Идеи ландшафтного дизайна пришкольного участка

Идеи ландшафтного дизайна пришкольного участка

Каждая школа заботится о своей репутации. Это касается не только уровня, на котором осуществляется преподавание, но и внешнего вида двора. Важно, чтобы при первом взгляде создавалось впечатление щепетильного подхода к деталям. Добиться этого можно применением различных решений в области ландшафтного дизайна в отношении пришкольного участка. В статье будут обсуждаться некоторые идеи, которые можно воплотить в жизнь.

Проект школьного двора

Оформление пришкольного участка не является чем-то новым. Этим активно занимались все дети под руководством учителей и мастеров во времена СССР. Со временем такая инициатива сошла на нет и больше внимания стало уделяться чистоте, а не внешнему виду участков и клумб вокруг школы. Традиции возвращаются и внимание снова уделяется тому, как оформлены участки на пришкольной территории. Школы, которые сдаются в эксплуатацию сейчас, уже имеют благоустроенные и продуманные участки в плане дизайна. Но это не избавляет от необходимости что-то делать на участке, т. к. со временем пришкольный участок приходит в негодность в силу разрастания сорняков и даже культурных растений. Все имеет свой срок службы, поэтому постройки ветшают, а композиции теряют свой вид. С годами меняется коллектив и ученики, что приводит к приходу новых веяний и настроений.

Все это говорит в пользу того, что необходимо что-то делать, чтобы поправить ситуацию. Иногда пришкольный участок требует кардинального вмешательства. Проявляется оно не только в обновлении растений на участке, но иногда и к кардинальному изменению формы участка или даже к их новому разграничению. Такое вмешательство делается не на один год, поэтому требуется хорошее планирование, чтобы внешний вид участка оставался при постоянном, но минимальном уходе. Невозможно осуществить задуманного без особого проекта, который составляется для конкретного участка. Почерпнуть идеи для участка можно не только у профессиональных дизайнеров, но и у тех, кто чаще всего посещает школу – учителей и учеников. Чтобы сделать это, необходимо произвести анонимный опрос, в котором каждый сможет выразить свои пожелания в отношении участка. Чтобы результаты было проще рассортировать, можно задать определенные границы рассуждениям, создав опросник. Но если требуются действительно свежие идеи, тогда лучше позволить выразиться самостоятельно. На анализ уйдет больше времени, но оно того стоит. В согласии с полученными сведениями будет проще составить конкретный план действий для пришкольного участка.

Общий стиль

Существует значительное количество ответвлений и направлений, которые могут быт реализованы в ландшафтном дизайне, все их можно отнести к двум основным группам:

  • произвольной;
  • регулярной.

Первая представляет собой уникальные и эксклюзивные решения для участков, которые могут быть реализованы в самых смелых вариантах. Но такой стиль оформления больше подходит для частных участков. Школа является государственным заведением. Это означает, что на пришкольном участке должны соблюдаться определенные формальности. Именно в этом случае подходит регулярный стиль. Проявляется он в четких линиях и симметрии. Геометрические формы, в которых выполняются грядки или осуществляются насаждения чаще всего правильные и призваны к тому, чтобы настроить детей на спокойный лад и восприятие новой информации.

Для реализации регулярного дизайна на пришкольных участках подходят солитерные посадки. Они проявляются в высадке одиночных растений или групп растений, которые придают строгости определенному участку. Такой подход важен, чтобы каждый, кто посещает школу, понимал, для какой цели он здесь присутствует. Более свободный стиль допускается для уголков во дворе, которые предназначены для свободного времяпрепровождения. Это касается больших перемен или периодов после окончания занятий. В этом случае можно использовать черты азиатского стиля, кантри и голландского. При этом большую работу необходимо произвести по подбору растений. Они должны сохранять свой внешний вид на протяжении всего года, а также иметь гипоаллергенные свойства.

Центральная часть двора

Чтобы было проще производить планирование и ландшафтный дизайн, необходимо разделить школьный двор на функциональные зоны или участки. Одной из них является центральная часть. Чаще всего она предназначена для проведения различных торжеств и сборов, например, линеек на случай первого или последнего звонка, а также для поздравления важных персон. Чаще всего эта площадка имеет прямоугольную или квадратную форму. Для нее необходимо использовать растения, которые будут только подчеркивать эти линии. Например, если по периметру участка расположены клумбы или участки земли, то на них неплохо было бы расположить невысокие кустарники, которые будут аккуратно подстрижены в общий стиль с площадкой. На эту роль подойдет такие растения, как буксус (самшит), бирючина, кизильник, спирея и другие. Если климат подходит, то можно высадить кусты можжевельника, которые важно постоянно формировать.

Хвойными растениями также можно подчеркнуть пришкольный участок, который предназначен для выступлений. В этом случае можно высадить высокие растения на фоне, что позволит оттенить участников сборов. Дополнительной пользой от таких растений будет компенсация порывов ветра, который может задувать в микрофон или срывать различные декорации со сцены. Требуется постоянный уход по уборке засохших веток.

Спортивные площадки

Спортивная площадка является следующей зоной пришкольного участка, которая требует правильного планирования. Многое зависит от того, что именно находится на этой территории возле школы. Чаще всего площадки для игры в баскетбол, футбол или волейбол покрываются асфальтом или имеют грунтовое покрытие. Редким исключением является наличие специальных резиновых покрытий. Такие участки должны быть максимально закрыты от ветров. Чтобы этого добиться, необходимо обсадить их деревьями, которые имеют пышные кроны. К таким растениям можно отнести клены, липы, каштаны и другие. Дополнительно такие растения создадут тень на участке, что особенно важно в жаркие весенние и осенние дни при физических нагрузках.

Зона отдыха

Современные школы предусматривают наличие и такого участка на территории. Участков может быть несколько. Часто их располагают равномерно по всей территории, чтобы ученики могли найти место каждый для себя. Обычно такие участки соединяются между собой посредством аллей. Для зон отдыха можно использовать различные растения, в которые входя и кустарники. При этом нет требования, чтобы они были одной высоты, т. к. особая строгость для участка не требуется. Его задачей является не настроить на серьезность, а позволить перевести дух перед следующим занятием или настроится на другой лад по окончании учебы. Для зон отдыха используется газонная трава, которой засеваются участки между кустарниками. Правильным решением является использование различных ярких декоративных растений.Обязательно должны присутствовать скамейки. Так как обучение в школе проходят дети различных возрастных категорий, то на таких участка не рекомендуется использовать различные арки, треноги или опоры, т. к. они могут стать причиной получения серьезных травм.

При этом разрешается размещение различных скульптур на таких участках. Окружать такие участки для отдыха, а также аллеи, которые их будут соединять могут сосны, вязы, тополя и липы. Высаживать их стоит на таком расстоянии, на котором это позволяют сделать кроны. Если в планах поддерживать небольшую высоту крон и постоянно ее формировать, то можно высадить ростки через каждые три метра. На клумбах, которые будут расположены с участками для отдыха стоит высаживать цветы, которые не особо прихотливы к уходу, а также устойчивы к засухам. В этой роли подойдут цинерарии, сальвии, бессмертники и цинии. Под деревьями также могут быть организованы клумбы, на которых себя будут хорошо чувствовать цветы, которые любят быть в тени. К ним относятся фуксии, астильба и барвинок. При должном уровне сознательности учеников на солнечных участках могут быть обустроены альпийские горки с подходящими растениями. Если где-то на территории есть бетонные заборы, которые не имеют особой привлекательности, то участки рядом с ними можно засадить плетущимися растениями. Видео о проекте озеленения школьного двора есть ниже.

