Как сделать электрощиток в гараж

Электрощиток в гараж

Электрощит в гараже является необходимым элементом системы энергоснабжения. При его отсутствии или при неправильной сборке помещение не может быть введено в эксплуатацию. Поэтому желательно заблаговременно ознакомиться с особенностями устройства электрического щита, перечнем необходимого оборудования и нюансами его сборки.

Проводка в гараже: требования правил

Гараж является пожароопасным местом. Там хранится и сам автомобиль, и некоторый запас горюче-смазочных материалов. Поэтому в целях безопасности продуманности и качеству монтажа электропроводки стоит уделять максимум внимания.

Еще на этапы планирования необходимо придерживаться следующих правил:

  • кабели по стенам прокладываются исключительно вертикально или горизонтально. Повороты выполняются под углом 90 градусов;
  • в отапливаемых гаражах минимальное расстояние от провода до отопительных труб – 10 см (требования ПУЭ 2.1.57);
  • высота установки розеток – 60 см, выключателей – 1.5 м. При этом последние рекомендуется размещать на расстоянии 10-15 см от дверного косяка;
  • размещать розетки по всему периметру гаража не имеет смысла. Во-первых, при выполнении работ их легко повредить. Во-вторых, удобнее разместить группу розеток вблизи основного рабочего места и при необходимости пользоваться удлинителем. Дополнительные розетки могут понадобиться лишь рядом станками, если таковые имеются, а также в составе электрического щита;
  • в смотровой яме, где высока вероятность появления влаги, розетки и лампы на 220В размещать запрещено. В подобных условиях допускается установка розеток на 12В и ламп освещения того же напряжения. Блок питания на 12В удобно разместить в электрическом щите. Низковольтную магистраль для потребителей в яме удобно проложить в стяжке бетонного пола.

Проводку на розетки и освещение желательно оснастить независимыми автоматическими выключателями. В этом случае появится возможность ремонтировать розетки при свете.

Если планируется использование станков, то имеет смысл обратиться в местную энергосбытовую компанию по поводу возможности прокладки трехфазной линии электроснабжения. Это позволит при той же силе тока подключать нагрузку большей мощности.

Что из себя представляет электрощит для гаража

Щит электрический для гаража – это панель с размещенными на ней распределительными, контрольными и защитными приборами. Такой способ монтажа позволяет компактно разместить все устройства и удобно закрепить всю конструкцию на стене. Кроме того, специально подготовленная для стандартных креплений поверхность панели упрощает процесс монтажа и модификации щитка.

Существует два типа электрических щитов – открытые и закрытые.

    Открытые применяются в тех случаях, когда необходим регулярный доступ или существует возможность разместить панель в труднодоступном (в целях безопасности) месте. Открытые панели отличаются самой низкой стоимостью на рынке электроустановочных устройств. Нетребовательные к эстетике автолюбители вполне могут собрать открытый электрощит своими руками. Достаточно лишь вырезать из текстолита лист подходящих размеров и разместить на нем необходимый набор устройств. Для крепежа можно использовать обычные саморезы, однако модульные устройства гораздо аккуратнее выглядят на DIN-рейке.

Цены на щиты электрические настенные

Устройство гаражного щитка

В состав гаражного электрощита входят следующие приборы:

  • электрический счетчик. Он должен быть опломбирован представителем энергосбытовой компании с соответствующей отметкой в техническом паспорте;
  • общий автомат защиты от коротких замыканий. Этим же устройством удобно полностью обесточивать гараж;
  • УЗО. Данный прибор в случае появления утечки тока или при касании человеком оголенного провода;
  • однофазные автоматические выключатели для каждой из линий электропроводки (освещение, станки, розетки и т.п.).

Поскольку для освещения ямы потребуется источник питания низкого напряжения, то его будет удобно и безопасно разместить именно на электрическом щите. Там же нередко размещают зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов.

Порядок подключения приборов

В первую очередь организуется ввод кабеля в гараж. Для этих целей принято использовать провода СИП. При проходе сквозь стену провода должны быть уложены внутри металлической трубы. Далее приступают к сборке собственно электрощита:

  1. Выбирается место размещения. Как правило, щитки вешают в непосредственной близости от ворот и точки ввода кабеля.
  2. После закрепления щита на стене устанавливается электросчетчик.
  3. Закрепляют общий автомат защиты от КЗ с максимальным током, равным току наиболее мощного из подключаемых потребителей.
  4. Устанавливается УЗО.
  5. Последовательно ставятся автоматы защиты на каждую линию электропроводки. Ток отсечки будет зависеть от расчетной нагрузки. Станкам необходимо 25А, электрическому ручному инструменту – 16А, на освещение можно установить автоматический выключатель на 6А.
  6. Производится соединение всех установленных приборов с помощью провода необходимого сечения. Сечение выбирается с учетом предполагаемой нагрузки. Если электричество необходимо лишь для освещения, то вполне можно обойтись проводом сечением 1.5 кв.мм. При более серьезных нагрузках (электроинструменты, станки, сварка и т.п.), то будет необходим провод сечением 2.5-4 кв.мм.

В промышленно изготовленных электрощитках для монтажа нередко имеются DIN-рейки. С их помощью приборы размещаются наиболее плотно и аккуратно.

Модульные электроустановочные изделия крепятся на DIN-рейке следующим образом:

  • верхним крепежом устройство подвешивается на рейке;
  • если необходимо, модуль сдвигается на свое место;
  • нижний фиксатор на устройстве оттягивается плоской отверткой и зацепляется за нижний бортик DIN-рейки.
  • нижний фиксатор возвращается на место, закрепляя всю конструкцию. Если фиксатор оснащен пружинкой, то эта операция происходит автоматически. В противном случае потребуется нажатие на этот фиксатор.

Чтобы полностью исключить вероятность соскальзывания приборов со своих мест, можно воспользоваться специальными фиксаторами или пассатижами подогнуть концы рейки.

Провода заземления закрепляются на специальной колодке. Крепеж производится винтами, фиксирующими провода в отверстиях колодки.

Если для коммутации применяется провода одного цвета, то желательно на концы каждого из них намотать слой цветной изоленты. Это избавит от путаницы с фазой и нолем.

Основные ошибки при подключении проводов к приборам

Примечание! Важным моментом является качество электрических соединений в щитке. Большинство возгораний происходит именно из-за плохого контакта между проводами и электроустановочными изделиями.

Поэтому важно знать наиболее распространенные ошибки, которые можно совершить при сборке электрощитка.

  1. Попадание изоляции под контакт. Оптимальная глубина зачистки провода составляет 1 см. Однако невнимательность или отсутствие знаний у монтажника может привести к тому, что глубина зачистки окажется недостаточной. При затягивании крепежного винта он упрется в изоляцию провода и раздавит ее. Площадь контакта винта и жилы провода окажется намного меньше расчетной. Если на такое соединение подать нагрузку, то произойдет нагрев в точке контакта.
  2. Подключение проводов разного сечения к одной клемме. Эта ошибка чревата тем, что жила меньшего сечения будет зафиксирована хуже, чем жила с большим сечением. Плохой механический контакт приводит к увеличению электрического сопротивления. Как результат – разогрев провода, оплавление его изоляции и расплавление корпуса модульного устройства.
  3. Неправильное формирование концов многожильного провода. Часто встречающийся выбор в пользу многожильного провода объясняется удобством работы с ним в ограниченном пространстве электрического щита. Гнется он легче, чем одножильный провод. Вместе с тем, многожильные провода требуют использования штыревых наконечников для опрессовки зачищенных концов. При попытке закрепить непрессованный многожильный провод в клемме тонкие жилы передавливаются и ломаются. Общее сечение провода уменьшается, что чревато нагревом и оплавлением и провода, и устройства. Также недопустимо пропаивать многожильные концы перед подключением к клемме. С течением времени припой будет менять форму, продавливаясь под зажимным винтом.
  4. Подключение фазы к нижней клемме автоматического выключателя. На работоспособность прибора переполюсовка влияния не оказывает и законодательно данный момент никак не урегулирован. Однако это может вызвать затруднения для электрика, не знающего об отступлении от общепринятых правил.

