Варианты подшивки карнизов крыши + фото

Софиты для подшивки карнизного свеса: особенности и монтаж

Работы по устройству кровли и обшивке стен дома обычно заканчиваются подшивкой свесов. Эта процедура придает строению завершенный и аккуратный внешний вид. Дом с неподшитым свесом производит впечатление, как будто он до сих пор находится на стадии строительства. В этой статье мы подробно остановимся на вопросе подшивки свеса с помощью софитов.

Нужно ли подшивать свесы?

Некоторые домовладельцы пытаются сэкономить практически на любых строительных работах, поэтому необязательными в конструкции элементами они часто пренебрегают. Специально для таких читателей сразу скажем, что подшивка свеса софитами целесообразна не только с декоративной точки зрения.

Свес – это часть крыши, которая выступает от стены на определенное расстояние. Таким образом этот элемент обеспечивает защиту фундамента и стены от осадков. При этом сам свес не обладает такой прочностью, как вся остальная часть кровли, которая опирается на стену. Без подшивки сильный ветер будет задувать прямо в кровельный «пирог» и все нагрузку будет брать на себя покрытие. Вместе с ветром может попадать и вода, которая точно благоприятно не скажется на сроке службы утеплителя. Установка софитов создаст герметичный заслон на пути у воды и ветра.

Непдошитый свес – уязвимое место кровли.

Другой причиной подшить свес является мелкая живность, которая просто обожает селиться в уютных уголках и щелях дома. К такой живности относятся не только птицы, но и куда менее приятные «соседи», например, мыши.

Чем еще подшивают свес?

Статья посвящена именно обшивке виниловыми софитами, но стоит сказать пару слов, о материалах, которые также могут использоваться для этого вида работ.

  • Доски – наиболее бюджетный вариант подшивочного материала. Используются строганные или обрезные доски. При монтаже на карниз необходимо оставлять вентиляционные зазоры. Негативными чертами являются деформации под влиянием изменения влажности, к тому же древесина подвержена образованию плесни и гниению, поэтому предварительно ее необходимо обработать антисептическими средствами.

Подшивка свеса с помощью досок.

  • Вагонка – профилированная обшивочная доска, зазоры у такой доски делать не надо: для вентиляции устанавливаются специальные решетки.

Некоторые виды покрытий требуют установки вентиляционных
решеток для циркуляции воздуха внутри кровельного «пирога»

  • Профнастил – профилированные листы металла, также могут использоваться для подшивки свеса. Отличаются легкостью монтажа, так как сразу закрывают большую площадь. При этом материал имеет достаточно большой вес, что нагружает конструкцию, и нуждается в дополнительной вентиляции.

Профнастил – материал удобный в монтаже, но тяжелый.

  • Древесные плиты – в большинстве случаев для подшивки используются влагостойкие фанера и ОСП. Материал практичен и может крепиться сразу большими кусками. При этом недостатком является не очень привлекательный внешний вид, поэтому для придания свесу аккуратного внешнего вида ему потребуется покраска.
  • Панели из ПВХ (винил) – материал не боится мороза, ультрафиолета и влаги. В течение длительного времени сохраняет привлекательный внешний вид. Такие панели обычно называют виниловыми. Они изготавливаются методом коэкструзии и имеют двухслойную структуру. Из ПВХ изготавливаются софиты для подшивки свеса или панели сайдинга, которые тоже используются для этих задач.

Виды свесов

В конструкции крыши различают два вида свесов: фронтальный и карнизный.

  • Фронтальный – часть двухскатной крыши, которая располагается с передней стороны дома. Фронтальный свес имеет наклон, соответствующий наклону всей кровли. Это место принимает на себя серьезные ветровые нагрузки, потоки воздуха могут загонять воду внутрь кровли. Чтобы этого не происходило в этих местах крыша подшивается герметичными элементами.
  • Карнизный свес находится с боковой части кровли, имеет горизонтальное расположения. Этот свес важен с точки зрения вентиляции кровельного «пирога». Воздух снизу свеса должен проходить через вентиляционный зазор и выходить через выход КТВ (коньково-точечный вентиль) или конек. Циркуляция воздуха обеспечивает удаление конденсата, соответственно утеплитель не намокает и не теряет своих теплоизоляционных свойств. По этой причине подшивка карнизного свеса требует установки софитов с вентиляционными отверстиями.

Схема вентиляции карнизного свеса через перфорированный софит.

Софиты или сайдинг?

Часто для подшивки свесов вместо софитов используют сайдинг, попробуем разобраться, чем отличаются друг от друга эти покрытия.

  • Софиты представляют собой специальный доборный элемент, который рассчитан на подшивку свеса. Деталь может изготавливаться из разных материалов (сталь, ПВХ, алюминий), выбор обычно зависит от материала сайдинга, которым обшивают стены дома. Обычно полезная площадь софита больше, чем у рядового сайдинга. Софиты бывают перфорированные и сплошные. Первые применяются для подшивки карнизных свесов, где требуется вентиляция, сплошные – для фронтальных.

Перфорированный софит имеет отверстия для
проникновения воздуха внутрь кровельного «пирога».

  • Сайдинг – панели, используемые для обшивки стен зданий. Они не рассчитаны специально на подшивку свесов, но из-за меньшей цены их часто используют для этой цели. Правда такая экономия не всегда оказывается целесообразной, так как при подшивке карнизных свесов, приходится дополнительно приобретать вентиляционные решетки и вырезать под них отверстия в сайдинге. Оставлять отверстия без решеток не рекомендуется, так как в них будут попадать мусор, а также проникать птицы и насекомые. На фронтальных свесах вентиляцию не делают, поэтому в этих местах использование панелей сайдинга более оправдывает себя, но все равно потребуется подгонка по размерам.

Рядовая панель сайдинга не имеет отверстий, поэтому для установки
ее на карнизный свес, потребуются дополнительные отверстия.

Расчет софитов

Длина софитов обычно превышает ширину свеса (элементы крепятся от стены к краю свеса, чтобы крепежные отверстия попадали на обрешетку кровли), поэтому планки потребуется нарезать под конкретный размер. Чтобы правильно рассчитать общую потребность, необходимо замерить площадь свеса. При раскройке софитов учитывайте вспомогательные элементы и зазор 1-2 мм.

В качестве вспомогательных крепежных элементов могут использоваться молдинги, J-фаски или два J-профиля. Расчет этих элементов производится по измерению периметра кровли. При подшивке карнизов отдельно рассчитывается количество перфорированных планок, стандартное соотношение составляет 1 к 2. Общая площадь вентиляционных отверстия на софитах должна быть равно 1/150 от вентилируемого объема с учетом уже существующих вентиляционных отверстий.

Варианты крепления софитов с различными доборными элементами.

Инструкция по монтажу

Софиты монтируются двумя способами: горизонтально и по стропилам.

  • Монтаж к стропилам – при этом способе софиты находятся в наклонной плоскости, обрешетка закрепляется на стропильных ногах, затем на нее крепится сама подшивка. Такой способ монтажа применяется только на крышах с небольшим уклоном.

Обшивка по стропилам производится на
кровлях с небольшим уклоном, не больше 45 градусов.

  • Горизонтальный монтаж – под свесом формируют коробку из бруса и досок, которая имеет плоскость параллельную земле. Такой способ предпочтительней при уклоне кровли больше 45 градусов.

Монтаж софитов на горизонтальную коробку под скатом.

Подготовка к монтажу софитов включает обрезку всех выступающих стропильных элементов. Стропила должны выступать на одинаковое расстояние от стены. Затем с карнизного свеса прибивается обвязочная и лобовая доски. С фронтальной стороны – торцевая доска. Рассмотрим пошаговую инструкцию по креплению софитов при помощи двух J-профилей.