Огород

Как бы странно это ни звучало, но определенный участок пришкольной территории может быть выделен под огород. Он будет полезен для проведения различных исследовательских работ, которые предназначены по выведению каких-либо культур или видов. Такой участок также может стать отличным стартом к тому, чтобы обучать детей заботиться о чем-нибудь и быть ответственным. Все растения, которые будут впоследствии высажены на участках вокруг школы, могут быть взяты из рассады, которая будет получена с огорода. Если территория участка достаточна, а бюджет школы позволяет, то на огороде может быть сооружена теплица или оранжерея, что еще больше расширит количество выращиваемых видов растений.

Их целью является постановка задачи, объяснение целей и способов их достижения. Для этого не требуется много времени, т. к. школьники будут посещать такие занятия без энтузиазма. Достаточно будет одного занятия в неделю, которое будет длиться всего 20 минут.

Резюме

Как видно, школьный участок может быть оформлен с применение различных растений и идей. Но все это не будет существовать долго, если не проводить соответствующего воспитания, которое подразумевает правильное отношение к растениям и к тому, что окружает каждого. Важно развивать самосознание и организованность, которые будут побуждать каждого лично прилагать усилия для ухода за растениями и за пришкольным участком. В первую очередь это будет проявляться в бережном отношении и в отсутствии желания мусорить.

Презентация на тему: ландшафтный дизайн пришкольного участка

Ландшафтный дизайн пришкольных клумб «Цветочная фантазия» Работу выполнили: Мейстерс Виталий, Нерсесян Ангелина, учащиеся 9 «Г» класса МБОУ СОШ №18 им. Э.Д. Потапова. Руководители: Юрина И.В., учитель химии и биологии; Романова Н.Н., зам. директора по УВР. Мичуринск, 2014

С тех пор как человек пахать обрел уменье, Украсить дом и двор он ощутил стремленье И стал вокруг себя сажать для красоты По вкусу своему деревья и цветы. Жак Делиль

Наш город Мичуринск – наукоград РФ имеет глубокие традиции научного садоводства и опытных исследований продукции для сельского хозяйства. Огромные усилия руководства города тратятся на благоустройство и придание эстетической привлекательности территорий общественных организаций, в частности школ.

Актуальность идеи благоустройство территории играет важную роль в жизни человека – красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье , создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему.

Цель проекта: создание единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории МБОУ СОШ №18 СП № 1, выявление его влияния на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности школьников и жителей микрорайона школы.

Задачи проекта: выяснить мнение учащихся школы и жителей микрорайона о необходимости благоустройства пришкольной территории; изучить экологическое состояние пришкольной территории; познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна; разработать дизайн – проект школьного двора; провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

Гипотеза: Покупка растений для создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории или дачных участках – достаточно дорогостоящее занятие. Учащиеся нашей школы предлагают выращивать рассаду из семян, из выращенной рассады можно сформировать клумбы, цветники, бордюры, а остаток продать населению микрорайона школы, что способствует благоустройству пришкольной территории, может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения, а также принести экономическую выгоду.

Методы исследования: социологический опрос; анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению; исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта); практическая деятельность.

Механизмы реализации проекта А) Выполнение проекта осуществляется по нескольким направлениям (Приложение №1); Б) Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МБОУ СОШ №18 (Приложение №2); В) План мероприятий подготовительного, проектировочного и практического этапов (Приложение №3).

Что такое ландшафтный дизайн и каково его назначение? Ландшафтный дизайн это особый вид озеленения, который служит цели проектирования искусственной территории с использованием природных элементов: рельефа, воды, растительности. Искусственные ландшафты, созданные по современным дизайн – проектам – это места, где красиво, уютно и ухоженно, ну, и конечно, здесь просто комфортно находиться, отдохнуть от суеты городской жизни.

Стили ландшафтного дизайна: Регулярный стиль.

Стили ландшафтного дизайна: Пейзажный стиль.

Стили ландшафтного дизайна: Лесной стиль.

Стили ландшафтного дизайна: Сад в стиле модерн.

Стили ландшафтного дизайна: Кантри-сад.

Пейзажный стиль искусственной экосистемы Пейзаж — ограниченное пространство, открывающееся с определенной точки, это отдельные фрагменты природы, вызывающие разные ощущения и настроения.

Что такое ландшафтное проектирование? Под ландшафтным проектированием в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.

Типы ландшафтного проектирования Общая система озелененных территорий города

Типы ландшафтного проектирования Система озелененных территорий для загородного отдыха;

Типы ландшафтного проектирования Проектирование отдельных элементов системы озеленения — парков городского типа и районного значения, бульваров, санитарно – защитных зон и многих других объектов.

Проблемы, которые решают ландшафтные архитекторы и дизайнеры Специфические условия, которые складываются в городах, заставляют выделить три группы проблем, в решении которых предстоит участвовать ландшафтным архитекторам наряду со многими другими специалистами: к первой группе относятся проблемы, так или иначе связанные с сохранением существующих естественных ландшафтов; вторая группа охватывает широкий комплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразованиями; третья группа, еще относительно мало развитая, связана с проблемой создания «искусственного» ландшафта, призванного в некоторых районах заменить разрушенный или неблагоприятный природный ландшафт.

Проблема преобразования «обезображенных» ландшафтов При разрушении структуры естественного ландшафта в процессе преобразования чаще всего создается и развивается антропогенный ландшафт с характерным для него новым соотношением слагающих элементов. Обычно процессы развития этого ландшафта должны контролироваться и управляться человеком.

План ландшафтного проектирования: создание основного плана с функциональным замером участка, планом дорожек, постройкой мест отдыха, декоративных озёр, цветников и клумб и многое другое; поэтапная разработка всех ландшафтных работ; посадка садовых растений и выполнение всех видов работ в соответствии с планом; оформление документации; при необходимости корректировка проектного плана территории с использованием услуг профессионального геодезиста.

Комплекс работ по благоустройству и озеленению участка постройка подпорных стен; укладка дорожек и площадок с применением разных строительных материалов; строительство декоративных водоемов; изготовление и озеленение беседок; посадка декоративных деревьев и растений; планировка спортивных и универсальных газонов.

Учебный проект «Как превратить малопродуктивный пришкольный участок в комфортную экосистему?»

Сроки реализации проекта с января 2014 года по 30 сентября 2014 года.

Место выполнения работ Школьный двор – это визитная карточка школы, требу-ющая постоянной и целенаправленной работы по благоуст-ройству. Проблема состояния и благоустроенности школь-ного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим сани-тарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоро-вительное учреждение должно иметь выраженную буфер-ную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.

На территории нашей школы находится 4 клумбы. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы имеют непривлекательный вид. Школа находится в окружении развитых автомобильных дорог с большим потоком машин. Загрязнение атмосферного воздуха является одной из важных экологических проблем микрорайона нашей школы. Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.