Видео – Ошибки при электромонтаже

Определить наличие перечисленных проблем можно по количеству ложных срабатываний защитных устройств. Если они срабатывают при одной работающей лампе накаливания, – это уже повод провести ревизию состояния клемм. Как минимум, следует подтянуть фиксирующие винты. Другим признаком является срабатывание защиты при увеличении нагрузки на сеть. Чем больший ток начинает протекать через автомат, тем больше нагреваются некачественные соединения на клеммах. В итоге срабатывает защита автоматического выключателя.

Совет! Упростить задачу и улучшить качество соединений поможет использование соединительных гребенок. С их помощью можно обеспечить подачу питания сразу на целую группу устройств с одинаковой схемой подключения. Например, на группу автоматических выключателей.

Конструктивно гребенка – это медная пластина (шина) с размещенными по одной стороне отводами. Отводы могут быть выполнены в двух формах: штыревые и вилочные. Особенность вилочных состоит в необходимости наличия специального зажима на подключаемом устройстве. Поэтому вилочные гребенки получили не столь широкое распространение.

Сечение отводов гребенки составляет 16 кв.мм. Это позволяет сохранять работоспособность проводника при силе тока до 63А.

Шаг отводов зависит от ширины устройств, которые будет соединять гребенка. Для одномодульных устройств применяются модели с шагом отводов в 17.5 мм. Для устройств в 1.5 модуля – 27 мм.

Число отводов на соединительных шинах может варьироваться от 12 до 60. Как правило, в условиях гаража такого количества потребителей не встречается. Поэтому гребенку следует обрезать до необходимой длины. Резку удобнее всего производить ножовкой по металлу. При этом длина пластикового кожуха гребенки должна быть на несколько миллиметров больше, чем длина медной шины. Это требуется для обеспечения электробезопасности. Но лучше всего воспользоваться специальными заглушками для торцов.

Кроме того, пилить следует еще до монтажа гребенки в щиток. Это избавит от металлических опилок, наличие которых в электрическом щите чревато коротким замыканием.

Устройство заземления

Заземление для гаража – крайне важный элемент электропроводки. Повышенная влажность и обилие металла делают небезопасной работу с электроинструментом, не имеющего подключения к заземлению.

Схема размещения электродов в грунте может быть любой. Это может быть треугольник, Т-образная схема и т.п. Т-образное размещение в условиях гаража применяется чаще всего. Два электрода можно вбить в дно смотровой ямы, а два других – в углы либо со стороны ворот, либо у задней стенки.

В качестве электродов можно использовать металлические уголки длиной 2-2.5 м. Сечение – от 50х50 мм. Как вариант, можно вбить металлическую трубу со стенками толщиной не менее 3.5 мм. Диаметр трубы должен быть не меньше 32 мм. Оптимальное расстояние между электродами – 1.2 м.

Для соединения электродов между собой и подключения к электрощиту применяют медный и алюминиевый провод. Для первого сечение должно быть не менее 6 кв.мм., Для второго – не менее 16 кв.мм.

Чтобы провод имел наиболее плотный контакт с контуром заземления, к уголкам можно приварить болт, либо воспользоваться накидной клеммой.

Обустройство электрического щитка в гараже – это не только необходимость следования нормам закона. Правильно собранный щиток это еще и собственная безопасность, и гарантия от пожара из-за проводки. Поэтому к проектированию электрощита и его монтажу желательно подойти со всей полнотой ответственности.

Цены на щиты распределительные

Видео – Сборка электрического щитка в гараже

Как сделать электрощиток в гараже своими руками

В гараже невозможно обойтись без электроэнергии, иначе это обыкновенный бокс для хранения автомобиля, инструментов и техники. На этапе строительства и проведения электроэнергии нужно позаботиться об обустройстве щитка для гаража. Его корпус дополнительно оснащен прибором для учета потребляемой электроэнергии. Приобрести в специализированных магазинах можно уже готовые конструкции, которые получили название – гаражный щиток электрический, или изготовить самостоятельно.

  1. Зачем устанавливать электрический щит в гараж
  2. Описание электрощита
  3. Какое устройство можно установить в гараж
  4. Схема подключения элементов управления внутри коробки
  5. Схема электрощитка в гараже

Зачем устанавливать электрический щит в гараж

Электрощиток для гаража

При монтаже и регистрации устройства гараж становится помещением, которое необходимо полноценно обустроить, чтобы оптимизировать его функциональные возможности. При выборе оборудования заранее должна продумываться и планировка, площадь помещения. Обусловлено это тем, что именно эти факторы определяют объемы потребляемой электроэнергии. Для максимального комфорта помещение делят на несколько зон:

  • Основная часть, предназначенная для хранения автомобиля.
  • Дополнительная зона, предназначенная для хранения инструментов, а также размещения рабочей зоны и ремонтной ямы.

Многие автовладельцы сами проводят шиномонтаж и прочий ремонт, следовательно, освещение в помещении требуется полноценное. Для осуществления большого количества работ, требуется установка качественного щита.

Описание электрощита

Устройство защитного отключения

Устройство представляет собой удобную и функциональную панель, внутри которой находится специальное электрическое оборудование. Благодаря его работе осуществляется прием и распределение тока. Производят оборудование из материалов, устойчивых к механическим и термическим воздействиям. Электрощиток оснащен дверцей, которую необходимо всегда запирать. При выходе из гаража устройство можно с легкостью обесточить. Также в состав прибора входят такие детали:

  • Электрический сертифицированный счетчик, на котором зафиксированы результаты проверки в организации Энергосбыта.
  • Монтажный ящик и коммутационная панель, а также металлические крепежные планки, расположенные в несколько рядов.
  • Прибор УЗО, выполняющий защитную функцию. Оберегает человека и технику от утечки и стока токов по мостикам с хорошей проводимостью.
  • Однофазные пакетники, способные автоматически разорвать цепь при выявлении КЗ.

Речь идет об электрическом устройстве, которое питает напряжение в 220 Вт. Подвод и обустройство трехфазной цепи должно осуществляться только сотрудниками РЭС, по предварительно согласованному проекту.

Напряжение питания светильников в смотровых ямах и подвальных помещениях не должно превышать 26 В.

Какое устройство можно установить в гараж

Металлический учетно-распределительный навесной щит

Электрические щитки изготавливают из пластмассы и металла. Можно монтировать пластмассовый корпус, но учитывая количество металлических предметов в гараже, лучше отдать предпочтение боксу из металла, это будет более безопасно. Также стоит упомянуть о повышенной сопротивляемости механическим повреждениям.

