты изолирующей пеной, чтобы предохранить их от потери энергии.

    Если вы видите области, где изоляция изношена или отсутствует, замените ее. Чтобы сделать это, оберните трубы, покрытые изоляционной пеной, изоляционной лентой.

    Как подготовить кондиционер машины к лету

    Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

    Очень важно производить сезонную подготовку автомобиля. После зимнего периода многие автовладельцы делают только банальную чистку салона и меняют резину, поскольку считают, что на тщательную подготовку придется излишне потратиться.

    Подготовка к летнему периоду

    Многие водители зимой стараются как можно меньше эксплуатировать машину. Летом же происходит большая активация, поэтому автомобилей на дорогах значительно прибавляется. Все популярнее становятся длительные поездки в жаркое время года. Довольно неприятным сюрпризом станет поломка машины во время запланированного отдыха на море. В чем опасность летней жары для авто:

    • из-за раскаленного асфальта сцепление шин заметно становится ниже;
    • возрастает нагрузка на охладительную систему;
    • мотор часто перегревается;
    • повышается нагрузка на систему, отвечающую за кондиционер;
    • эффективность тормозов снижается.

    Правила ухода за кондиционером в машине

    Можно провести ряд мероприятий, чтобы система работала беспрекословно. Прежде всего, важно осуществить чистку и мытье радиатора-конденсатора. В основном он располагается спереди радиатора охлаждения или немного поодаль. Сначала потребуется продув радиатора кондиционера, после чего, используя мыльную воду, мягкой щеткой его следует промыть. Лучше такую очистку производить по несколько раз в течение сезона, поскольку в летнее время часто происходит его засорение пылевыми частицами и мошками, в зимний период на решетке происходит оседание грязи и опасных реагентов с дороги.

    После очистки можно переходить к проверке целостности уплотнителей и патрубков. При обнаружении течи, лучше отогнать машину на СТО и произвести ремонт, поскольку потребуется слив жидкости из системы и последующая очистка и вакуумирование. Важно не забывать проверять уровень хладагента в системе и своевременно осуществлять дозаправку. Лучше доверить данный процесс и обслуживание автомобильного кондиционера профессионалам.

    Насколько частыми должны быть проверки и обслуживание кондиционера

    Для длительной исправной работы кондиционирования, важно регулярно обслуживать кондиционер и все системы, связанные с ним. При этом обязательно делают диагностику исправности таких деталей как компрессор, испаритель, шланги, прокладки, а также замеряют количество хладагента внутри системы. Более часто необходимо осуществлять проверку шлангов и прокладок системы, поскольку через определенное время они становятся сухими, а значит, герметичность может нарушиться. Автопроизводителями рекомендуется проведение проверки системы не реже одного раза в год, при этом лучше это делать в специализированной автомастерской.

    Наиболее оптимальным сезоном для проверки считается весна, поскольку перед тем как наступит жара, должна присутствовать уверенность в том, что кондиционер будет хорошо работать и создавать комфортную прохладную атмосферу внутри салона. Чаще всего на проверку работоспособности системы и обслуживание не требуется слишком много времени. Но это лишь при условии, что все работы будут производиться в автомастерской, где имеются специалисты с соответствующим опытом и оборудованием.

  • Ссылка на основную публикацию