Другой способ обшивки с использованием J-фаски, которая перекрывает лобную доску,
при использовании двух J-профилей лобная доска перекрывается еще одним софитом.

  • J-профиль обрезается по длине ската. Для раскройки удобнее использовать болгарку, но подойдет и обычная ножовка, только процесс займет больше времени.
  • J-профили закрепляются у стены и на краю карниза с помощью саморезов.
  • Софиты, которые предварительно нарезаются на нужный размер (с учетом профилей и зазора 6 мм), устанавливаются в профили, сначала в паз вставляется край у стены.
  • Софиты прикручиваются на саморезы к обрешетке. Винил имеет свойство расширяться под действием температур, поэтому саморез надо закручивать, оставляя расстояние от шляпки до софита 1 мм. Последующие софиты стыкуются с помощью замковых элементов.
  • При монтаже с двумя J-профилями на лобной доске закрепляется еще один рад софитов.

Стыковка софитов с помощью замковых элементов.

Вывод

Подшивка свесов необходима для защиты кровельного «пирога» от попадания влаги. Софиты позволяют быстро смонтировать покрытие, которое хорошо сочетается с фасадом, отделанным сайдингом. Этот доборный элемент обеспечивает необходимую вентиляцию кровельного пространства.

Подшивка свесов крыши – доступные варианты и способы

Чтобы на крышу дома было приятно смотреть со всех сторон, а все стропильные элементы были надежно защищены ее нужно аккуратно отделать. Одной из таких «косметических» операций является подшивка свесов крыши. Она придаст как крыше так и самому дому необходимую завершенность, а заодно и даст дополнительную защиту. Далее – подробнее о том, что представляет собой такая подшивка, каких материалов она требует и как выполняется.

Устройство свесов крыши, их польза и назначение

Свесом принято называть нижнюю часть крыши выступающую за уровень стен дома. Она предохраняет фундамент и стены от дождей. Ширина его может колебаться от 40 сантиметров до метра. В принципе, по правилам строительства вовсе не обязательно производить подшивку этой части здания.

Однако при этом могут произойти некоторые неприятности. Например, сильный ветер, подкравшись сбоку под незащищенную свесом кровлю, может попросту сорвать кровельное покрытие. Да и спрятать хочется изнанку кровли вместе со всеми слоями ее «пирога» – гидроизоляцией, утеплителем и некрасивой нижней частью стропил. По правилам подшивают крышу после всех работ по монтажу кровли. Также до этого должно быть проведено утепление всех наружных стен дома и их отделка. Т. е. подшивка это своего рода заключительный этап строительства и внешней отделки вашего дома.

Фронтонный и карнизный свес и их различие

Есть два вида свесов – горизонтальные, их еще называют карнизные и фронтонные. Карнизный свес образовывается нижней частью скатной крыши, а фронтонные свесы – это наклонные свесы образованные боковой частью ската.

#1. Карнизный свес.

Он составляет нижнюю часть наклонной крыши, способствуя прохождению воздуха на чердак. Это характерно для крыш чердачного типа. А вот у мансардных крыш воздух через свес поступает внутрь «кровельного пирога» – туда, где воздушная прослойка. Затем воздух продолжает свой путь наверх, до самого конька. Вот так и происходит вентиляция кровли.

А теперь представим, что свес будет плотно забит, к примеру, досками. Будет нехорошо – вентиляция не будет осуществляться. Однако если подшивку крыши не делать вовсе, то под кровлю смогут залезть мыши, залетать птицы или насекомые. Стропила нужно будет защищать краской, а то туман и влага повредят их.

Внимание! Из всего вышеперечисленного делаем вывод, что подшивку карнизного свеса нужно делать не плотную, а вентилируемую.

Эту самую вентиляцию можно выполнить несколькими способами:

  • Самый элементарный вариант – оставить щель между стеной здания и подшивкой. Если для подшивки используется профнастил, то этот зазор должен быть от 0,6 до 1,2 сантиметра, для вагонки или сайдинга – от 1 до 1,5 сантиметра.
  • Для таких вариантов подшивки карнизов крыши, как металлические листы, плиты или вагонка можно применять готовые вентиляционные решетки, которые монтируются в материал.
  • Если свес обшивают досками, для вентиляции делают щели между ними, от половины сантиметра до сантиметра.
  • Используя софиты, можно применить перфорированный материал, созданный специально для этих целей.

Правило № 1. По объему вентиляционные отверстия не могут быть меньше, чем одна пятисотая часть всей площади для вентиляции. При этом кровля на основе битума, а также фальцевого типа требует большего диаметра этих отверстий, чем глиняная черепичная кровля. Ведь последняя всё-таки «дышит».

Правило № 2. Все отверстия для вентиляции надо прикрыть решетками. Если это щели, то используем сетку. Такая мера оградит их от грязи, листьев, насекомых и птиц.


Пример карнизного свеса обшитого по горизонтали. Фото: krovmart.ru

#2. Фронтонный свес.

Он образуется боковой частью ската, расположенной под наклоном. Здесь о вентиляции беспокоиться не нужно, а вот о должной защите от ветра и влаги следует позаботиться. Иначе сильный ветер, дующий порывами, может загнать дождь между досками обрешетки, которые выступают наружу. А это уже серьезно, так как может намокнуть утеплитель, перестав хорошо сохранять тепло.

Внимание! Поэтому, при работе с отделкой фронтонного свеса на первый план выходит герметичность.


Пример фронтонного свеса.

Отделка кромки свеса

У обоих типов свеса с торцов имеются незакрытые элементы. У карнизного свеса это торцевые части стропил, а для фронтонного свеса – торцы обрешетки. Необходимо их аккуратно оформить, защитив при этом от непогоды. Кроме того, свесы карниза требуют установки вдоль них желобов водостока. В общем, отделка торцевой части свеса – это и есть отделка кромки.

А из чего ее делать, зависит от того материала кровельного покрытия, которое вы применили. Кстати, зачастую в комплекте с кровельным покрытием уже имеется и набор для оформления и зашивки кромки.

Перед тем как производить подшивку карнизов крыши, надо обрезать вертикально, по одной линии, все торчащие стропила или кобылки. Обрезать их нужно строго на одном расстоянии от стены. Затем торцы стропил объединяют обвязочной доской, на которую прибивают лобовую доску (как правило, металлическую).

Лобовая доска обычно есть в комплекте с металлической, керамической и битумной черепицей. Изготавливают эту деталь и из дерева, покрытого краской или составом для защиты. Именно на этой доске в дальнейшем монтируют водосточные желоба.

Фронтонный свес обрабатывают так. Сначала обрезают доски обрешетки, выступающие за стену. Линия отреза должна быть параллельна этой стене. Торцевая доска (деревянная или металлическая) прибивается к обрезанным краям обрешетки и к торцу бруса конька. Материалом для кровли, по длине равном длине карниза, прикрывают торцовую часть доски.

Два основных способа подшивки свесов

Многообразие вариантов подшивки свесов крыши велико. Это можно делать перпендикулярно и параллельно свесу, использовать целые листы или отдельные планки, применять различные материалы и конструкции закрепления деталей. Однако по сути технологий подшивки всего две.

Подшивка свеса прямо по стропилам

Это, пожалуй, легче всего. Главное – чтобы плоскость у нижних концов стропил была общая. Данный способ годится в первую очередь для крыш с малым уклоном, не больше 30 градусов, и выносом не больше 40 – 50 сантиметров. Подшивают по обрешетке, сделанной из досок или брусков и прикрученной к стропилам. Подшивочные планки можно располагать параллельно стене, по торцу стропил, а можно набить и перпендикулярно плоскости стропил.