Если гараж не отапливаемый, в воздухе периодически скапливается высокая концентрация влаги, что способствует образованию на корпусе из металла коррозии. Чтобы предотвратить развитие этого неприятного явления, климатическое исполнение щитка должно быть дополнительно оснащено УЗ. Эти устройства специально предназначены для неотапливаемых помещений и работают в диапазоне температур от -40 до +40 градусов.

Читайте также:  Виды светодиодных лент и потолочных светильников

Дополнительно корпус должен оснащаться запорным устройством, к болту которого подключается заземляющая деталь.

Главным образом электрощиток необходим для размещения в нем приборов защиты и электросчетчика. Прежде чем приобрести определенную прибор учета потребляемой электроэнергии, нужно у консультанта поинтересоваться, какая из представленных моделей будет исправно работать в гаражных условиях.

Самое распространенное оборудование – однофазное электромеханическое с максимальным током 50 А. Электросчетчик должен быть проверен сотрудниками РЭС и опломбирован.

Достаточно часто владельцы гаражей при проведении электроэнергии не используют магазинный ящик для хранения в нем всех приборов управления. Чтобы сэкономить деньги, они делают электрощиток в гараже своими руками из текстолита или гетинакса. На них размещают однофазные пакетники и вешают прибор учета электроэнергии. Пакетники должны быть помещены в черные эбонитовые корпуса.

Особых достоинств самодельное устройство не имеет, поэтому рекомендуется все-таки приобрести современный электрический прибор.

Схема подключения элементов управления внутри коробки

Устройство электрического щитка

Алгоритм подключения электроприборов внутри щитка:

  1. От столба проводится линия с тремя жилами, заводится по специальному каналу внутрь электрического щитка. В качестве каналов, по которым будут проводиться электрические кабели, можно использовать трубы из стали или металлопластика. Во избежание неприятных ситуаций ввод в короб рекомендуется делать через заднюю стенку щитка.
  2. На монтажные планки во внутренней части прибора последовательно подключаются блок защиты УЗО, автомат отключения КЗ и электросчетчик. Далее важно правильно монтировать подрозетники, систему вентиляции подвального помещения, трансформатор питания светильников и осветительные приборы.
  3. Все приборы один за другим соединяются в одну цепь при помощи коммутационных колодок, после подключаются к силовым проводам и осветительной проводке, блоку розеток с максимально допустимым током потребления не более 25 А.

Специалисты рекомендуют зачищенные отрезки проводки промаркировать цветной изолентой. Это позволит в будущем точно знать, где «фаза-земля», и упростит подсоединение к колодкам.

Большое значение в монтаже электрощитка играет полноценный контур заземления проводки. Электрики заявляют, что не стоит надеяться на нейтраль и заземление ее линий напряжения. При замыкании на линии может наблюдаться большой скачок напряжения, что приведет к сгоранию подключенных электрических приборов.

Схема электрощитка в гараже

Схема однофазной проводки гаража на 220 вольт

Во время построения электрической сети важно учитывать, что каждый потребитель подключается отдельно через аппарат защиты. Щиток должен быть оснащен автоматическими выключателями. Помимо распределительных автоматов, устанавливают вводные. Выбор зависит от типа сети, от которой происходит электрическое питание.

Если проводка к гаражу прокладывается от однофазной сети, вводный автомат должен быть на 220 В. Если речь идет о трехфазной сети, предпочтительнее устанавливать автомат на 380 В.

Побирается тип сети в зависимости от потребностей владельца помещения. Если часто используется сварочный аппарат, нужно подводить трехфазную сеть.

Выбор автоматических предохранителей осуществляется в соответствии с типом потребления. Учитываются также технические характеристики оборудования. К приборам часто прилагаются паспорта, где имеется информация о номинальном напряжении и силе тока.

В гараже рекомендуется монтировать не только традиционные розетки бытового назначения, но и дифференциальные автоматы. Другие потребители могут подключиться через обыкновенные предохранители. Например, если приемники принадлежат одной категории, подсоединить их можно к общему автомату.

В гараже самым энергопотребляемым прибором является сварочный аппарат. Поэтому в случае регулярного его использования, важно предусмотреть необходимость запаса мощности.

Опытные электрики при проведении работ всегда ориентируются на полученные результаты расчетов. Обязательно учитываются паспортные характеристики электрических приборов. Помимо этого, для резерва устанавливается минимум один автомат с допустимой силой тока 16 А. Для учета потребляемого количества электроэнергии в щиток устанавливается электросчетчик.

Для заземления изготавливают систему из прутиков диаметром приблизительно 1,5 см. Они должны быть соединены друг с другом стальной полосой.

Как сделать электрощиток в гараж

Электрощиток, устанавливаемый в гараж, должен находиться в любом подобном помещении. Его необходимо иметь при сдаче объекта в эксплуатацию. Такой прибор должен отвечать определенным требованиям. При этом соблюдаются определенные ГОСТы. Именно в их требованиях стоит разобраться подробнее. Кроме того, можно без труда разобраться, как установить электрощиток в гараж своими руками.

Зачем устанавливать электрощиток

При монтаже такого устройства гараж становится полноценным помещением. За счет этого увеличивается его функциональность. При выборе электрощитка заранее продумывается планировка. Ведь при создании такой конструкции определяются объемы электроэнергии, которые будут потребляться. Для обеспечения удобства работы в гараже его делят на несколько зон:

  • Основная область – здесь будет находиться сам автомобиль.
  • Дополнительная зона, в которой размещают мастерскую и ремонтную яму. В таких комнатах хранят различный инструментарий.

К примеру, сварочное оборудование требуется многим автовладельцам, которые сами проводят ремонт своих транспортных средств. По этой причине электричество в гараже должно устанавливаться не только для освещения. Это требует монтажа качественного электрощитка.

Описание электрощитка

Электрощиток для гаража является эстетичной и удобной панелью, в которой располагается специальное оборудование. За счет его работы возможен прием тока и его распределение.

Основное освещение

Электрощиток в гараже может быть сделан многими автовладельцами. Однако это не означает, что при полном отсутствии знаний все работы будут выполнены правильно. Однако при наличии определенных знаний в проводке и соблюдении правильной последовательности работ цена электрощитка окажется небольшой.

Для создания качественной системы освещения необходимо оборудовать гараж минимум четырьмя источниками. Особенности создания основного освещения:

  • Лучше устанавливать лампы парами – с левой и правой стороны от машины.
  • Еще можно расположить источники свет сзади и спереди от машины. Зависит вариант размещения ламп от нужд автовладельца.

Гаражный электрощиток представляет собой один из основных элементов системы электропитания гаража. С его помощью можно включать и выключать отдельные ветки.

Зарядные устройства

Лучше выбирать электрощиток, который можно подключать к зарядному прибору. Нередко в гаражах используется устройство для зарядки. Особенности таких электрощитков:

  • Он должен относиться к приборам силового вида. При отсутствии такой возможности электрощиток с зарядкой может быть подключен к трансформатору, отвечающему за подвал.
  • Электрощиток с зарядкой, выполненный своими руками, часто представляет собой устройство, которое следует выполнять по той же схеме, что и автотрансформатор ЛАТР 2. Он может работать только с нагрузкой 2 А. Мощность такого устройства составляет 500 Вт. При этом напряжение трансформатора не превышает 250 В.