Оформление школьных клумб Для оформления школьных клумб мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада.

Цветник Цветник – очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт.

«Аукцион идей» В ноябре 2013 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини – проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 5 – 9 классов.

«Социологический опрос» Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса населения микрорайона и учащихся школы на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы.

«Результаты социологического опроса жителей микрорайона МБОУ СОШ №18 с/п 1 на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории». (приложение 4)

Конкурс эскизов пришкольных клумб В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольных клумб, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений.

Проект оформления пришкольных клумб Обозначения на плане: 1 – здание школы; 4 – клумба перед пристройкой; 2 – здание пристройки; 5 – клумба во дворе школы; 3 – клумба перед школой; 6 – клумба у центрального 7 – спортплощадка входа школы. 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:  Устройство ветряной мельницы: схемы, чертежи

Для дальнейшей реализации проекта необходимы средства, которые будут направлены на следующие цели: приобретение основных средств (растений); приобретение инвентаря; обработка почвы.

Работа экологической бригады

Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории. 1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по проведению основных мероприятий проекта; 2. Проведен сбор информации и опрос жильцов микрорайона для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории; 3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев; 4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники); 5. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка; 6. Учащиеся экологического отряда принимали активное участие в городских конкурсах по благоустройству территорий; 7. Проводилась разъяснительная работа среди учащихся и горожан; 8. Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных клумб; 9. Собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жителями микрорайона; 10. Окрашены спортивные объекты на территории школы;

Заключение В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители микрорайона: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. Кроме того, повысилась конкурентоспособность школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

Практические рекомендации Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории ; Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений; Активизировать работу «Экологической тропы», создать «Этнографический уголок» как краеведческую составляющую проекта озеленения территории; Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому оздоравливанию пришкольной территории. Продолжить реализацию проекта согласно плана благоустройства школьной территории.

Список литературы Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г. Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992. Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002. Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с. В работе использованы фотографии с Интернет-сайтов: www.supersadovnik.ru, www.gardenia.ru, www.delaysam.ru.

Интернет в помощь школьному руководителю НОУ http://www.researcher.ru – Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.ecosystema.ru – Полевое образование школьников по биологии, географии и экологии: на практикумах, в лагерях, походах и экспедициях http://redu.ru – исследовательская деятельность учащихся в России http://konkurs.redu.ru – конференции, конкурсы, фестивали исследовательских работ

Приложение 1 Направления реализации проекта. № п/п Направление Виды деятельности 1 «Знание – сила!» – проведение социологических исследований, изучение эколо-гического состояния предпо-лагаемых ландшафтных участ-ков территории школьного двора; – приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта; – распространение информа-ции среди учащихся и педаго-гов школы; 2 «Созидатели» -организация и проведение практической работы по реализации проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

Приложение 2 Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МБОУ СОШ №18 № п/п Название этапа Цель Срок выполнения 1 Подготови-тельный Мотивация, целепо-лагание проекта. Январь 2014 г. 2 Проектиро-вочный Построение ориенти-ровочной схемы деятельности Февраль – март 2014 г. 3 Практичес-кий Реализация проекта Апрель – май 2014 4 Аналитико – коррекцион-ный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений Июль-август 2014 5 Заключитель-ный Сопоставление действи-тельных и желаемых ре-зультатов работы. Пере-ход на следующий уро-вень развития. Сентябрь 2014 г.

Приложение 3 План мероприятий подготовительного этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 1 Проведение анализа экологического состояния школьной территории Учитель химии 2 Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора» Учителя ИЗО и биологии 3 Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» Уч – ся 5-9 классов

Приложение 3 План мероприятий проектировочного этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 1 Разработка коллективного проекта школьного двора: – создание проектной группы; – создание экспликаций ландшафтных участков и цветников. Учитель биологии и химии, активисты инициативной группы проекта

Приложение 3 План мероприятий практического этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 1 Приобретение семян и выращивание рассады, гравийных материалов и т.д. Учительбиологии, актив 5-9 классов 2 Трудовой десант по благоустройству школьного двора и работа летнего экологического отряда «Экос»: А) уборка мусора на пришкольной территории; Б) Разбивка клумб, газонов; В) Создание гравийных рокариев; Учителя и учащиеся 5-9 классов

Приложение 3 План мероприятий практического этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 3 Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. Учащиеся 5-9 классов 4 Обновление спортивной площадки Учитель физкультуры 5 Уход за посаженными цветочными культурами. Классные коллективы 5 – 9 кл. 6 Осенние работы: – сбор и подготовка семян к хранению; – осенняя обработка почвы. Учитель биологии

Приложение №4. «Анкета социологического опроса жителей микрорайона на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории » № Вопрос «Да» «Нет» «Все равно» 1 Приходилось ли вам посещать пришкольную территорию МБОУ СОШ №18? 2 Нравится ли вам состояние пришкольной территории МБОУ СОШ №18? 3 Считаете ли вы, что пришкольная территория нуждается в благоустройстве? 4 Способствует ли ландшафтный дизайн пришкольной территории экологическому воспитанию учащихся школы? 5 Готовы ли вы содействовать улучшению пришкольной территории?

Проект “Ландшафтный дизайн пришкольного участка”

Своими действиями люди постоянно нарушает равновесие на планете. Необходимо понимать, что нарушение природного равновесия оказывает отрицательное влияние и на людей.

Учащиеся нашей школы решили вмести свою маленькую лепту в процесс восстановления гармонии с природой. Ученики 8 «А» класса под руководством учителя технологии Казаковой Н.А. и педагога дополнительного образования Казаковой И.Г. разработали проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Проект “Ландшафтный дизайн пришкольного участка”813.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(учебный корпус №1)

«Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

учащийся 8 «А» класса

Казакова Ирина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования;

Казакова Наталья Алексеевна,

  1. Актуальность.
  2. Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора».
  1. Населенный пункт.
  2. Объект.
  3. Период действия.
  4. Координаторы.
  5. Цель и задачи.
  6. Целевая группа.
  7. Исполнители.
  8. Социально-экологическая проблема.
  9. Влияние на окружающую среду и жизнь людей.
  10. Тип проекта.
  1. Механизмы и этапы реализации.
  2. Экономическое обоснование.
  3. Маркетинговый план.
  4. Производственный план.
  5. Финансовый план.

Природа — это все что нас окружает: это поля и леса, моря и озера, реки и океаны, ветер и воздух, растения и животные. Природа — это уникальная естественная система, в которой все элементы взаимосвязаны. Человек — тоже является частью природы. Он не может жить без воздуха, которым дышит, без воды и еды. Все необходимое для своего существования люди берут у природы.

Природа не только радует наш глаз, она и заботится о нашем здоровье. Мы набираемся сил, когда дышим свежим воздухом, купаемся в чистых водоемах. Однако человек часто не ценит того, что ему дано. Он использует природные ресурсы, тратит их, исчерпывает, не отдавая ничего взамен.

Своими действиями люди постоянно нарушает равновесие на планете. Необходимо понимать, что нарушение природного равновесия оказывает отрицательное влияние и на людей.

Учащиеся нашей школы решили вмести свою маленькую лепту в процесс восстановления гармонии с природой. Ученики 8 «А» класса под руководством учителя технологии Казаковой Н.А. и педагога дополнительного образования Казаковой И.Г. разработали проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка».