Пример карнизного свеса обшитого по стропилам. Фото: dom.germanovich.com

Подшивка горизонтальная

Она незаменима, когда у крыши крутой скат. При этом монтаж проходит быстро, а материал существенно экономится. Для работы надо соорудить из брусьев так называемую коробку, прикрепив ее к стене и к стропилам (сверху и снизу). Чтобы вода, попав на свес, могла легко стечь, брус, находящийся на стропилах, должен быть на сантиметр ниже настенного бруса. От углов крыши до углов дома прибивают доски. Когда свес более 45 сантиметров, понадобится в середине еще один продольный брус. Остальные продольные брусья усиливают брусками, набив их перпендикулярно стене.


Пример монтажа обрешетки под горизонтальную обшивку свеса.

Подшивка фронтонного свеса – всегда по обрешетке

При этом не обращаем внимания на способ подшивки свеса карниза. Прямо на обрешетку крепят брус или доски. К этим брусьям или доскам, идущим вдоль фронтона, крепят обшивочные планки.

Материалы для подшивки

Выбирая материал для обшивки свеса, нужно согласовать это со стилем дома. Согласитесь – не особо эстетично будет выглядеть подшивка крыши пластиком белого цвета, если дом деревянный, да еще и темный.

Читайте также:  Как построить вальмовую крышу своими руками

Доска – лучше строганная, но подойдет и обрезная

Лучше брать доски хвойных пород дерева, шириной от 5 до 25 сантиметров, а толщиной от 1,7 до 2,2 сантиметра. Перед монтажом нужна обработка антисептиком, лаком или краской. Перед работой необходимо дать доске месяц полежать на улице под навесом – иначе если она будет слишком сухой или влажной, то потом она покоробится.

Обшивая свес, между досками делают щели в сантиметр или полтора для вентиляции. При монтаже досок перпендикулярно стенам их крепят с двух сторон (если свес широкий, то и в третьем месте – в центре доски). Если доски монтируют параллельно стенам, закрепляют их через каждый метр.

Стоит она недорого, от 120 $ за кубометр, или от 2,2 $ за квадратный метр.

Вагонка деревянная

Этот материал хорош тем, что уже обработан (в отличие от досок), поэтому и пользуется большим спросом. Для обшивки свеса необходимо брать влагостойкую вагонку, предназначенную для работы в данных условиях. Как и доску, этот материал тоже надо перед монтажом месяц подержать на открытом воздухе. Способы монтажа такие же, как и для доски, только щели оставлять не нужно. Вместо этого используют готовые решетки для вентиляции, на расстоянии друг от друга 1,5 метра.

Стоимость – от 6 $ за метр квадратный.

Поливинилхлоридный (ПВХ) сайдинг

Для подшивки нужен сайдинг, имеющий защиту от влаги. К нему в комплекте приобретается все необходимое: это и полосы в виде буквы «П» для отделки края, и уголки для крепежа мест соединений планок, и решетки для вентиляции. Монтируют планки перпендикулярно стенам, крепя их в двух, трех или четырех местах. Число мест крепления зависит от того, какой ширины свес. Крепить ПВХ панели вдоль свеса крыши не рекомендуется так как он не такой жесткий как деревянные планки и требует большого количества креплений и может прогибаться.

Стоимость – от 4 $ за метр квадратный.

Профнастил (профлист)

Этот материал прост в монтаже – ведь его можно класть большими плоскостями, а крепить с таким же расстоянием, как доску. Высотой его профиль может быть от 0,8 до 2 сантиметров. При подшивке свесов крыши профлистом оставляют зазор от 0,6 до 1,2 сантиметра (зависит от температурного расширения). Вентиляцию делают при помощи специальных решеток.

Стоимость – от 9 $ за метр квадратный.


Фото: www.ruspolekb.ru

Листовой металл

Это может быть оцинкованная или покрытая полимером сталь, а также алюминий или медь. Толщина листов – от 0,6 до 0,8 миллиметра, а длина – до 6 метров. Для вентиляции можно или решетки готовые вставить, или перфорированные куски листов. Там, где проходит линия отреза, стальные листы обрабатывают от коррозии (для алюминия и меди это не нужно). Минус применения таких материалов – то, что для резки нужен специальный инструмент.

Стоимость – от 5 $ за метр квадратный.

Фанера и ОСП

Для подшивки свесов, берут марки материалов, которые являются водостойкими. Плиты эти достаточно жесткие, монтировать можно большими кусками. Для этого делают коробку из деревянных брусков – плиты привинчивают к ней. Крепят их через каждые 1 – 1,2 метра. Для вентиляции врезают готовые решетки. Свес из этого материала непременно нужно покрасить, иначе он выглядит не очень красиво.

Фанера стоит около 6,5 $ за метр квадратный, ОСП – примерно в 2 раза дешевле.

Подшивка крыши софитом – быстро, просто и надежно

Софиты – это планки, выпускаемые специально для подшивки свесов. Они могут быть сделаны из самых разных материалов. В частности, из таких как ПВХ, сталь, медь, алюминий. Имеющие большую палитру цветов и различную фактуру, софиты могут быть подобраны к дизайну любого дома.

В комплекте их имеются следующие основные детали:

  • Софитные панели;
  • лобовые планки (иначе, фаски);
  • профили J-образной формы, имеющие пазы;
  • финишные планки.


Внешний вид софита и доборных элементов может отличаться в зависимости от производителя и материала изготовления.

Софитные панели бывают тройные, двойные и одинарные, сплошные (для фронтонов) и перфорированные (для карнизов).

Надо заметить, что подшивка свесов крыши софитом значительно упрощает работу. Для этого не требуется привлекать опытных строителей – и самому можно справиться. Нарезать планки согласно ширине свеса и закрепить их перпендикулярно стенам на профилях с пазами – вот и вся хитрость монтажа.

Стоят планки из ПВХ от 4 – 8 $ за квадратный метр, а крепежные планки и фаски – в 5 раз дешевле.

Цены на софиты для подшивки кровли:

Инструкция по подшивке свесов софитами

В зависимости от фирмы изготовителя и материала изготовления софитов и доборных элементов правила по монтажу софитов могут отличаться. Поэтому всегда ознакамливайтесь с инструкцией производителя. В данном случае будет рассмотрена подшивка свесов крыши при помощи виниловых софитов.

Существует несколько конструктивных особенностей крепления панелей софитов:

Чаще всего монтаж софитов производят горизонтально, хотя в некоторых случаях применяют и крепление вдоль стропильных ног. Для горизонтального крепления делается специальная обрешетка, как ее сделать описано выше или в видео инструкции представленной ниже. Затем на эту обрешетку крепят все необходимые элементы.


1. Для начала отмеряют J-профиль необходимого размера, для этого прикладывают профиль поперек свеса и наносят метку.


2. Отрезать профиль по размеру можно при помощи “болгарки”, режется все быстро, а срез остается ровным.


3. После этого профиль крепят к деревянному каркасу при помощи саморезов.


4. После того как закреплены все профили замеряют расстояние между двумя профилями, чтобы узнать размер софитной планки. После этого нарезают планки софита необходимого размера.


5. Для установки планки ее заводят сперва в пристенный, а затем в карнизный свес и закрепляют при помощи саморезов к деревянной обрешетке.


6. Если при подшивке не используется J-фаска, то лобовая часть свеса тоже зашивается софитами.

Более подробно о монтаже обрешетки и софитов смотрите в видео представленном ниже.

Подшивка свесов крыши: варианты обшивки и техника выполнения

Защита крыши дома и ее привлекательный вид – вопросы, требующие тщательного рассмотрения. Одно из возможных решений – аккуратная отделка свесов, которая надежно защитит стропильные элементы от атмосферных воздействий и обеспечит эстетичность крыши.

Карнизным свесом крыши дома обычно называют ее нижнюю часть, выступающую за границы стен. Он призван защищать стены и отмостку фундамента от намокания во время дождя.