Трансформатор, заводской или самодельный, который используется для зарядки аккумулятора имеет несколько преимуществ:

  • Развязка выполняется гальванической. В этом случае напряжение делят на первичное и вторичное.
  • Постоянное увеличение выходной силы электричества. Сам транформатор способен выдавать лишь 2 А. Именно поэтому его необходимо увеличить.

Работают трансформаторы типа Т-1 по следующему принципу:

  • Напряжение посредством трехполосного тумблера подается на выпрямитель ВД-1.
  • Затем оно стабилизируется. Проходя по тумблеру, напряжение подается на используемые клеммы.

  • Необходимо, чтобы силовой тумблер находился на выходе от тумблеров. С помощью этого устройства можно отключить подачу тока к клеммам в любой момент.
  • Клеммы, выводящие 12 В, нужны, чтобы обеспечить стабильность работы прибора и дополнительных двигателей, которые имеются в автомобиле.
  • Клеммы, способные выдавать 27 В, могут применяться не очень часто. С их помощью возможна одновременная зарядка нескольких аккумуляторов. На таких клеммах сила тока будет ниже, чем в случае с предыдущими.

Схема электрощитка в гараже при использовании трансформатора Т-1 имеет такие особенности:

  • К расположенным отдельно друг от друга выводам подсоединяется первичная обмотка. Они должны быть отделены от тех выводов, к которым ведется обмотка вторичного вида.
  • Выводы, соединенные со вторичной обмоткой, должны быть совмещены с магистралью, предназначенной для освещения подвала.
  • Кроме того, следует помнить, что вторичная обмотка трансформатора оборудуется выходом в 24 В. Такое условие является необходимым, поскольку система должна непрерывно обеспечиваться током силой в 15 В.
  • Сетевая нагрузка распределяется между клеммами двух видов.
  • Напряжение легко сделать нормальным с помощью особых диодов.

Монтаж электрощитка

Самое простое решение – приобрести готовый электрощиток в гараж. Такие приборы уже отвечают всем требованиям. Однако следует знать, какое именно устройство подойдет для установки в своем гараже.

Они имеют множество отличий:

  • Электрощитки выполняются в нескольких вариантах. Они могут представлять собой закрытые короба или открытые панели. Зависит выбор таких электрощитков от предпочтений владельцы гаража.
  • В базовой комплектации такого оборудования имеется специальный счетчик электроэнергии.
  • Для каждого помещения необходимо подбирать индивидуальный счетчик в электрощиток.

Выбор электрощитков тоже имеет несколько тонкостей:

  • Внешне электрощиток представляет собой ящик с дверцей. Обычно он выполняется небольших размеров. В него встраивается выключатель входного варианта. Он нужен, чтобы имелась возможность в любую минуту обесточить определенную ветку сети.
  • В электрощите имеются предохранители и счетчик. Их должно быть столько же, сколько и разводок в гараже.
  • Довольно комфортно и безопасно устанавливать предохранители автоматического типа. В случае необходимости они обесточивают нужные ветки самостоятельно.
  • С установкой электрощитка редко возникают сложности. Обычно прибор крепится на металлическую платформу. Кроме того, существуют и альтернативные варианты. К примеру, в качестве платформы может использоваться плита из асбестоцемента.
  • Необходимо устанавливать электрощиток в гараже в месте, которое располагается рядом со входом в гараж.
  • Кроме того, необходимо оборудовать подход к электрощитку таким образом, чтобы он был максимально удобным. Лучше не ставить рядом с прибором громоздкие предметы и не складывать коробки.

Собирать электрощиток требуется своими руками только в том случае, когда есть уверенность в собственной квалификации. При этом следует просмотреть несколько фото разводки и подключений в приборе. Затем можно начинать работы по установке. При отсутствии квалификации лучше купить готовый прибор. Однако при выборе изделия следует выполнять рекомендации, данные выше.

Выбор оборудования для прибора

Создавать проект электрощитка в гараже необходимо с построения списка необходимого оборудования. Все приборы, которые будут питаться от сети должны быть учтены:

  • система освещения;
  • вентиляция;
  • приборы бытового назначения;
  • различный электроинструмент;
  • сигнализация.

Когда список оборудования, которое будет использоваться в гараже, будет составлен, можно начать проект составления. Необходимо учесть, какой будет максимальный ток нагрузки. В некоторых случаях приходится отказываться от различных устройств.

Схема электрощитка

Когда будет выполняться построение сети, следует учесть, что каждый потребитель необходимо подсоединить через аппарат защиты. В щитке должны быть установлены автоматические выключатели. Кроме распределительных автоматов, следует установить вводный автомат. Его выбирают в зависимости от типа сети, от которой осуществляется питание. Если подведение проводки к гаражу осуществляется от однофазной сети, вводный автомат устанавливается на 220 В. В случае с трехфазным вариантом монтируют автомат на 380 В.

Выбирается тип сети в зависимости от потребностей владельцы гаража. К примеру, чтобы подключать сварочное оборудование промышленного типа, потребуется подводить трехфазную сеть.

Подбор предохранителей автоматического типа проводится согласно типу потребителей. Учитываются и их технические характеристики. В паспорте к определенным приборам указываются номинальный ток и напряжение. Ток отключения автомата должен превышать номинальный ток устройства.

Кроме обычных розеток бытового назначения, устанавливаются и дифференциальные автоматы. Другие потребители подсоединяются через простые предохранители. Если приемники входят в одну категорию, их можно подключать к общему автомату. К примеру, это касается системы освещения.

Из всех приборов, которые устанавливаются в гараже, аппарат для сварки представляет собой самого энергоемкого потребителя. По этой причине в случае необходимости его использования следует предусмотреть запас мощности.

Нередко бытовые розетки и освещение необходимо подключать через предохранитель на 16 А. Промышленные аппараты для сварки должны быть соединены с предохранительными автоматами не менее 50 А.

Опытные электрики ориентируются на данные расчетов. Следует учитывать и паспортные характеристики приборов. Кроме того, предусматривается минимум один автомат на 16 А для резерва. Чтобы вести учет электроэнергии, в электрощиток устанавливается счетчик.

Еще один важный момент проектирования – процесс заземления. Как прописано в ПУЭ, для установки в гаражах необходимо использовать систему TN. Необходимо изготавливать систему заземления из прутков диаметром 1,5 см. Они должны быть соединены при помощи стальной полосы.

Затем следует разобраться, каким будет корпус щитка. Может быть выбран открытый или закрытый ящик. Поскольку гараж представляет собой помещение, в котором постоянно присутствуют пары горючих жидкостей, лучше выбрать закрытый корпус. При этом его степень защиты должна быть не ниже IP20.

Сборка электрощитка в гараже

Чтобы собрать электрощиток в гараже, необходимо собрать такой инструментарий:

  • отвертки, плоскогубцы, молоток;
  • электродрель со сверлами;
  • саморезы и дюбеля.

Сначала ящик подготавливают к эксплуатации. Затем в электрощиток необходимо поместить счетчик и предохранительные автоматы. Все оборудование, которое будет расположено в ящике, следует соединить перемычками. Корпус электрощитка следует подключить к контуру заземления.

Теперь можно подготавливать место монтажа щитка. Его не следует размещать в отдаление от точки захода питающего кабеля. Электрощиток следует размещать не ниже, чем в 1,4 м от пола. Следует помнить, что подведение кабеля снаружи к гаражу осуществляется сотрудником службы электросети. Только потом можно начинать разводку электросети в самом гараже от электрощитка.