Работа на пришкольном участке, занятия декоративным оформлением школьного двора воспитывают у учащихся любовь ко всему живому, к природе. Дети учатся понимать и ценить прекрасное. У школьников развиваются определённые трудовые навыки и умения. Кроме того, можно получить практическое представление о некоторых профессиях (цветовод, селекционер, ландшафтный архитектор).

Наш поселок располагается в Центрально-Черноземном районе России на севере Тамбовской области. В 2011 году в школе был заложен яблоневый сад. Все последующие годы велась своевременная обработка междурядий, полив саженцев. Осенью проводилась перекопка приствольных кругов, удаление обломанных веток, формирование кроны. В декабре окучивание снегом штамбов яблонь и протаптывание снега для защиты от грызунов.

Фруктовый сад выращивается всем коллективом учащихся и учителей школы под руководством организаторов проекта: Казаковой Н.А., учителя технологии, и Казаковой И.Г., педагога дополнительного образования детей.

Осенью 2014 года учащиеся 8 «А» начали работу над новым проектом по благоустройству пришкольной территории «Ландшафтный дизайн пришкольного участка».

  1. Актуальность проекта.

Здание нашей школы введено в эксплуатацию в 1984 году. После окончания строительства школьный двор находился в неудовлетворительном состоянии. Школьники в течение двух лет высаживали тополя по периметру школы, а в 1996 году появилась аллея каштанов и 3 ели. На пришкольном участке десять лет выращивали овощи для школьной столовой, но через несколько лет на территории огорода были разбиты цветочные клумбы, посажен бордюрный кустарник – астильба. В 2011 и 2012 годах был посажен яблоневый сад.

Однако пришкольному участку присущ свой особенный облик, поэтому фруктовый сад и некоторые элементы цветочных клумб необходимо отделить друг от друга и придать им современный вид.

Мы выбрали эту проблему потому, что:

  • школьные клумбы не отвечают современным требованиям ландшафтного дизайна;
  • пришкольный участок недостаточно озеленен;
  • школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.
  1. Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора».
  1. Населённый пункт.

Тамбовская область, Первомайский район, поселок Первомайский.

Территория муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области (учебный корпус №1).

Площадь пришкольного участка – 0.28га

План пришкольного участка (Приложение 1)

  1. Период действия проекта.

С сентября 2014 года по сентябрь 2016 года.

  1. Координаторы проекта.

Казакова Н.А., учитель технологии; Казакова И.Г., педагог дополнительного образования детей.

  1. Цель и задачи проекта.

Цель: Эстетическое и экологическое преобразование школьной территории.

  1. Декоративное оформление прилегающих к школе территорий.
  2. Создание благоприятных условий дополнительного комфортного пространства для работы летнего школьного лагеря, для ожидания школьного автобуса детьми близлежащих сел, обучающихся в школе, их родителей.
  3. Активизации практической деятельности по благоустройству пришкольной территории.
  4. Формирование у учащихся потребности в сохранении и улучшении природы.
  5. Развитие практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
  1. Целевая группа.

Учащиеся школы и жители поселка Первомайский.

  1. Исполнители проекта.

Учащиеся и педагогический коллектив школы.

  1. Социально – экологическая проблема.

Удовлетворительное эстетическое и экологическое состояние территории (зелёной зоны) школы.

  1. Влияние на окружающую среду и жизнь людей.

В результате реализации проекта учащиеся, работники школы и жители поселка обретут благоустроенный уголок природы, позволяющий чувствовать, видеть красоту природы, беречь ее богатства, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источник восстановления его сил и здоровья, познавать связи и отношения в окружающем мире.

2.10. Тип проекта.

Практико-ориентированный, экологический, групповой, долгосрочный.

  1. Механизмы и этапы реализации.

Реализация проекта осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  1. Исследовательскую: исследование почвы под клумбы и альпийскую горку.
  2. Проектную: реализация линии проекта «Ландшафтный дизайн пришкольной территории».
  3. Пропагандистскую: выступление на школьных, районных, областных научно – практических конференциях.
  4. Просветительскую: освещение в школьном печатном издании «Вшколе.ru» и на школьном сайте.
  1. Экономическое обоснование.
  • Данный проект достаточно экономичен. Руководителям проекта и его участникам не требуется дополнительных средств на оплату.
  • Рассада цветов выращивается учащимися школы.
  • Денежные средства, в минимальном количестве, были потрачены на инвентарь и семена цветочных культур.
  1. Маркетинговый план.
  1. Выполнение и составление эскизов, чертежей, различных элементов ландшафтного дизайна пришкольного участка.
  2. Составление финансового плана на различные виды работ по
  1. Производственный план.

1 этап – подготовительный (сентябрь 2014г. – апрель 2015г.)

2 этап – практический (май 2015- август 2016г.)

3 этап – обобщающий (сентябрь – октябрь 2016г.)

4 этап – информационно – просветительский (мая – октябрь 2016г.)

1 этап – подготовительный.

Осенью 2014 года было проведено анкетирование учащихся школы (Приложение 2) и исследования по определению плодородия почвы (Приложение 3). Таким образом, группа учащихся 8 «А» класса начала работу над проектом «Ландшафтный дизайн пришкольного участка». Работа началась с изучения литературы о ландшафтном дизайне, создания эскизов альпийской горки и клумб. (Приложение 4) Параллельно был разработан финансовый план проекта.

2 этап – практический.

В марте 2015 года учащиеся на уроках технологии подготовили ящики для рассады, грунт и посеяли семена однолетних цветочных культур.

В мае 2015 года планируется практическая работа по разбитию клумб и закладка альпийской горки, а в сентябре – сбор семян.

3 этап – обобщающий.

Сентябрь – октябрь 2016 года – подведение итогов.

4 этап – информационно – просветительский.

Публикация материала о деятельности учащихся по реализации проекта в школьном СМИ и сайте.

Благоустройство территории школы

Благоустройство школьной территории – важный и многоступенчатый проект, который нельзя успешно реализовать, не зная, как функционирует учебное заведение и его отдельные элементы. Тщательно продумав детали, можно превратить обычный пришкольный участок не только в то место, где дети любят отдыхать и играть, но и преобразовать его в отличное обучающее и развивающее пространство.

Конечно, благоустройство территории школы можно доверить профессионалам. Но далеко не у каждой школы есть на это средства. Поэтому предлагаем попробовать обойтись и своими силами. Например, можно предложить роль дизайнеров самим учащимся и их педагогам. Наверняка, среди них найдется не мало творческих личностей, готовых внести свой вклад в благоустройство школьного двора. Объявите общешкольный конкурс на лучший дизайн-проект. Выявите победителя, работа которого ляжет в основу благоустройства территории школы.

Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории

Не выполняйте никаких работ, не имея законченного тщательно продуманного дизайн-проекта на руках. Хаотичные работы по озеленению или декоративному оформлению могут принести больше вреда, чем пользы.

Кроме того, советуем не проводить благоустройство и озеленение территории школы и даже не создавать дизайн-проект, не проведя специальных исследований:

  • во-первых, необходимо выявить тип и состав почвы;
  • во-вторых, составить ситуационный план;
  • в-третьих, определить функциональные зоны (они должны соответствовать традициям и особенностям вашего образовательного учреждения).