Подшивка свесов крыши по требованиям СниП не считается обязательной операцией. Тем не менее многие специалисты рекомендуют не пренебрегать подшивкой карнизов крыши. Она позволит решить ряд важных вопросов, к примеру,

    при сильном ветре возникают восходящие потоки воздуха, которые, проникнув под свес, стремятся оторвать кровлю, а подшивка свеса крыши станет преградой на их пути и не даст косым струям дождя попасть в подкровельное пространство; подшивка свеса кровли скроет стропильные элементы, выпуски слоев кровельного пирога и покрытие кровли со стороны чердака и другое.

Отделка карнизов крыши – это завершающий этап в ее устройстве, поэтому подшив свесов кровли выполняют после

    ее устройства; утепления и отделки наружных стен; установки водостоков.

Виды свесов ↑

    Карнизные или боковые. Это горизонтальные свесы, которые формируются нижней частью ската. Через них также проходит вентиляция пространства под кровлей. Пройдя через свес, воздух движется в сторону конька, подсушивая по пути слои кровельного пирога. Отсюда вывод, что закрывать их полностью нельзя. Но ведь и не обшивать конструкцию тоже крайне нежелательно. Значит, нужно найти разумный вариант, как подшить свесы крыши, чтобы не перекрыть доступ воздуха под кровлю, а вот птицам, насекомым или грызунам – да. Фронтонные. Они образуются наклонными краями кровельных скатов и не принимают участия в подкровельной вентиляции. Поэтому необходимость отделки карниза крыши для фронтонных свесов обусловлена другими причинами, а именно наклонной плоскостью конструкции. Она в высшей степени подвержена разрушительному воздействию влаги, которая задувается ветром. Это особенно опасно для мансардной крыши, поскольку края утеплителя оказываются незащищенными от намокания. Фронтонные карнизы обязательно должны быть полностью обшиты. Таким образом, подшивка фронтонных свесов крыши станет непроницаемой.

Как отделать кромки свеса ↑

И на фронтонных, и карнизных свесах есть незакрытые элементы: торцы стропильных элементов и торцевая часть выпуска обрешетки, соответственно, которые необходимо отделать до того, как подшивать карниз крыши.

Выбор материала для отделки кромки карниза или ее торцевой части зависит от основного материала покрытия кровли. Довольно часто производители поставляют готовые наборы для отделки кромки вместе с кровельным материалом. Сам же процесс обшивки выполняют по одному из следующих алгоритмов.

    Все выступающие стропильные элементы или кобылки обрезают по одной прямой строго параллельно стене, то есть вертикально. Затем торцы стропильных ног соединяют обвязочной доской. На нее крепится лобовая доска кровли, размеры которой должны позволить перекрыть торцы: полностью либо частично с минимальным недобором. Именно на ней в дальнейшем будут установлены желоба водостока.

Изготавливается лобовая доска из металла или дерева. Для кровель из черепиц известных типов такая доска входит в комплект кровельного материала. Лобовую доску крепят к торцам стропильных элементов при помощи оцинкованных гвоздей или саморезов.

    Элементы обрешетки, которые выступают за ее пределы, обрезают параллельно стене на одном уровне. К ним прибивают торцевую доску и привязывают к торцу кровельного бруса. Если крепить доску стандартно только к каждому элементу обрешетки, то добиться достаточной степени жесткости не получится, поэтому рекомендуется использовать Т-образное соединение.

Для этого подшивают дополнительные элементы из досок или брусков, расположив их между лобовой доской и двумя соседними обрешетинами, начиная со второй, с шагом в один интервал, то есть выбирают каждую вторую и третью.

Варианты подшивки ↑

В принципе подшивка свесов крыши выполняется любым удобным методом. Но при ближащем рассмотрении все их можно объединить в две техники.

Один из вариантов подшивки – непосредственно по стропильным элементам. Основным требованием при этом является расположение открытых концов стропильных ног в единой плоскости.

    Данный способ подходит для крыш с углом наклона не более 30˚, вынос свеса которых не превышает 0,4–0,5 м. Подшивочные планки набивают на основу деревянных деталей, прибитую к стропилам. Обшивать основу можно и вдоль, и поперек. Монтаж начинают с установки и крепления начальной и последней планки обшивки. Затем между ними натягивают строительную нить и, соблюдая выверенный уровень, выставляют остальные. При подшивке угла двух скатов планки должны быть закреплены к угловому стропилу с обеих сторон.

Горизонтальная подшивка свесов кровли используется на крутых скатах. Монтаж карниза крыши проходит достаточно быстро.

    Из деревянных брусьев сбивают коробку, которую крепят к прилежащей стене и основанию крыши, причем настенный брус необходимо расположить на 1 см выше, чем брус, прикрепленный к нижнему участку стропильных ног. Таким образом сохраняют наклон, необходимый для стока воды, попавшего благодаря ветру внутрь карниза. Чтобы обеспечить жесткость конструкции короба, крепление брусков шурупами дублируют дополнительным крепежем на пластины из металла и уголки. Затем приступают к его подшивке каким-нибудь удобным материалом.

Материалы ↑

Для подшивки карниза крыши подходят различные материалы из металла, пластика или пиломатериалов.

    Самой распространенной считается подшивка свесов кровли доской толщиной в 15–20 мм. Ширина материала зависит от вылета карниза и колеблется в пределах 5–25 см. Эстетичность внешнего вида обшивки зависит от точного соблюдения постоянной ширины досок.

Несомненным преимуществом доски для подшивки свесов кровли является его способность обеспечивать качественную вентиляцию подкровельного пространства, поскольку воздух в этом случае равномерно поступает туда вдоль всего периметра крыши. Зазор между досками составляет 1–1,5 см.

    Если доски, используемые для подшивки достаточной длины, их привинчивают в нескольких точках, чтобы предотвратить возникновение деформации. Доски стыкуют, придерживаясь шахматного порядка. При этом необходимо оставить достаточное расстояние между двумя стыками. Единственным исключением являются углы вальмовых кровель, где деревянные планки при стыковке запиливают, разделив прямой угол пополам. Все элементы дважды обрабатывают антисептиками и антипиренами: перед началом монтажа и после.

    Еще один популярный материал – деревянная вагонка. Учитывая подверженность древесины ко всевозможным капризам погоды, к его качеству предъявляют особые требования:

    планки не должны иметь малую толщину; уровень влажности. Оптимальной считается естественная влажность вагонка, которую хранили на открытом воздухе не менее месяца.

Планки вагонки укладывают плотно, не оставляя зазоров между ними, как в случае доски. На готовой обшивке с шагом 150 см вырезают отверстия для вентиляции, которые накрывают решетками.

    Подшивка карнизов крыши профнастилом с покрытием из полимеров выполняют по несложному алгоритму.
    При обшивке карнизов профлистом предварительно подготавливают листы нужного размера. Их прикручивают к готовому каркасу параллельно стене. Для крепления используют специальные саморезы. Стык, образованный плоскостью стены и профлистом, закрывают, установив доборные элементы: лобовую планку и внутренний уголок. Уголок крепится к профилированному листу, а планка, соответственно, к доске. Для закрытия внешних стыков профлиста используют наружные уголки. Подшивку фронтонов крыши (фото выше) выполняют вдоль стен. Планки закрепляют на внешнюю кромку карниза и скрывают под торцевой планкой и уголками. Полосы обшивки должны быть примерно на 2 см уже ширины свеса. Таким образом, забор воздуха будет происходить за счет высоты волны профиля. При монтаже карниза крыши отделку профлистом можно сделать в цвете, выбрав подходящий из разнообразия вариантов.