Электрощиток для гаража своими руками

Прошли те времена, когда гараж служил лишь для хранения и стоянки автомобиля. Современные гаражи становятся все больше похожи на мини-мастерские. Этому способствуют доступные цены на электрооборудование.

В то же время по обязательным требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ) каждый потребитель электроэнергии должен подключаться через устройства защиты и учета. Это обеспечивается путем установки распределительного щита, больше известного под названием электрощиток.

Для монтажа щитка всё подготовлено

Самостоятельно собрать и установить электрощиток для гаража своими руками не составит особого труда. Как правило, все оборудование в гараже рассчитано на напряжение 220 В.

Подбор оборудования

Разводка проводки под запланированное для установки оборудование

Работа над проектом электрощитка начинается с определения списка электрического оборудования, которое будет использоваться в гараже. Это следующие потребители:

  • освещение;
  • вентиляция;
  • бытовые приборы;
  • электроинструменты (зарядное устройство для аккумулятора, сварочный аппарат);
  • сигнализация.

После составления перечня оборудования, которое будет подключаться к гаражному электрощитку, можно приступать к проектированию схемы.

Важно учесть максимально допустимый ток нагрузки, на которую рассчитана электросеть. Возможно придется отказаться от приборов, потребляющих большой ток.

Схема электрощитка

Схема электрощита с УЗО

При построении схемы нужно учитывать, что каждый потребитель должен быть подключен через аппарат защиты. В качестве защиты применяются автоматические выключатели. Помимо распределительных автоматов, необходимо также предусмотреть установку вводного автомата. Его выбор зависит от типа питающей сети. В случае, когда подводится однофазное напряжение, вводной автомат будет на 220 В. Если трехфазное – на 380 В. Выбор типа сети производится исходя из перечня потребителей. Для подключения промышленного сварочного аппарата желательно подвести трехфазную сеть.

Подбор автоматических предохранителей осуществляется согласно типу потребителей и их электрических параметров, таких как напряжение и номинальный ток. Все эти данные указаны в паспорте к оборудованию. Как правило, ток отключения автомата должен быть больше номинального тока аппарата.

Установка розеток в гараже

Кроме бытовых розеток, на которые ставятся дифференциальные автоматы, другие потребители могут быть подключены через обычные предохранители. Обычно допускается подключение электроприемников одной категории через общий автомат. Например, это касается освещения.

Из всего оборудования в гараже сварочный аппарат является наиболее энергоемким потребителем. Поэтому если планируется его использовать, необходимо предусмотреть запас по мощности.

Обычно освещение и бытовые розетки подключаются через предохранитель на 16 А, а промышленный сварочный аппарат ‒ не менее 50 А. На практике следует ориентироваться на результаты расчетов (в случае если приемников одной категории несколько) и на паспортные данные оборудования. Необходимо также предусмотреть как минимум один резервный автомат на 16 А. Для учета электроэнергии ставится счетчик.

Монтаж заземления

Вторым по значимости моментом при проектировании является вопрос заземления. Согласно ПУЭ для гаражей рекомендуется применять систему TN. Следует выполнить контур заземления из металлических круглых прутков диаметром 1,5 см, соединенных стальной полосой. Это в случае если контур отсутствует.

Далее необходимо определиться с корпусом щитка. Существуют шкафы открытого и закрытого типов. Так как гараж является объектом повышенной опасности, где могут в воздухе присутствовать пары горючих смесей, желательно отдать предпочтение корпусам закрытого типа с дверью. Степень защиты не менее IP20. Необходимо отследить, чтобы шкаф был с установленными DIN рейками.

После разработки проекта необходимо узнать, как собрать электрощиток и что для этого нужно.

Сборка электрощитка

Электрощиток

Для сборки понадобятся следующие инструменты:

  • стандартный набор инструментов (молоток, отвертки, плоскогубцы);
  • дрель и сверла;
  • крепежные элементы (дюбеля, саморезы).

Вначале шкаф необходимо подготовить к эксплуатации согласно прилагаемой инструкции. После этого в него устанавливаются предохранители и счетчик. Все приборы в щитке соединяются при помощи перемычек. Корпус шкафа должен быть подключен на контур заземления при помощи заземляющей перемычки или на металлический каркас гаража.

Монтаж оборудования

Потом готовится место установки электрощитка. Оно не должно быть отдаленным от точки захода наружного кабеля. Высота установки щитка должна быть не менее 1,4 м от пола гаража.

Стоит отметить, что подвод кабеля с наружных сетей к самому гаражу, где установлен электрощиток, осуществляет сотрудник службы электросети. Только после этого можно приступать к разводке электрической сети в гараже с соблюдением требований по электробезопасности.

Видео

Посмотрите, как можно сделать электрощиток для гаража своими руками:

Как сделать электрощиток в гараж

Гараж без электроэнергии — не гараж, а бетонный или металлический бокс для хранения техники. На определенном этапе обустройства гаража потребуется развести и уложить в стены, пол или потолок каналы с проводкой. После завершения отделочных работ приходит черед монтажа электрощитка в гараже. И только после этого, если проводка и электрощиток собраны правильно, электрик городского управления электросетей подключит и опечатает входные клеммы.

Устройство гаражного электрощитка

Понятно, что основное предназначение электрощитка заключается в удобном и безопасном управлении системой распределения потребителей в гараже, поэтому в состав электрощитового набора обязательно входит:

  • Счетчик электрический сертифицированный, с отметкой о прохождении поверки в конторе Энергосбыта;
  • Прибор УЗО, защищающий человека и электроприборы от токов утечки и стока по мостикам проводимости;
  • Прибор общей защиты входных цепей от короткого замыкания в проводке гаража;
  • Однофазные пакетники с возможностью автоматического разрыва цепи при возникновении КЗ;
  • Коммутационная панель и монтажный ящик с несколькими рядами металлических крепежных планок.

Требованиями нормативов, определяющих состав и устройство электропроводки и освещения, установлено, что в подвальных помещениях и смотровых ямах напряжение питания светильников должно быть не более 36В.

Поэтому для любого варианта подвала в помещении гаража необходимо предусмотреть на электрощитке дополнительный понижающий трансформатор с пакетником. Для организации освещения потребуется вывод с трансформатора на дополнительный контур проводки подвала со своим заземлением.

Простой вариант электрощитка в гараж

Электрический щиток нужен в первую очередь для установки электросчетчика и приборов защиты. Перед тем как приобретать конкретную модель счетчика, поинтересуйтесь, какую именно модель прибора учета электроэнергии лучше использовать в условиях гаража. Чаще всего устанавливают электромеханические устройства под однофазное напряжение с максимальным током до 50А. Естественно, прибор должен иметь поверочную пломбу и быть опечатанным службой контроля РЭС.

Какой электрощиток лучше, самодельный или промышленного изготовления

Во многих случаях подведение электроэнергии в гараж может выполняться без использования покупного ящика и сборки всех приборов управления в одном боксе. Чтобы сэкономить на приборах для гаража, любители изготавливают электрощитки из гетинакса или текстолита, на которые вешают счетчик с автоматом защиты и ряд однофазных пакетников в черных эбонитовых корпусах.