Ситуационный план – документ, на котором графически отображено, каким образом располагаются на территории те или иные объекты, с выявлением их композиционных и функциональных связей с другими объектами.

Функциональные зоны – зоны с определенными границами и определенным функциональным значением, согласно документам территориального планирования.

Реализация проекта “Уютный уголок детства” по благоустройству территории школы

Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории

Большая часть образовательных учреждений свою территорию подразделяет на парадную (центральную), спортивную, игровую и хозяйственную зоны. Но их может быть значительно больше, в зависимости от возможностей школы: финансовых и территориальных.

Так, например, в свой проект на благоустройство школьного участка вы можете включить следующие зоны:

  • спортивную (вмещающую футбольное поле, площадки для волейбола и баскетбола, спортивный городок с турниками);
  • игровую (предназначающуюся для учащихся младших классов, для детских игр и проведения динамического часа);
  • партерную (центральная зона перед входом – визитная карточка и лицо образовательного учреждения);
  • торжественную (предназначающуюся для проведения общешкольных линеек, торжественных мероприятий);
  • транспортную (зона, где детей можно будет знакомить с правилами дорожного движения на наглядных примерах, и где они смогут кататься на велосипедах или роликовых коньках);
  • творческую (для проведения творческих мастер-классов и уроков по изобразительному искусству);
  • садовую (для проведения исследовательской работы, экспериментов, опытов и наблюдений, в рамках некоторых тем уроков природоведения и биологии);
  • хозяйственную (предназначающуюся для хранения школьного инвентаря);
  • зеленую (зона рекреации) и др.

Продумайте также, какими элементами ландшафтного дизайна вы будете разделять ваши функциональные зоны. Обычно для этих целей используются: живая изгородь, клумбы, декоративные дорожки из самых разных материалов, аллеи.

Проект озеленения школы

Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.

Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:

  1. озеленение школьной территории для создания комфортных условий (защита от ветра, солнечных лучей и посторонних любопытных глаз);
  2. экологическое озеленение школы (позволяет поддержать популяцию птиц и мелких животных, высаживая на пришкольных участках характерные для вашей местности и привычные им виды растений);
  3. озеленение территории школы с целью выращивания плодовых культур с последующим сбором урожая (можно разбить яблоневый сад и поить детей осенью компотами из собственных фруктов).

По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.

Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.

Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.

Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.

По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.

Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).

Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.

Нюансы проекта озеленения школьной территории

Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:

  1. Дети, гуляющие на школьном дворе должны быть хорошо видны с крыльца школы и иных площадок, с которых предполагается ведение надзора за ними.
  2. Деревья и кустарники, посаженные в непосредственной близи здания школы или веранд, могут угрожать безопасности детей, а также послужить укрытием для вандалов. Зоны риска лучше засадить растениями почвопокровного вида. Убедитесь, что зеленые насаждения не закрывают охранное освещение.
  3. Цветы и газонная трава нуждаются в солнечном свете, сажать их в местах постоянного затенения нельзя. Помимо этого, планируя благоустройство и озеленение территории школы, продумайте водоснабжение участков с растительностью. Предпочтение следует отдать автоматической системе полива.
  4. Не планируйте посадку больших деревьев вблизи школьного здания, они могут перекрывать доступ дневного света в классные комнаты.
  5. Наибольшей гармоничности можно будет добиться, высадив кустарники и почвопокровные растения одного вида.
  6. Мульчирование цветников и декоративных групп облегчит уход за школьными посадками, значительно уменьшив разрастание сорных растений.
  7. Ориентируйтесь на ширину газонокосилки, сажая деревья и кустарники. Растения, ограждения, мощеные дорожки и здания не должны мешать ее продвижению.
  8. Выбирайте для посадки наиболее подходящие вашему климату, зимостойкие, выносливые и легкие в уходе растения.
  9. Крупные деревья необходимо сажать на достаточно большом расстоянии друг от друга.
  10. Продумайте, кто будет обеспечивать регулярный уход за растениями, проводить их своевременную подкормку, полив, обрезку.

Благоустройство территории школы

Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы

Не сажайте на пришкольных участках растения, имеющие ядовитые части. Помните, что существуют растения, яд у которых может содержаться в коре, листьях, семенах или плодах. Также исключите из списка посадок растения, являющиеся явными аллергенами.

По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:

  • клен остролистный,
  • осину обыкновенную,
  • березу,
  • липу,
  • вяз,
  • ясень.

Перечисленные выше деревья могут также входить и в декоративную группу растений, но особенно хороши для этих целей следующие:

  • черемуха,
  • ива белая,
  • верба,
  • рябина красная и черноплодная,
  • каштан.

Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.

Стелющийся сорт можжевельника хорош тем, что может послужить окантовкой более высоких растений, но и сам по себе он будет смотреться замечательно.

Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:

  • сирень,
  • шиповник,
  • калина,
  • жимолость,
  • кизильник,
  • спирея,
  • форзиция,
  • чубушник,
  • дерен,
  • пузыреплодник.

Ну, и, конечно же, проект озеленения пришкольного участка не может не вмещать в себя всевозможные цветники. Учитывая геометричность большинства школьных участков, лучше оформлять территорию бордюрами, клумбами, альпийскими горками и рабатками.

Исходя из опыта озеленения школ, из однолетних цветов рекомендуем использовать:

  • астры
  • петунии,
  • бархатцы,
  • календулы,
  • бальзамины,
  • циннии,
  • сальвии,
  • космеи,
  • колеусы,
  • цинерарии.

Если же решите высаживать многолетние цветочные растения, используйте:

  • георгины,
  • флоксы,
  • нарциссы,
  • тюльпаны,
  • люпины,
  • лилейники,
  • пионы.

Освещение пришкольной территории

За счет продуманного ландшафтного освещения можно любой пришкольный участок превратить в привлекающий взгляд территорию. Кроме того, хорошо освещенная территория – залог безопасности школьников, их педагогов и родителей. Наличие света особенно ценно в зимний период, когда темнеть начинает очень рано.

Выделите участки, нуждающиеся в функциональном освещении, и участки для декоративного освещения. Без функционального освещения нельзя оставлять территорию по периметру школы, дорожки, спортивные и игровые площадки.

Декоративное освещение – это роскошь для бюджетных учреждений, но если вы все же найдете средства, выполните подсветку наиболее декоративных мест: малые архитектурные формы, растения, имеющие интересную фактуру, некоторые части здания (например, центральный вход).

Не доверяйте проведение монтажных работ по освещению пришкольных площадей непроверенным лицам. Эта работа требует соблюдения особых норм и правил, поэтому для ее выполнения лучше пригласить профессионалов.

Прогулка на территории школы

Ландшафтный дизайн пришкольного участка

Проект. Этапы работы. Выступили с предложением о реконструкции школьного участка перед администрацией школы. Произвели оценку экологического состояния пришкольного участка. Создали инициативную группу. Организовали работу проектной группы. Распределили объекты между классами начальной, средней и старшей школы. Создали «объекты зеленого строительства». Организовали конкурс на лучший объект. Сформулировали вывод и составили план на следующий год.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Идея нашего проекта заключается в сознании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка, с последующим использованием данной территории для учебной, опытнической, исследовательской и экологической деятельности.