    ПВХ-сайдинг – это достаточно доступный и эффективный вариант подшивки карнизов кровли. Этот материал нередко поступает в продажу в специальной комплектации. Пластиковые панели дополнены полосами П-образной формы, необходимыми при оформлении кромок, уголками, а также вентиляционными решетками. Обшивку крепят параллельно кромке.

Пластиковые планки крепят на деревянный каркас в двух-четырех точках.

    Для подшивки карнизов кровли выпускают специальные пластиковые панели – софиты. Эти панели толще, чем сайдинг, и обычно снабжены специальной перфорацией, через которую проходит вентиляция подкровельного пространства. Кроме этого в пластик для софитов добавлены УФ стабилизаторы, которые обеспечивают материалу высокую стойкость к воздействию ультрафиолета. Нарезку софитов для подшивки выполняют по длине карниза и устанавливаю под прямым углом к стене.

Посмотрите различные варианты подшивка карнизов крыши на видео


Подшивка карнизов крыши

Подшивка карниза крыши: чем и как обшить

Подшивка карниза крыши своими руками позволяет защитить кровельный пирог от внешних воздействий и придать кровле привлекательный внешний вид. В настоящее время существует множество вариантов обшивки. На самых популярных мы и остановимся в данной статье.

Особенности подшивки

Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

Читайте также:  Бикрост ТПП

Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны:

  • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
  • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
  • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
  • обладать эстетической привлекательностью.

В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят:

  • вагонка (деревянная и ПВХ);
  • софит (виниловый и алюминиевый);
  • профнастил.

Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.

Деревянная вагонка. Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.

Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.

Вагонка ПВХ. Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

Софит. Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.

Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

Профнастил. Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.

Каркас обшивки карниза

Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции:

  1. Прошивка по стропилам. Такой вариант монтажа характерен для крыш с относительно небольшим углом наклона скатов, либо в случае, когда требуется увеличить высоту здания. Чтобы зашивать карнизный свес по стропилам, нижние части стропильных ног должны находиться в одной плоскости. В противном случае требуется выравнивание при помощи дополнительных досок, которые прибиваются стропилам внахлест. После этого монтируют первую и последнюю планку подшивки карниза, а между ними натягивают нити. Остальные элементы монтируются в соответствии с данным ограничителем уровня.
  2. Второй способ более распространен. Стропильные ноги обрезаются по горизонтали и вертикали. Внизу стропил закрепляется доска, к стене монтируется брус, причем он должен располагаться на 1 см выше лобовой доски, чтобы обеспечивался сход влаги. При ширине свеса более 450 мм посередине следует закрепить дополнительную доску. В местах схода свесов вальмовой крыши доски крепятся встык плашмя.

Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.

Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами. Это позволяет продлить срок службы подшивки.

Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.

Варианты и способы подшивки свесов крыши

После завершения монтажа крыши при строительстве дома, следует задуматься про обшивку свеса. Она придаст постройке эстетичности и защитит от негативных факторов окружающей среды.

Как устроен кровельный свес?

Карнизным свесом называются выступающие за черту постройки стропила. По типу конструкции кровельный карниз бывает простым или с выносом. Первый вариант легкий в обустройстве, но при порывистом ветре он гудит.

Второй – сложнее в архитектурном плане, но даже при сильном ветре он не будет свистеть и издавать посторонних звуков. Его ширина может варьироваться от 40 см и до 1 метра.

По классификации свесы бывают:

  • неподшитыми, которые подходят для одно– двух– и четырехскатных конструкций;
  • подшитыми, применяются на двух- и четырескатных типах;
  • коробчатыми, применяются для всех типов;
  • укороченными, они также применяются для всех типов кровель.

Устройство узла свеса

Узел свеса кровли состоит из следующих элементов:

  • желоба водостока;
  • капельника;
  • металлического фартука на лобовой доске;
  • брусков;
  • стропильной ноги;
  • подшивного материала;
  • брейка.

Фронтальный и карнизный свес

Основное предназначение карнизного свеса – защитить фасад постройки. Существует два вида свесов:

  1. горизонтальные, образующиеся с помощью нижней части скатной кровли;
  2. фронтонные, образующиеся боковой частью ската.

При обустройстве фронтонного свеса заботиться о дополнительной вентиляции не стоит, но необходимо предусмотреть дополнительную защиту от влаги и ветра.

Внимание: у четырехскатной кровли фронтальный свес будет отсутствовать.

У двухскатной крыши его устройство будет выполняться с помощью выпуска несущих перекладин, закрепленных на стропилах. Его можно соорудить из досок обрешетки, предназначенных для пароизоляции. На них укладывается карнизная доска, обшивается выбранными материалами.

Выбор материалов

Выбирая подходящие материалы проведения работ, необходимо учитывать:

  • наличие вентиляции;
  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивость к агрессивной среде;
  • эстетичный внешний вид.

Самыми распространенными считаются следующие материалы:

  1. Деревянная вагонка. Этот материал, в отличие от досок, уже обработан. Необходимо брать изделие, устойчивое к влаге. Проверьте качество древесины. Чтобы избежать коробления материала, следует брать вагонку средней толщины. Примерно за 3-4 недели до монтажа деревянную вагонку необходимо подержать на открытом воздухе.
  2. ПВХ сайдинг. Этот материал обладает влагостойкостью, эстетичностью, удобством в работе и хорошими техническими показателями. Широкая цветовая палитра дает возможность сделать дизайн дома стильным и оригинальным. Крепить ПВХ вагонку вдоль свеса кровли не стоит, так как она может прогнуться и на нее уйдет большое количество крепежа.
  3. Профнастил. Он производится из оцинкованной стали, имеет разноцветное полимерное покрытие. Профнастил отличается устойчивостью к негативным факторам, хорошей жесткостью, устойчивостью к ветрам, повышенной влаге и перепадам температуры. Для обеспечения вентиляции следует сделать зазор между стеной и материалом, который должен равняться высоте волне листа.
  4. Листовой металл. На рынке можно приобрести как оцинкованную, так и покрытую полимером сталь, алюминий или медь.
  5. Фанера и ОСП. Эти материалы достаточно жесткие. У них приемлемая стоимость и хорошие технические качества. Их можно монтировать большими кусками. Для вентиляции в листы врезаются готовые решетки. Для придания материалу эстетичности, листы стоит предварительно покрасить.
  6. Софит. Это самый распространенный материал, который предназначается специально для обшивки карнизов. Внешне данный материал напоминает сайдинг панели, но в нем имеются специальные отверстия для вентиляции.

Подшивка крыши софитом – важные моменты

Софиты производятся из:

  1. Меди. У них прекрасные технические качества, но высокая стоимость. Этот материал пожаробезопасный, прочный и долговечный.
  2. Алюминия. Они довольно эластичные и ремонтопригодные. К преимуществам алюминиевых изделий относится стойкость краски и насыщенность цвета.
  3. Винила. Эти изделия производятся из пожаробезопасного пластика, который не выделяет токсинов и не наносит вред здоровью людей. С этим материалом легко и удобно работать.
  4. Оцинкованной стали. Они обладают высокими эксплуатационными качествами, неприхотливостью в уходе.

На каком материале остановить выбор – решать покупателю. Главное, что все они обладают эстетичностью, удобством монтажа и высокими техническими характеристиками.

Прежде, чем приступить к обшивке крыши софитом, стоит учесть:

  • как крепится материал – под прямым углом и через специальные отверстия;
  • для сжимания панели оставляется сантиметровый зазор;
  • крепления не рекомендуется прикручивать плотно, между шляпкой и поверхностью следует оставлять зазоры;
  • режется материал циркуляционной пилой полотном, зубья на котором расположены в обратную сторону;
  • работы с материалом следует проводить при температуре 15 градусов тепла.