Особых преимуществ такой электрощиток не дает. Использование современных дифавтоматов защиты от короткого замыкания и приборов УЗО является обязательным, независимо от того, какой формы и размеров сам электрощиток в гараже. Качество старых эбонитовых пакетников зачастую очень посредственное, их с удовольствием заменяют более современными моделями немецкого производства.

Схема подключения приборов внутри коробки электрощитка

Порядок подключения приборов внутри электрощитка хорошо иллюстрируется приведенной схемой:

  1. Входной кабель с тремя жилами от линии на столбе заводится по подготовленному каналу внутрь электрощитка. В качестве шлангов или каналов, по которым пропускается провод, можно использовать металлопластиковые или стальные трубы. Надежнее сделать ввод в короб через заднюю стенку электрощитка, а не бить отверстие в боковой стенке гаража;
  2. Внутри электрощитка на монтажные планки последовательно крепятся электросчетчик, автомат отключения КЗ и блок защиты УЗО. Далее устанавливаются пакетники под розетки и приборы для освещения гаража, трансформатор питания светильников и вентиляции подвала;
  3. С помощью коммутационных колодок приборы последовательно соединяются в цепь и подключаются к осветительной проводке и силовым проводам, идущим к сварочному посту и блоку розеток с максимальным током потребления до 25А. Остальные розетки подключаются к пакетникам с током отсечки в 16А.

Зачастую, чтобы упростить работу с подключением и пломбировкой счетчика в гараже, перед вводом в электрощиток устанавливают обычный отсечной рубильник или переносят дифавтомат. Обычно на этом настаивают электрики гаражного кооператива, так проще и надежнее защищаются от КЗ лампы внешнего освещения, и проще работать со счетчиком.

Целесообразность такого решения не всегда понятна, поэтому многие автолюбители могут страховаться и устанавливают в гараже два автомата, до и после счетчика, что тоже не всегда оправдано.

Розетки и осветительные приборы в гараже подключаются отдельными пакетниками, их разделяют на две группы – силовые с порогом в 25А и маломощные – для срабатывания на обычных розетках с нагрузкой не более 1,5-2 кВт. Для освещения достаточно слабых 5-ти амперников, но желательно на каждую точку освещения гаража, например, для прожектора, переноски и четырех настенных светильников установить свой выключатель на электрощитке.

Обязательным атрибутом смонтированного в гараже электрощитка является полноценный контур заземления проводки гаража. Это крайне важно. Не стоит особо надеяться на нейтраль линии напряжения и уповать на то, что она заземлена, как заявляют электрики и их помощники. Кроме того, при замыкании где-то на линии на нейтрали может появиться неплохой потенциал до 120В, что может спалить особо нежные приборы, работающие в гараже, например, блок зарядки аккумулятора. Толстый провод «земли», а лучше медную шину от стального контура, закопанного на метр глубиной, подключают по представленной схеме, электросчетчик условно не показан.

Работа приборов защиты

Система защиты, смонтированная на электрощитке, состоит из двух обязательных приборов. Первый – это прибор или автомат отключения при возникновении короткого замыкания. Второй — устройство УЗО, оба прибора очень похожи по внешнему виду, и зачастую их путают и не понимают, зачем два одинаковых автомата.

На самом деле схема УЗО принципиально отличается от главного автоматического отсекателя, и рассчитана на отключение проводки только в тех случаях, когда ток утечки между двумя жилами кабеля достигает 5 тысячных ампер. Есть немало случаев, когда, стоя на влажном грунте, человек касается корпуса электрического прибора и получает удар из-за нарушения изоляции девайса. Чаще всего это происходит из-за микротрещинок на полихлорвиниловой изоляции кабеля, или при замокании проводки от конденсата, затекающей через кровлю гаража дождевой воды. Сто тысячных ампер считаются смертельными, исправный автомат УЗО должен срабатывать на пяти тысячных, но не способен отключить сеть при возникновении короткого замыкания.

Для этих целей используются дифференциальные устройства автоматического отключения питания при резком увеличении тока до определенного порога. Если у вас в гараже стоит мощное сварочное оборудование, то устанавливайте прибор на 25А. Больше нельзя, это может привести к возгоранию в гараже проводки и электрощитка. Для более мощных потребителей потребуется трехфазная сеть.

Самодельные схемы электрощитка для гаража

Если у вас есть способности и желание собрать своими руками автоматический вариант электрощитка для гаража, можно воспользоваться приведенной схемой.

В конструкции используется система гальванической развязки приборов освещения подвала через трансформатор Т3. Одновременно с низковольтным освещением в конструкции электрощитка реализована возможность подключения потребителей на 12В, что бывает полезным при ремонте автомобильной техники. Кроме того, конструкция на основе Латра позволяет регулировать и подстраивать выходное напряжение под потребности нагрузки приборов в гараже.

Заключение

Крепление корпуса электрощитка всегда выполняется на дюбелях к основе стены гаража, нельзя крепить на штукатурку или возгораемые предметы, только на бетон или кирпич. Высота установки электрощитка в гаражном помещении составляет 1300-1400мм над уровнем пола. Щиток вешается на стену возле входа с правой или левой створки ворот, кому как удобнее.

Подключение электрощитка в гараже своими руками

В современном гараже невозможно обойтись без электричества. Электричество в гараже требуется не только для освещения помещения и рабочего места, но и для подключения зарядного устройства аккумуляторов и электроинструмента. Нередко в гараже также устанавливают станки с электроприводом для ремонта автомобиля и сварочный аппарат.

Для правильного и безопасного подключения входного кабеля и распределенных потребителей нужно оборудовать электрощиток в гараже. В корпусе также устанавливают прибор учета потребленной электроэнергии. В магазинах продают готовые конструкции, которые так и называются – щиток гаражный. Однако, при владении определенными навыками и соблюдении правил безопасности, вполне можно сделать электрический щиток в гараж своими руками.

Какой щиток можно установить в гараже

Электрические щитки выпускают в металлическом или пластмассовом корпусе. Можно использовать пластмассовый корпус, но, учитывая присутствие в помещении большого количества металлических предметов, безопаснее будет купить бокс из металла. Тогда снижается вероятность механического повреждения корпуса.

Если гараж не отапливается, в воздухе скапливается большое количество влаги. Для предотвращения коррозии установленных элементов климатическое исполнение щитка должно быть У3 (для установки в не отапливаемых помещениях и эксплуатации при температурах от минус 40 до плюс 40 градусов).

Корпус должен оснащаться запорным устройством, на его внешней стороне должен располагаться болт для подключения заземляющего устройства.

Устройство гаражного щитка

Монтируя электрощиток своими руками, нужно четко представлять себе его устройство. Входящий электрический кабель необходимо подключать к вводному автомату, выполняющему роль рубильника. Желательно в качестве вводного автомата применять двухполюсный автоматический выключатель. Таким способом производится отключение сразу двух проводников кабеля. Это делается в целях безопасности при проведении ремонтно-монтажных работ внутри щитка или в помещении гаража. Дело в том, что в гаражных кооперативах, зачастую, отсутствует должный контроль состояния электрохозяйства и, возможно, что на входящей линии нулевой и фазный проводники окажутся поменяны местами.

Если входящий ноль подключить, минуя автомат, то может сложиться ситуация, когда при выключенном автомате на узлах щитка будет присутствовать высокий потенциал. Это справедливо, если к гаражу подводится однофазное напряжение. При подаче трехфазного напряжения оптимальным будет применение четырехполюсного автоматического выключателя.