Работа по реализации и перепланировке школьной территории началась с принятия в 2009 году проекта «Ландшафтный дизайн школьного двора», который реализуется и в настоящее время.

Первоочередной нашей задачей для реализации нашей идеи было изучение литературы по ландшафтному дизайну.

Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений и в этом процессе принимали участие родители. Обсудив эскизы на заседании школьного парламента, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна — рокарий и бордюр. Старшеклассники в рамках социальной практики произвели закладку с последующим оформлением рокария и бордюра по всем правилам.

Наша школа почти со всех сторон окружена деревьями, которые защищают ее от пыли и ветра, поглощая уличный шум и шум от проезжающих совсем рядом поездов. Много деревьев и на территории школы. В их тени можно спрятаться от палящего солнца в жаркую летнюю погоду или укрыться от дождя, который застал прохожих врасплох. Наш дендрологический отдел в этом году пополнился новыми экземплярами, которые высадили выпускники нашей школы на память о себе и на благо будущим поколениям. После последнего звонка, красивые и нарядные, веселые и задорные они с большим желанием высаживали саженцы деревьев в уже заранее подготовленные ямки. Каждому хотелось оставить о себе память. Эта традиция имеет в нашей школе 25 – летний стаж и первые деревья уже очень большие. Эта традиция навсегда останется в нашей школе.

Здание школы темное и на его фоне сильнее всего «работают» цветочные композиции виде вертикального озеленения и желтого, яркого, махрового ковра из бархатцев.

Каменная крошка, использованная в оформлении клумб, является живой, красочной полосой между тротуаром и школьным стадионом.

Самым разнообразным элементом ландшафтного дизайна по геометрической форме и видовому составу цветочно-декоративных растений являются клумбы, их площадь составляет 150 м2. Поверхность некоторых клумб плоская вровень с газоном, а часть многоуровневая, что создает эффект объемной пространственной композиции.

Наш внутренний дворик был создан искусственно много лет назад. Самые первые выпускники нашей школы более 25 лет назад посадили здесь деревья, вершины которых сейчас выглядывают из-за крыши трехэтажного здания. Своей тенью они укрывают теневыносливые растения, растущие под ними. Несмотря на свои маленькие размеры на его территории дети учатся ухаживать за растениями, ставить различные опыты, наблюдать за птицами, подкармливать их в зимнее время, вести фенологические наблюдения, слушать звуки природы, различать лекарственные растения, воспитывать в себе экологическую культуру, так как здесь произрастают некоторые исчезающие виды растений.

В этом году учащиеся 2 а класса вместе со своей учительницей Метляевой Верой Федоровной во внутреннем дворике поставили опыт по изучению влияния света на примере капусты. Они сами вырастили рассаду, ухаживали за ней и высадили в разные условия: на теневую сторону и освещенную. На другой грядке дети высадили лук, чеснок, фасоль, тыкву с целью приобретения навыков сельскохозяйственных работ и ухаживания за растениями. Они очень аккуратно, нежно, с большой охотой и желанием занимались этой работой. До осени они ухаживали за растениями и наблюдали, как они растут и изменяются. В сентябре сделали фотографии и соответствующие выводы: каждый вид растения требует особых условий выращивания, главные из которых, свет, полив, подкормка, прополка, рыхление, густота посадки. Капуста, в отношении которой был поставлен опыт, по их результатам требует хорошей освещенности, в противном случае она не образует кочана.

Старшеклассниками территория пришкольного участка используется для более серьезных научно-исследовательских работ: «Потребность растений в азоте», «Кислотность почв и растения».

В прошлом году при изучении потребности растений в азоте была использована экспресс методика.

Используя данную методику, мы установили содержание в почве соединений азота и определили потребность в них растений на пришкольном участке, в своем огороде и комнатных растений в классе.

Данная методика проста и ее можно использовать в полевых условиях. Суть методика заключается в следующем. Делают косой срез (чтобы иметь максимальную поверхность) листа, черешка, стебля растения, помещают его на стеклянную пластинку или в фарфоровую чашечку, наносят на срез 1 каплю реактива и отмечают скорость появления окраски среза, ее интенсивность и цвет.

почв и растения».

По результатам работы оказалось, что почти все клумбы на нашем пришкольном участке нуждаются в азотных удобрениях и в этом году свою работу на пришкольном участке мы начали с внесения удобрений в почву. Эта работа в прошлом году заняла призовое место на областном конкурсе «Исследователь природы».

В этом году мы изучали кислотность почв, используя методику определения гидролитической кислотности почв. Эта работа интересна тем, что при исследовании используется метод титрования, чего даже старшеклассники не делают на уроках химии. Кроме химического исследования было проведено биологическое с помощью растений индикаторов, по которым наши химические результаты подтвердились. Гербарий растений-индикаторов украсил отчет по научно-исследовательской работе. На всех наших клумбах почвы оказались кислыми и рассчитанное по специальной формуле количество извести было внесено в почвы. Работа проделана не зря и наши растения будут чувствовать себя комфортно. Эту работу мы также представим на различные конкурсы городского и областного масштаба и надеемся на отличный результат.

Бордюр – так называется цветник, который представляет собой сравнительно узкую

полоску из цветов, шириной 40 см, которая великолепно смотрится из коллекционных махровых сортов календулы.

Рокарий – это цветник, который разбивают на ровной горизонтальной поверхности, в котором главными элементами являются не только растения, но и камни.

Камни учили меня молчанию.

Камни учили меня терпению.

Камни учили меня созерцанию.

Камни учили меня спокойствию.

Так говорил настоятель дзенского монастыря. И, действительно, смотришь на него и ощущаешь какое спокойствие и умиротворение.

И камень оживет – его лишь обними,

Его лишь обними – зелеными руками!

Свой пришкольный участок в этом году мы украсили не только большим разнообразием цветочно-декоративных растений, но и новыми элементами ландшафтного дизайна, что воспитывает экологическую культуру у учащихся и оказывает эстетическое воспитание молодежи, придавая двору неповторимый колорит.

Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю. Это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, развивает чувство красоты. Нашим педагогам удалось привить детям чувство ответственности. Теперь они заботливо относятся к территории школы, сами выращивают рассаду, пропалываю клумбы, снабжают растения водой.

Нам удалось сделать территорию яркой, красивой, что создает положительный настрой для учащихся, учителей, жителей микрорайона. Школа является «зеленым оазисом» среди «каменистых джунглей» архитектуры микрорайона. Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы повышаем уровень культуры не только учащихся школы, но и жителей микрорайона.

Красивое, яркое цветочное оформление школьного двора способствует проявлению и развитию творческих способностей детей:

Наша школа просто класс.

Есть история у нас:

Рано утром мы встаем,

Умываемся, идем в наш любимый школьный двор.

Прежде чем начать работу,

В руки нужно взять лопату.

Землю всю перекапать,

А потом всю удобрять.

Мусор весь мы соберем

И в контейнер унесем.

Землю мы перекапаем.

Разрыхлим и подравняем.

А теперь у нас есть дело-

Нужно нам цветы сажать,

А цветы у нас такие,

Как посмотришь, просто – АХ!

Занимает наша школа

Все достойные места,

Потому что в нашей школе

Есть хорошие друзья!