Подшивка кровельного свеса по стропилам

Подшивка свеса по стропилам подходит для кровель с небольшим уклоном, не более 30 градусов, и с выносом не более 50 см. Сложность процесса заключается в том, что края стропил должны образовывать ровную поверхность. К сожалению, такого результата не всегда легко добиться, тогда на стропила крепятся доски меньшего размера. Далее крепятся все остальные доски.

Подшивка кровельного свеса по деревянному коробу

Данный тип подшивки применяется при крутых скатах кровель. К преимуществам данного метода относятся оперативность и экономичность расходов материала. Начинаются работы с сооружения короба, который собирается из обрезной доски, толщиной 4 см. Ее необходимо прикрепить между стеной постройки и краем стропил. Некоторые строители прикручивают край доски к стропильной ноге, а второй монтируют к примыкающей стене.

Такие работы лучше проводить снизу, стоя на лесах или лестнице.

Внимание: подшивка свесов проводится только после утепления постройки и укладки пароизоляции.

Перед обшивкой карниза вагонкой, следует проверить, чтобы стропила на боковых карнизах имели одинаковую длину и располагались параллельно дому. К ним монтируются обвязочные ветровые доски.

После всех проведенных работ можно приступать к монтажу обшивки:

  1. Сначала прикручиваем одну доску вертикально стене. Нижний край доски должен оказаться на уровне края стропил.
  2. Вторую доску устанавливаем между стропилами и первой доской по нижнему краю. Ее необходимо расположить параллельно земле. В результате получится основа для установки обрешетки.
  3. После проведения подготовительных работ по сооружению каркаса, приступаем к самой обшивке.
  4. Для обшивки кровельного карниза досками, оставляем межу стеной и обшивочным материалом небольшой зазор. Для этого выбираем ровные доски хорошего качества, толщиной не менее 1-2 см.
  5. Чтобы обеспечить хорошую вентиляцию, по всему периметру устанавливаем решетки на расстоянии 1-1,5 метра.

Доска – лучше строганная, но подойдет и обрезная

Для выполнения работ лучше выбирать доски из хвои. Их ширина может варьироваться в пределах 5-25 см, а толщина – 1,7- 2,2 см.

Важно: перед монтажом доски обрабатываются антисептиком и покрываются лаком или краской. Это продлит их срок эксплуатации и предотвратит порчу под воздействием негативных факторов. Также рекомендуется расходный материал оставить на улице на один месяц, чтобы он не покоробился. При обшивке свеса, между досками необходимо оставить щели в 1 см для вентиляции.

Грамотно спланированные строительные работы позволят вам достичь не только эстетичного внешнего вида дома, но и повысят его срок эксплуатации. Монтаж свеса кровли можно выполнить и своими руками, но если вы сомневаетесь в своих силах, лучше пригласите специалистов. Они проведут все работы на профессиональном уровне и в максимально короткие сроки.

Мансардная крыша: особенности конструкций и планировка

  1. Особенности
  2. Что нужно учесть?
  3. Виды конструкций
    • Односкатные
    • Двускатные
    • Ломаные
    • Вальмовые
    • Полувальмовые
  4. Пирог мансардной крыши
  5. Подготовка
    • Суммарная площадь
  6. Наклон скатов
  7. Правила установки окон
  8. Стропильная система и виды окон
  9. Освещение
  10. Как сделать своими руками?
    • Расчет стропильной ноги
    • Монтаж мауэрлата
    • Сооружение каркаса крыши
    • Гидроизоляция
    • Утепление и паробарьер
    • Установка окон и финишного покрытия
    • Крепеж доборов
  11. Типы материалов
  12. Дизайн и планировка
    • Гостиная
    • Спальня
    • Детская
    • Кухня и столовая
    • Другие решения
  13. Стилистика
  14. Советы
  15. Красивые примеры

Дом с мансардой заметно отличается от любых частных и загородных домов. Мансарда позволяет сэкономить полезную площадь, она является функциональным элементом жилого строения. Однако чтобы мансардное пространство было таковым, надлежит знать не только конструктивные особенности кровли, но и планировку мансарды в целом.

Особенности

Мансарда является верхним этажом жилого строения. Ошибочно называть ее чердаком: внешне сходство есть, однако мансарда является помещением отапливаемого типа. Она внесена в соответствующую документацию, согласно которой является функциональной частью жилища, внесена в общий метраж и имеет определенное назначение, которое подчиняется подведенным коммуникациям.

Главным отличием от чердака является строго установленный регламентом минимум высоты стен (1,5 м).

Мансардная крыша является одновременно кровлей и стенами верхнего этажа. Однако кровля может быть различной. Ее конструктивные особенности определяют вместимость, будущее назначение и комфортабельность нахождения. Все это определяется на этапе проектирования домов в момент выбора места под будущее строение.

Являясь потолком и стенами, мансардная крыша имеет оконные проемы. Они выполняют функцию освещения внутреннего пространства, что не так важно для чердака. По этой причине крыша имеет не одно, а несколько окон. Их наличие и расположение являются факторами, затрудняющими отделку, однако необходимыми для создания комфорта.

Размеры оконных проемов подбирают в каждом конкретном случае индивидуально. В большинстве случаев это зависит от материала для строительства мансардной крыши.

Отличительной особенностью правильно сооруженной мансардной крыши является уменьшенная нагрузка на фундамент. Для строительства мансарды обычно стараются использовать облегченные материалы. Это позволяет исключить проседание всего дома, а также сооружать мансарду в домах, где ее изначально не было. За счет современных технологий подобрать нужное сырье не составляет особого труда.

Имеет значение и количество этажей основного строения. Если их два, то возведение сложной формы с массой давящих на фундамент стропил и стеклопакетов нежелательно. В этом случае придется продумывать более простой вариант мансардной кровли. Необходимо учесть и общее количество балок, чтобы их число вместе с остальными элементами конструкции не стало причиной проседания дома.

Что нужно учесть?

Схема проведения расчетов довольно проста: важно учитывать полезную и глухую площадь мансарды. Полезным пространством являются зоны, расстояние от пола до потолка в которых составляет от 1,2 м и более. Все остальное принято называть глухим пространством, так как комфортно располагаться в нем невозможно. Однако оно пригодно для размещения необходимых принадлежностей, например, небольших полок, торшеров, стульев, стола и комода.

Мансарда позволяет свести к минимуму теплопотери.

Но чтобы утепление и обшивка верхнего перекрытия не уменьшали визуальный объем помещения, приходится продумывать форму кровли. Все разработки вносят в проект, обозначая размеры каждой плоскости. Форму кровли выбирают из нескольких разновидностей, учитывая:

  • необходимый параметр высоты потолка;
  • максимальный комфорт пользователей;
  • тип и материал фундамента дома;
  • надежность возводимой конструкции;
  • долговечность и гигиеничность используемого для кровли сырья;
Читайте также:  Как заделать проход трубы на крыше из профнастила своими руками

  • возможность подведения коммуникаций;
  • совместимость со встраиваемой подсветкой;
  • достаточный уровень освещения;
  • удобство обшивки потолка и отделки стен в дальнейшем;
  • отсутствие жестких рамок расстановки мебели.

Помимо этого стараются учесть открытость планировки. Например, в случае открытого внутреннего пространства в проектирование включают опорные столбы или перегородки. Суть составления сводится к тому, чтобы замаскировать эти внешне неприглядные составляющие мансарды под достоинства и индивидуальность строения. Помимо этого, проекты учитывают визуальную тяжесть, соотнося ее с метражом возводимой конструкции.

Важным аспектом является расположение лестницы, ведущей на мансарду. Вход должен быть удобным для каждого домочадца, недопустимо, чтобы это отражалось на форме и расположении скатов кровли. Проектирование выполняют самостоятельно, с помощью онлайн-программ или консультации специалиста. Проектировщик может лучше подсказать, какой вариант мансардной крыши будет оптимальным в конкретном случае.