После вводного автомата подключают прибор учета электроэнергии. Обычно это бытовой счетчик, например, Меркурий 201. Выходящие из счетчика фазный и нулевой проводники подключают к УЗО (устройству защитного отключения). Наличие УЗО необходимо для защиты людей от поражения электрическим током. Когда человек прикасается к неизолированному проводнику, находящемуся под напряжением, через его тело начинает проходить ток утечки. Чтобы значение тока утечки не достигало опасного для жизни значения, УЗО отключает подачу напряжения.

Правильное срабатывание УЗО невозможно без наличия в щитке заземления. Заземление должно быть оборудовано в гараже независимо от наличия во вводном кабеле заземляющего проводника.

С выходных клемм УЗО фаза поступает на групповые автоматы защиты, с которых уже напряжение подается на каждый потребитель электроэнергии раздельно. Нулевой же проводник подключают к металлической шине. К этой же шине подсоединяют все нулевые проводники из кабелей, идущих к потребителям. Подобная шина объединяет все присутствующие заземляющие проводники.

Все элементы схемы щитка крепят на металлическую пластину, которая называется DIN-рейка. Конструкция DIN-рейки такова, что позволяет быстро закрепить на ней все элементы или, наоборот, демонтировать их. Для нулевой и заземляющей шин тоже существуют варианты крепления на DIN-рейку.

Возможный вариант размещения всех узлов внутри щитка.

После монтажа узлов внутри щитка все детали закрываются защитным экраном из комплекта щитка для предотвращения случайного прикосновения к токоведущим частям. В экране должны присутствовать окна, через которые производятся переключения и снимаются показания прибора учета электроэнергии.

Подведение электричества к гаражу

В любом гаражном кооперативе находится главный электрический щит. От него осуществляется разводка кабелей по боксам. Идеальным вариантом было бы подключение кабелей от каждого бокса непосредственно к главному щиту. Однако из-за большого количества гаражных боксов и их удаленности такое подключение неосуществимо ввиду больших затрат. Поэтому используют другие варианты.

Самым распространенным способом является разводка кабелей от щита до группы боксов. На каждую группу устанавливают групповой щиток, оборудованный рубильником с плавкими вставками или автоматом, рассчитанным на большой рабочий ток.

От местного щитка прокладывается кабель на электрощит в гараж. Устройство местного щита похоже на гаражный щиток, но в нем отсутствуют УЗО и электросчетчик. Для прокладки кабеля его помещают в гофрированную трубу или металлорукав и надежно крепят к стене на максимально возможной высоте. Труба защищает кабель от случайных механических повреждений. С той же целью, при вводе кабеля через стену гаража, используют защитные гильзы.

Подключение электричества к кабелю в групповом щитке производится только после окончательного монтажа щитка в гараже. Все работы необходимо вести при снятии напряжения на участке проведения работ.

Существует еще другой вариант подключения кабеля от гаража к магистрали. Этот способ используют тогда, когда вместо групповых щитов разводка электрокабелей по территории гаражного кооператива выполнена по столбам освещения. В этом случае подсоединение кабеля от гаражного щитка происходит к магистральным линиям на столбе. Соединение производится с помощью специальных зажимов или проколов.

Второй вариант менее предпочтителен, потому что для безопасности работ во время подключения требуется обесточить большое количество боксов. Сами работы проводятся на высоте, это создает дополнительную опасность.

Схема соединений внутри щитка

Представлен типовой вариант схемы гаражного щитка.

Номиналы защитных автоматов выбраны с тем расчетом, чтобы при коротком замыкании в линии или превышении допустимой нагрузки на кабеле отключение нагрузки происходило раньше, чем проводники нагреются до температуры плавления изоляции. В параметрах УЗО указан ток утечки 30 мА, это соответствует безопасному значению для предотвращения поражения электрическим током.

Автоматы номиналом 16 А применены на линиях освещения или розеток для подключения ручного электроинструмента. Линия с автоматом на 32 А предназначена для использования более мощной нагрузки, например, сварочного аппарата или тепловой пушки.

Вывод

Можно заметить, что самостоятельное подключение и монтаж гаражного электрощита своими руками не вызывает особенных трудностей, если соблюдать технику безопасности и придерживаться схемы соединения.

Виды и конструкции тепловых реле, расчет и выбор теплового реле для защиты двигателя

Тепловое реле выполняет функцию защиты от затяжных перегрузок, их работа похожа на работу теплового разъединителя в автоматических выключателей. В зависимости от величины перегрузки (отклонению от номинального режима – I/Iн) оно срабатывает через соответствующий промежуток времени, который можно вычислить по время-токовой характеристике теплового реле. Давайте подробно рассмотрим, что такое тепловое реле и как его правильно выбрать.

Назначение и принцип работы

При перегрузке электродвигателей повышается потребляемый ток, соответственно увеличивается его нагрев. Если двигатель перегревается – нарушается целостность изоляции обмоток, быстрее изнашиваются подшипники, они могут заклинить. При этом тепловой расцепитель автомата может и не защитить оборудование. Для этого нужно тепловое реле.

Перегрузки могут возникать из-за перекоса фаз, затрудненного движения ротора, вследствие как повышенной механической нагрузки, так и проблем с подшипниками, при полном заклинивании вала двигателя и исполнительных механизмах.

Тепловое реле реагирует на возросший ток, и в зависимости от его величины разорвет цепь питания через какое-то время, тем самым сохранив обмотки двигателя целыми. После последующего устранения неисправности, при условии исправности статора, двигатель может продолжить работу.

Если реле сработало по неизвестным причинам, и осмотр показал, что всё в порядке, вы можете вернуть контакты реле в исходное состояние, для этого на нем есть кнопка.

Реле может сработать и в случае затяжного пуска электродвигателя. При этом в обмотках протекают повышенные значения токов. Затяжной пуск – процесс, когда двигатель долго выходит на номинальные обороты. Может произойти из-за перегрузки на валу, либо из-за низкого напряжения в питающей сети.

Время, через которое сработает реле, определяется по время-токовой характеристики конкретного реле, в общем виде она выглядит так:

По вертикальной оси расположено время в секундах, через которое контакты разорвут цепь, а по горизонтальной – во сколько раз фактический ток превышает номинальный. Здесь мы видим, что при номинальном токе реле время работы реле стремится к бесконечности, при перегрузке уже в 1.2 раза оно разомкнется примерно за 5000 секунд, при перегрузке по току в 2 раза – за 500 секунд, при перегрузке в 5-8 раз реле сработает за 10 секунд.

Такая защита исключает постоянные отключения двигателя при кратковременных перегрузках и рывках, но спасают оборудование при длительном выходе за пределы допустимых режимов.

Принцип работы

В реле есть пара биметаллических пластин с разным температурным коэффициентом расширения. Пластины жестко соединены друг с другом, если их нагреть, то конструкция изогнется в сторону участка с меньшим температурным коэффициентом расширения.

Греются пластины за счет протекания тока нагрузки или от нагревателя, через который проходит ток нагрузки, на схеме изображено в виде нескольких витков вокруг биметалла. Протекающий ток нагревает пластину до определенного предела. Чем выше ток, тем быстрее нагрев.

Стоит учитывать, что если реле находится в жарком помещении – нужно выставлять ток срабатывания с большим запасом, ведь происходит дополнительный нагрев от окружающей среды. К тому же, если реле только что сработало – контактам нужно некоторое время, чтобы остыть. Иначе может произойти повторное ложное срабатывание.