Константинова Анастасия 8 б класс.

Взгляните на раскрывшийся илиссум.

С нежнейшими лепестками листьями,

И он напомнит вам волшебный сон,

Волшебный сон из сказки с чудксами.

Он не блестит и вроде бы блестит,

Так ярко лепестки его лучатся,

И аромат такой вокруг разлит,

Что можно в аромате искупаться.

Ефремова Виктория 8г класс.

Пришкольный участок- это экспериментальная и исследовательская площадка, где школьники вести наблюдения и с помощью химических методик проводит серьезные исследования, которые занимали призовые места на областных конкурсах.

Наш внутренний дворик выполняет много функций: выращивание декоративных многолетних и лекарственных растений, опытническая площадка для начальных классов, экскурсоведческая и орнитологическая работа проводится учителями естественного цикла и начальных классов. Это место отдыха и игр школьного лагеря, это просто райский уголок за стенами каменного здания.

Проведение разноплановых работ на пришкольном участке способствует развитию профессиональной компетенции учащихся старших классов. На основе привлечения школьников к практически значимой деятельности на пришкольном участке идет их становление и социальной компетенции.

Нам удалось сделать нашу жизнь ярче, красивей, живописней, приобщив к этому и остальных учеников школы, которым проходя мимо нас, хотелось помочь.

Нам удалось воплотить в жизнь все наши идеи и задумки.

Пруд на даче: подробная пошаговая инструкция как выкопать и оформить пруд своими руками (105 фото)

Дача — это место где мы отдыхаем душой, наслаждаемся прекрасным видом природы и дышим свежим, не загрязненным выхлопами воздухом. Это объясняет наше стремление красиво украсить дачный участок и сделать его максимально функциональным.

Идея пруда на даче прекрасно сочетает в себе красоту и практичность. Маленький бассейн будет хорошим стимулом для поездки у детей, а водоем с рыбой сможет заменить рыбалку.

Краткое содержимое статьи:

Какие бывают виды дачных прудов?

Одно из самых сложных решений при создании собственного декоративного пруда — это дизайн. Чтобы определиться с будущим внешним видом водоема, необходимо четко представить зачем он вам необходим. Исходя из основных целей, можно выделить несколько типов:

Небольшой пруд

Имеет миниатюрные размеры и служит для украшения сада.

Пруд как декоративный элемент дизайна

Представляет с собой глубокий водоем. Может включать в себя различные осветительные элементы, фонтан, декоративный бордюр или мини-мостик. В отличие от небольшого пруда, зачастую служит как центр зоны отдыха.

Располагается в непосредственной близости от веранды, скамеек, места для пикника. Идеи для оформления пруда на даче можно посмотреть на фото.

Рыбный прудик

Красивые, яркие рыбки внесут разнообразие в вашу жизнь. Небольшие аквариумы уже давно не в моде. Сейчас набирают популярность водоемы, в которых содержатся различные живые обитатели.

Это могут быть как декоративные виды рыб. Они помогут вам расслабиться и обязательно привлекут к себе детей и домашних животных. Или же вы можете организовать искусственный пруд с рыбой или раками, подходящими для рыбалки и дальнейшего употребления.

Пруд для плаванья

Бассейны на даче также относятся к популярным водоемам. Подобный пруд на даче можно сделать своими руками. Они служат не только как декоративный элемент, но и позволяют расслабиться, охладиться и поплавать.

Это может быть совсем неглубокий и маленький по площади бассейн, он подойдет для детей. Или полноценный водоем для взрослых. Все зависит от размеров участка и ваших возможностей. Но помните, что подобный пруд будет требовать постоянной чистки и особого зимнего ухода. Также читайте о компостной яме.

Выбор места расположения пруда

Как сделать пруд? Прежде всего необходимо определиться с местом где он будет располагаться. Выбирая территорию необходимо решить, хотите ли вы уединенный прудик или просматривающийся со всех сторон.

Если он задумывается как декоративный элемент, то необходимо оформить его на ровной, открытой плоскости. Если же вы планируйте установить бассейн, то лучшим решением будет расположить его за домом или за какими-либо кустами, деревьями и т.д. Читайте здесь: забор из лозы.

Выбирая территорию для водоема, обратите внимание на несколько критериев.

Размер свободного пространства. Именно от количества свободной территории будет зависеть оформление пруда на даче. Его размер, форма и вид.

Наличие естественного освещения. Из-за того, что водоем создается искусственно, необходимо помнить, что уровень воды в нем зависит только от вас. Если расположить его в сильно освещенном месте, то вода может зацвести, испортиться или испариться.

Желательно найти такое место, где солнце будет попадать на воду не более четырех часов в день. Это поможет сохранить водоем и упростит уход за ним.

Если вы собираетесь разводить в воде рыбу, то место расположения водоема должно находиться в тени. Рыбы плохо переносят нагретую воду, а испарение под солнечными лучами снижает уровень кислорода в воде.

Ландшафт

Глубину, на которой проходят подземные воды. Если протекают близко к поверхности, то придется дополнительно укрепить пруд.

Возможность дальнейшего роста. Вероятно, вы или ваши дети, захотите изменить дизайн или внести какие-либо корректировки в размер бассейна. Либо добавить какие-либо развлекательные элементы рядом. Поэтому продумывая местоположение водоема, учитывайте возможность дальнейшей перепланировки.

Доступность электричества. Освещение и фонтаны работают на электричестве, что необходимо учитывать при выборе места. Есть несколько вариантов. Можно расположить зону отдыха рядом с домом.

Если же вы хотите сделать водоем на удаленной территории, то придется закопать электрокабель в землю. Для соблюдения правил безопасности необходима ощутимая глубина. Но, если на проводах есть стыки, то придется обустроить необходимых доступ к ним.

Из каких материалов можно соорудить пруд?

Выбор материалов очень важный этап. На данный момент существует большой выбор основы под водоем.

Бетон

Самый дорогой из возможных материалов, но и самый долговечный. Бетон прост в эксплуатации, удароустойчив и не пропускает воду. Подобный бассейн будет служить вам многие десятилетия.

А также следует отметить, что бетон хорошо переносит перепады температуры. И прекрасно подойдет для северных районов. Если вы готовы ощутимо потратиться при строительстве бассейна, то бетон будет лучшим решением.

Пластик

Благодаря возросшей популярности дачных бассейнов, возрос спрос на подходящие материалы. И компании, которые работают с пластиком, стали выпускать готовые конструкции монолитного типа.

Такой метод поможет быстро организовать пространство для отдыха, но материал имеет ограниченный срок службы. У каждого производителя он свой, обычно это цифра от 20 до 50 лет. Для установки подобной конструкции необходимо выкопать подходящую по размеру яму. После установки пластикового бассейна, нужно заполнить пустоты песком.

Синтетическая пленка

Этот вариант подойдет любителям нестандартных решений. С пленкой вы сможете реализовать даже самые необычные идеи оформления. Ей можно придать любую форму, размер или глубину. А ее невысокая цена является весомым преимуществом. Но, у материала не самый высокий срок службы, от 7 до 15 лет.

Пруд с использованием ванны

Этот практичное решение подойдет для тех, кто не знает куда деть старую ванну, а выбросить ее жалко. Ванна — резервуар, разработанный для удержания жидкости. Что делает ее подходящим элементом для будущего водоема.