При этом у заказчика есть возможность выбора функциональности кровли. Например, можно выбрать варианты, позволяющие выровнять освещенность пространства под естественный дневной свет. В других случаях в проект входит наличие веранды либо балкона. Если заказчик желает, проектируется эркерный выступ. Последний вариант отличается наличием больших окон, что добавит мансарде света и сделает ее визуально более легкой.

Если планируется установить камин, это тоже отражается на форме кровли и требует приобретения огнеупорного материала для строительства. Дополнительно придется усилить пожаробезопасность. Внутри нужно будет продумать систему вентилирования.

Если по назначению часть мансарды будет являться сауной, необходимо будет подбирать стройматериалы, стойкие к разрушению от влаги и пара.

Виды конструкций

Мансардная крыша на сегодняшний день имеет строгую классификацию по форме кровли. Для разновидностей характерны свои названия и особенности. Уникальным свойством такой кровли является тот факт, что она может иметь несколько уровней. Рассмотрим основные нюансы мансардных крыш.

Односкатные

Односкатная кровля – не самый лучший вариант. Представляет собой крышу с одним скосом наклонной формы и выглядит, как половина крыши. Такая форма существенно скрадывает полезную площадь, делает помещение неуютным, ограничивает в расстановке мебели.

В таком случае нельзя допускать, чтобы угол наклона крыши был маленьким (менее 45 градусов). В большинстве случаев такую мансарду непросто зарегламентировать по закону, что связано с недостатком высоты стен и потолка. Данный вариант строительства является самым дешевым по сравнению с другими разновидностями. При большей длине основания помимо стропильной ноги в таких системах приходится использовать лежень.

Двускатные

Данные варианты более рационально задействуют внутреннее пространство. Однако и они не являются порой достаточными для максимального комфорта домочадцев или их гостей. Виной тому крутизна кровли и, как следствие, минимальная высота стен для эффективного использования. Такие постройки ограничивают свободу передвижения по мансардному помещению, требуют основательного подхода к высоте стен, что нередко затруднено небольшой площадью основания.

Двускатные или щипцовые крыши могут быть симметричными (конек располагают над центром строения) и асимметричными (конек смещен относительно центра основания). Такое пространство часто имеет форму трапеции или даже квадрата. Углы его задействуют под кладовки. В данную категорию включена разновидность «полуторный этаж».

Ломаные

Эти стропильные системы (формы крыши) являются разновидностью двускатных аналогов. Их отличие – увеличение количества скатов. В таких конструкциях их, как правило, 4. Внешне каждый из двух скатов делится на две части, расположенные под определенным углом. При этом верхние симметричные скаты имеют меньшую длину, нижние свесы более вытянуты.

Пологий верх такой кровли уменьшает расходы на приобретение кровельного материала. Часть стропила при строительстве мансардной кровли нередко выносят за поверхность стены.

Такие конструкции являются лучшими вариантами мансардной крыши, они имеют высокую оценку профессиональных мастеров и дизайнеров-проектировщиков.

Вальмовые

Такие кровли представляют собой четырехскатные конструкции мансардной крыши. Классическая вальмовая разновидность есть не что иное, как 4 ската (по 2 симметричных). Эти системы наиболее устойчивы к сильным порывистым ветрам, так как ветровая нагрузка не давит в достаточной мере на скаты. Внешне такие конструкции более привлекательны по сравнению с другими аналогами.

Внутри таких пространств домочадцам и гостям обеспечен максимальный уровень комфорта. Потолок вальмовых конструкций боле высокий, однако сооружение такой системы обойдется в большую сумму, нежели предыдущих аналогов. В одних случаях скаты выполняют функцию стен, в других постройка имеет фронтоны. Этот нюанс позволяет установить в мансардной кровле обычные окна (не кровельные).

Разнообразие видов мансардных крыш: их особенности относительно друг друга

Отправим материал на почту

  • Что такое мансардная крыша
  • Разновидности мансардных крыш
  • Односкатная крыша
  • Двускатная
  • Вальмовая
  • Многощипцовая
  • Шатровая
  • Купольная и арочная
  • Ломанная
  • Заключение по теме
  • 2 комнаты
  • 31² Общая площадь
  • 5 x 4м Площадь застройки

  • 2 комнаты
  • 65² Общая площадь
  • 7 x 6м Площадь застройки

  • 5 комнат
  • 2 санузла
  • 219.7² Общая площадь
  • 17 x 14м Площадь застройки

  • 4 комнаты
  • 3 санузла
  • 183.37² Общая площадь
  • 13 x 11м Площадь застройки

  • 128² Общая площадь
  • 9 x 8м Площадь застройки

  • 3 комнаты
  • 2 санузла
  • 150² Общая площадь
  • 9 x 9м Площадь застройки

  • 150² Общая площадь
  • 8 x 10м Площадь застройки

  • 3 комнаты
  • 1 санузел
  • 64.27² Общая площадь
  • 6 x 8м Площадь застройки

  • 2 комнаты
  • 1 санузел
  • 63² Общая площадь
  • 6 x 6м Площадь застройки

  • 65² Общая площадь
  • 6 x 6м Площадь застройки

  • 6 комнат
  • 3 санузла
  • 235² Общая площадь

  • 100² Общая площадь
  • 6 x 7м Площадь застройки

  • 4 комнаты
  • 1 санузел
  • 92² Общая площадь
  • 9 x 7м Площадь застройки

  • 3 комнаты
  • 1 санузел
  • 90² Общая площадь
  • 8 x 6м Площадь застройки

  • 6 комнат
  • 2 санузла
  • 134.5² Общая площадь
  • 9 x 10м Площадь застройки

  • 3 комнаты
  • 1 санузел
  • 90² Общая площадь
  • 6 x 8м Площадь застройки

  • 2 комнаты
  • 48² Общая площадь
  • 5 x 6м Площадь застройки

  • 120² Общая площадь
  • 8 x 8м Площадь застройки

  • 1 санузел
  • 90² Общая площадь
  • 6 x 8м Площадь застройки

  • 2 санузла
  • 140² Общая площадь
  • 9 x 8м Площадь застройки

Сегодня в статье рассмотрим темы – виды мансардных крыш. Расскажем, чем эта кровельная конструкция отличается от других, и почему она получила такое название. Из каких элементов крыша сооружается, какие материалы для этого используются, какую конструкцию выбрать, если уже есть определённые идеи использования мансарды. А также обозначим основные операции монтажного процесса, касающихся возведения крыши той или иной разновидности. Разберетесь в представленной информации, будете себя уверенно чувствовать при разговоре с представителями подрядной компании и архитекторами, которым доверили создание проекта дома с мансардой и его строительство.

Что такое мансардная крыша

Необходимо в первую очередь обозначить, что мансарда частного дома – это помещение, расположенное под кровлей. То есть его пространство не разделено перекрытием на комнату и чердак. Получается общее пространство, которое от улицы ограждено только крышей.

А значит, любая кровельная конструкция, соответствующая данному конструктивному наполнению, может считаться мансардной.

Разновидности мансардных крыш

Наверное, надо обозначить, что под любой кровельной конструкцией можно организовать мансардное помещение. И это в независимости от ее формы и размеров. Поэтому любые конструкции крыш можно использовать в качестве мансардных. Поэтому рассмотрим их по отдельности.

Односкатная крыша

Чисто конструктивно это скат, который упирается своими краями на стены дома, возведенные разной высоты. Именно разность высот и определяет угол наклона ската. Сама конструкция собой представляет два бруса мауэрлата, расположенные на разных стенах, на который упираются стропильные ноги. Если дом возведен из бревен или брусов, то верхний венец строения используется в качества мауэрлата.