Давайте рассмотрим конкретный пример. Выше вы видите устройство реле ТРН. Оно является двухфазным. Состоит из трёх ячеек, в крайних нагревательные элементы, посередине температурный компенсатор, регулятор тока срабатывания, расцепитель, размыкающий контакт, рычаг возврата.

Когда ток протекает через нагревательный элемент (1), его температура растёт, когда ток достигает установленного тока перегрузки биметаллическая пластина(2) деформируется. Толкатель (10) перемещается вправо и толкает пластину температурного компенсатора (3). Когда ток перегрузки достигнут, она выгибается вправо и выводит из зацепления защелку (7). Штанга расцепителя (6) поднимается вверх и контакты (8) размыкаются.

Виды тепловых реле

Тепловые реле могут подключаться на все три фазы или на две из трёх, в зависимости от конструкции. Большинство реле конструктивно разработаны для соответствия определенным магнитным пускателям, это нужно для удобства и аккуратности монтажа. Рассмотрим некоторые из них.

РТЛ – подходит для использования с пускателями типа ПМЛ. С набором клемм КРЛ используется как самостоятельный прибор защиты.

РТТ – подходит для монтажа с пускателями ПМЕ и ПМА. Также может использоваться как самостоятельное, если его смонтировать на специальную панель.

РТИ – тепловые реле для пускателей КМИ и КМТ. На лицевой вы можете видеть пару дополнительных блок-контактов, для реализации схем индикации и прочего.

ТРН – двухфазное тепловое реле. Устанавливается в трёхфазных двигателях, при этом подключается в разрыв двух фаз. Температура окружающей среды не влияет на его работу. На регуляторе тока есть 10 делений 5 на уменьшение, 5 на увеличение, цена одного деления – 5%.

На самом деле тепловых реле существует великое множество, но все они выполняют одну функцию.

Реле очень часто монтируют в специальный железный ящик. На фото пускатель ПМА 4-й величина на 63 Ампера, с трёхфазным тепловым реле.

К современным пускателям тепловое реле подключается так как изображено на фото ниже, получается цельная конструкция.

Красная кнопка «test» нужна для пробного отключения реле, и проверки возможности размыкания контактов.

Такой способ подключения позволяет экономить место на дин рейке.

Схема подключения

Как уже было сказано, тепловое реле защищает от долговременной перегрузки электрооборудование. Оно монтируется между источником питания и потребителем.

Контроллируемый ток протекает через нагревательные элементы (1), они выгибаясь размыкают контакты (2) теплового реле, в этой схеме использовано 2-хфазное тепловое реле. Его контакты размыкают цепь катушки контактора или магнитного пускателя, также как если бы вы нажали кнопку «СТОП». В собранном виде эта схема выглядит так:

На первом плане видно как от выходящих контактов пускателя подключены две крайние фазы. На заднем плане видно, что к катушке реле подключена клемма от контактов ТРН.

Если у вас используется реверсная схема магнитных пускателей, то подключение практически аналогичное, ниже это наглядно изображено. Контакты с маркировкой «10» и «12» подключаются в разрыв катушек пускателей КМ1 и КМ2.

Здесь видно что есть нормально-замкнутая пара и нормально-разомкнутый контакт. Это нужно, например, для индикации срабатывания тепловой защиты, т.е. к нему можно подключить лампочку-индикатор или подать сигнал на диспетчерский пульт или АСУ.

На реле РТИ эти контакты размещены на передней панели:

NO – нормально-открытый – на индикацию;

NC – нормально-закрытый – на пускатель.

Кнопка STOP принудительно переключает контакты. При срабатывании такое реле должно остыть и оно повторно включится. Хотя в конкретном примере возможно и ручное и автоматическое повторное включение. Для этого предназначена синяя кнопка с крестовидной прорезью справа на лицевой панели, при закрытой крышке она заблокирована.

Выбор для конкретного двигателя

Допустим, у нас есть двигатель АИР71В4У2. Его мощность 0.75 кВт. У нас есть трёхфазная сеть с линейным напряжением 380В. Двигатель рассчитан на 220В, если соединить обмотки треугольником и 380В, если звездой. Номинальный ток такого двигателя с обмотками соединенными по схеме звезды 1.94А. Полная информация содержится на его шильдике, который вы видите на фото ниже.

Отсюда следует, что нам нужно подобрать тепловое реле для двигателя с током в 1.94 А. Ток срабатывания теплового реле должен превышать номинальный ток двигателя в 1.2 – 1.3 раза. То есть:

Пусть двигатель работает в составе механизма, в котором допускаются кратковременные, но значительные перегрузки, например для подъёма малых грузов. Тогда ток уставки выбираем в 1.3 раза больше номинального тока асинхронного электродвигателя.

Т.е реле должно сработать при токе 2.5-2.6А. Нам подходят такие реле:

РТЛ-1007, с токовым диапазоном 1.5-2.6 А;

РТЛ-1008, токовый диапазон 2,4-4 А;

РТИ-1307, токовый диапазон 1,6. 2,5 А;

РТИ-1308, токовый диапазон 2,5. 4 А;

ТРН-25 3,2А (с помощью регулятора можно понизить или повысить ток на 25%).

Методы регулировки реле

Шаг первый – определить уставку теплового реле:

N1 = (Iн – Iнэ)/cIнэ

где Iн – номинальный ток нагрузки электродвигателя, Iнэ – номинальный ток нагревательного элемента теплового реле, с – коэффициент деления шкалы (например, с = 0,05).

Шаг второй – введение поправки на температуру окружающей среды:

где Т – температура окружающей среды, °С.

Шаг четвертый – выставить регулятор на нужное число делений N.

Поправка на температуру вводится, если температура окружающей среды слишком высокая или низкая. Если на температуру в помещении где установлено реле значительно влияет температура на улице, то поправку следует производить зимой и летом.

Проверка

Рассмотрим на примере реле типа ТРН. Чтобы убедиться в исправности реле нужно:

1. Проверить состояние корпуса, нет ли на нем трещин или сколов.

2. Проверить при подключенной нагрузке с номинальным током.

3. Разобрать реле и проверить целостность контактов, остутствие на них нагара,

4. Проверить, не согнуты ли нагреватели.

5. Проверить расстояние между биметаллом и нагревательными элементами. Оно должно быть одинаковым, если нет, то отрегулировать с помощью крепежных винтов.

6. Подать номинальный ток через один из нагревателей, установить уставку в 1.5 раза больше номинального тока. В таком состоянии реле работает 145 с, затем постепенно поворачивают эксентрик регулировки в положение «-5», до срабатывания реле.

7. После активного охлаждения в течение 15 минут проверяют второй нагревательный элемент таким же способом.

Схема проверочного стенда:

Краткое резюме

Тепловые реле – важный элемент в защите электрооборудования. С его помощью вы защитите своё устройство от перегрузок, а его характеристики позволят переносить кратковременные скачки тока без ложных срабатываний, чего не может обеспечить автоматический выключатель.

Реле могут использоваться как вместе с магнитными пускателями соединяясь с его выходными клеммами напрямую, тем самым образуя единую конструкцию, так и в качестве самостоятельных защитных устройств, размещаться в щитке на дин рейке и в электрошкафах.

Ссылка на основную публикацию