Односкатная крыша – не самый лучший вариант, хотя самый простой и малозатратный. Многое будет зависеть от угла наклона. К примеру, на верхнем фото показан вариант с очень крутой кровлей. Под ней внутреннее пространство мансарды сужается к нижнему краю системы. И во многих случаях его использовать сложно. И хотя дизайнеры предлагают разные варианты, но решение проблемы может оказаться дорогим.

Поэтому, если принято решение сооружать мансардную крышу в один скат, то предварительно надо продумать эффективность использования пространства мансарды. На фотографии ниже показано, как правильно строить односкатную крышу, чтобы под ней осталось много пространства, которого бы хватило использовать помещение в полной мере.

Строительство односкатной крыши мансардного типа достаточно простое. Для этого требуется всего лишь несколько стропил, которые укладываются на стены с шагом 1,0-1,2 м. Между ними закладывается теплоизоляционный пирог из утеплителя, паро- и гидроизоляционных слоев. Если правильно провести утепление крыши, то это гарантия снижения тепловых потерь до минимума. А это не только комфортные условия проживания в мансарде, но и значительная экономия потребления энергоносителей, затрачиваемых на отопление дома.

Двускатная

Еще одна традиционная разновидность, сооружение которой не составляет большого труда и значительных затрат. Это два ската, стыкуемых верхними краями на коньке. Нижними краями стропильная система упирается в мауэрлат.

Этот вариант лучше предыдущего хотя бы только по одной причине – возможность увеличить пространство под крышей максимально. Особенно, если продлить стены дома хотя бы в половину второго этажа. А уже на них устанавливать саму кровельную конструкцию.

Но не все дома с мансардой строятся по типу здания на фото выше. Нередко архитекторы предлагают классические конструкции. То есть крыша стропильной системой упирается в стены, возведенные до верхнего уровня первого этажа. И здесь придется столкнуться с теми же проблемами, как и с крутой односкатной крышей, в местах ее стыка с перекрытием строения. Узкие участки сложно эксплуатировать. Поэтому дизайнеры чаще предлагают там установить места хранения. Но даже такой вариант иногда не спасает.

Надо отдать должное классике жанра, предпочтение все чаще отдается ей. То есть внешний вид здания для многих предпочтительнее, чем эксплуатация полного пространства мансардного помещения. На фотографии ниже показан дом с мансардой под классической двускатной крышей. Обратите внимание, как можно сформировать проемы: оконные и дверные. Особое внимание фронтону, где чаще и устанавливают окна. Но если подойти к решению оригинального внешнего вида двускатной мансардной крыши, то можно организовать рядом крытый балкон. Вот здесь и сыграет свою роль фронтон, где обустраивается входная дверь.

Добавим, что мансардные крыши в два ската могут быть симметричными и асимметричными. Последний вариант встречается на просторах России нечасто. Но такие крышные модели в плане организации пространства под ними очень привлекательны, и для них можно выбрать практически любую идею использования мансардного этажа. Особенно, если пологий скат возведен на стене второго этажа. Пол кровельной конструкцией получается практически полноценная комната с большим удобным объемом.

Вальмовая

Эта разновидность одна из самых красивых крыш домов с мансардой. Она в первую очередь эргономична, хорошо вписывается в ландшафтный дизайн любого типа. При этом сама конструкция хоть и сложная в сооружении, но под ней образуется большое пространство. Особенно в этом плане надо отметить полувальмовый вариант.

На таких крышах обычно устанавливают мансардные окна. Для многих конструкций это единственный вариант организовать на мансарде дневное освещение. Хотя сегодня все популярнее становится разновидность оконных проемов, выдвижного типа. Они удобны тем, что чисто конструктивно это окно, но если его открыть, то получается своеобразный балкон.

Видео описание

В видео можно увидеть мансарду под вальмовой крышей:

Полувальмовые крыши, конечно, смотрятся более презентабельно, чем все остальные. В этих конструкциях есть возможность поэкспериментировать. К примеру, организовать небольшой балкон, как зону отдыха. Или сделать открытую террасу. Вариантов много, главное правильно сформировать задуманное в плане эстетичного внешнего вида, плюс функциональности дополнительной части. То есть балкон не должен быть просто элементом архитектуры. Он должен стать полноценной эксплуатируемой зоной.

Многощипцовая

Наверное, трудно сказать о популярности этой разновидности кровельной конструкции. Сама по себе крыша сложна в сооружении. Она требует большого количества стройматериала, отходы их значительны. Особенно кровельного покрытия. Но у этой крыши есть один большой плюс – она своими щипцами разграничивает помещение на несколько зон, которые можно организовать под разные назначения. И хотя с другими кровлями сделать это тоже несложно, многощипцовая в этом плане проще.

При этом надо добавить, что каждая зона будет иметь свой собственный проем в виде двери или окна. А значит, не надо будет устанавливать мансардные окна, которые стоят недешево.

Шатровая

Это еще одна четырехскатная крыша с мансардой. Состоит она из четырех одинаковых скатов с формой равнобедренного треугольника. Встречаются такие разновидности кровель редко. Все дело в сложности организации пространства под ней. Со всех сторон скаты образуют у перекрытия зоны, которые практически невозможно использовать. То есть под такой кровлей мало полезной площади.

Но, как показывает практика, если есть возможность использовать подкровельное пространство под жилое помещение, то даже под шатровой крышей его организуют. Ведь главное – провести утепление кровельного сооружения и создать условия для жития. Одно из них – естественное освещение. На фото ниже как раз такая мансарда показана. Обратите внимание, как удачно вписался в архитектуру дома балкон, который в основном исполняет функции оконного проема.

Купольная и арочная

Наравне с мансардной вальмовой крышей купольная одна из самых оригинальных. Но она и одна из самых сложных в сооружении, потому что стропильные ноги – это не цельный пиломатериал в виде доски или бруса. Это сборный из нескольких кусков и частей элемент, который формирует скругленную конструкцию кровли. Поэтому мастера тщательно выбирают сам материал по качеству, а затем также тщательно его соединяют в стропилу.

Необходимо отметить, что в категорию купольных крыш можно отнести арочные. Они, конечно, друг от друга формой отличаются. Но по способу изготовления стропил они одинаковые. Нередко в частном домостроении для сооружения крыш такого типа используют металлические стропила из стального уголка. Это более простой вариант изготовления стропильных ног, но он более затратный, плюс увеличивается масса самой крыши, что требует усиления стен и фундамента дома.

Надо добавить, что арочные мансардные крыши создают под собой больше пространства, чем купольные. Но у последних вид более презентабельный и необычный.

Ломанная

Итак, разобравшись со всеми видами мансардных крыш частных домов, переходим к классической модели – ломанной. Именно ее называют чаще всего мансардной. В ней четыре ската, расположенных попарно друг против друга. Верхние скаты – крутые, нижние пологие. Именно граница между ними определяет полезную площадь комнаты. Поэтому, чем выше располагается граница, тем больше полезного объема.

Видео описание

Разобраться в кровельной конструкции этого типа Вам поможет видео, где рассказывается о поэтапной технологии сооружении мансардной крыши (ломанной):

Заключение по теме

Итак, мы рассказали Вам обо всех крышах, которые сооружают над мансардными помещениями. Есть в них очень простые конструктивные решения, есть достаточно сложные. Каждая из моделей несет в себе определенные преимущества, но есть в них и свои недостатки. Какую выбрать, Вам может посоветовать профессиональный архитектор. Но точно можно сказать одно, что основной критерий выбора – форма и размеры дома. А также Ваши финансовые возможности. При небольших вложениях мансарда организуется под односкатными конструкциями. Если бюджет позволяет, то можно возвести и многощипцовый вариант.

Ссылка на основную публикацию