В зависимости от назначения, ванну можно закопать в почву или оставить на поверхности. Ее можно задекорировать краской или обшить деревом.

Пруд из покрышки

Применение покрышки в качестве основы подойдет для создания маленького прудика. В качестве основы для формы используется покрышка, а для придания герметичности пленка.

Мини-водоем из тазика

Размер и форма позволяют использовать его как очень маленький водоем. Устанавливается аналогично с ванной.

Декоративный пруд: изготовление, стилистика и оформление + фото примеры

Отправим материал на почту

  • Важные рекомендации
  • Выбор места
  • Размеры и форма
  • Назначение
  • Виды дачных водоемов
  • Применяемые материалы
  • Начало работ
  • Гидроизоляция
  • Пластик
  • Бетонная конструкция
  • Обустройство пруда
  • Растения
  • Оформление береговой линии
  • Стилистика
  • Уход за водоемом
  • Заключение

На даче или на территории у загородного дома многие бы желали создать декоративный пруд, так как это значительно украшает общий ландшафт, придает яркость, красоту и уникальность участку. Водоем дополнительно увлажняет воздух, отблески от солнца на водной глади, добавляют света. В жаркий день у пруда намного прохладней, а плеск воды действует успокаивающе. И вообще, в последние годы декоративный водоем – это очень модно и популярно. Но чтобы обустройство пруда получилось по высшему классу, необходимо основные этапы работ сделать грамотно, следуя советам профессионалов. Об этом далее подробно в статье.

Важные рекомендации

При создании водоема на даче, следует решить несколько важных моментов:

  • в какой части сада будет располагаться водоем;
  • какие размеры, форма, глубина и стиль предпочитаемы;
  • назначение пруда – облагораживание территории, разведение рыбок, для купания, для посиделок с семьей или друзьями.

Выбор места

При выборе подходящего места для пруда стоит обратить внимание на рельеф участка. Наиболее удачным будет территория чуть заниженная, или где после дождей остаются лужи. Возможно, данное место имеет глинистые почвы. Декоративный пруд на даче должен вписываться в общий ландшафт. Чаще для его расположения выбирают участки у беседок или дома.

Освещенность имеет не последнюю роль, так как не позволит чрезмерно разрастаться водорослям и цветению воды. Профессионалы рекомендуют, чтобы общая продолжительность освещения водоема за световой день была не больше 6 часов, а затененность в середине дня около 40%. При более длительном контакте с солнцем вода может зацвести.

При выборе места обязательно, надо помнить о том, что лучше располагать водоем вдали от деревьев. Опадание листвы, семян, веток будут загрязнять его. Хотя при желании можно приобрести защиту.

Размеры и форма

Пруд может быть абсолютно любых форм: овальный, круглый, прямоугольный, вытянутый, с различными геометрическими загибами. Размеры выбирают в зависимости от позволяющей площади сада, а глубину от типа назначения. Модное и эффектное сочетание пруда с альпийской горкой. Оформление пруда на даче должно выдерживаться в том же стиле, что и дом с участком. В целом водоем должен идеально вписываться в общий ландшафт сада. К примеру, пруд неправильной формы отлично гармонирует с восточным стилем.

Назначение

Если пруд нужен для дизайна территории, и увлажнения воздуха, а места не очень много, то делают выбор в пользу небольших водоемов. При желании запустить в пруд рыбок, надо будет поддерживать комфортный (для них) температурный режим воды.

Виды дачных водоемов

Существует несколько типов декоративных прудов, среди которых выделяют следующие:

  • маленький – как яркая зона в небольшом саду;
  • центральная композиция – элемент общего дизайна в ландшафте участка, может быть с освещением, мостиком, фонтанчиком или водопадом, ручьем;
  • водоем с рыбками – где могут обитать экзотические декоративные яркие рыбы, или раки и карпы, которых можно будет вылавливать;
  • декоративный бассейн для дачи – один из самых популярных в последние годы, в нем можно купаться и взрослым и детям.

Следить за экосистемой пруда больших размеров проще.

Применяемые материалы

Гидроизоляционные материалы, которые понадобятся для обустройства водоема, могут быть следующими:

  • Пленка для создания пруда – материал эластичный, подходит для универсальных проектов. Бутилкаучук является самой прочной из пленок, имеет разную толщину, в зависимости от глубины будущего пруда. При неглубоком водоеме до 1 метра, достаточно 0,8 мм, а для более глубоких от 1,5 мм. Полиэтилен более дешевый вид, но он и не долговечен. Возможные деформации, которые устраняются самоклеящейся лентой. Поливинилхлорид обычно черного цвета, при разрыве ремонтируется клеем.

Можно применять любой водонепроницаемый материал, в том числе рубероид, или надежный герметик – полимочевину.

Начало работ

На месте будущего водоема извлекают грунт, согласно проектной задумке, на определенную глубину, соблюдая размеры и геометрию. Формируются несколько уровней террас, если это предусматривалось. Рекомендуемый уровень наклона краев котлована 45 градусов, стенки необходимо сужать к днищу. Это способствует уменьшению давления массы воды и защищает от осыпания грунта. Далее выкладывают слой песка на дно и стенки, поливают водой, затем все утрамбовывают. Для более крепкой, глубокой конструкции, и при запуске рыбок в водоем, стенки делают в виде сходящих вниз террас, лучше под уклоном. Глубина водоема не должна быть менее 80 см, так как она будет прогреваться, и жизнь рыбок будет невозможна.

Гидроизоляция

Следующий важный этап – гидроизоляция. Дно, стенки котлована выкладывают гидроизоляцией. Материал укладывается внахлест, необходимо плотное прилегание слоев друг к другу. Гидроизоляция должна выходить на края будущего водоема. Ее засыпают грунтом, а далее по желанию, и в соответствии со стилем, по краям применяются камни, цветы в горшках, альпийские горки. Декоративный пруд для дачи можно заполнять водой.

Пластик

При выборе варианта с использованием пластиковой емкости, достаточно выбрать подходящую форму и установить в вырытый котлован, с максимально ровным дном. Щели между стенками емкости и краями котлована заполняют грунтом с песком, утрамбовывают. Пластиковая емкость отлично моется, выдерживает большие нагрузки, имеет различные конфигурации. Пруд декоративный пластиковый может быть и центральным объектом у веранды, для проведения пикников, и обычным естественным водоемом. Этот вариант может быть использован, как безопасный бассейн для купания маленьких детей.

Бетонная конструкция

В вырытом котловане, насыпают песчано-гравийную подушку до 30 см высотой, затем отливают опорную бетонную плиту толщиной до 10 см. Далее проводят монтаж армирования стенок будущего пруда из арматуры (А12мм). Ее обвязывают проволокой, создавая подобие сетки с ячейками 20х20 см., закрепляют сваркой. На этапе армирования проводят установку закладных деталей:

  • трубы, сливы;
  • освещение и прочую электрику;
  • форсунки, скиммеры для очистки.

С помощью деревянных брусьев и фанеры (обработанных влагостойкими септиками) монтируют опалубку. Последним этапом проводят бетонирование чаши, бетон выбирают марки М350, предназначенный для этих работ. Специалисты рекомендуют в один заход заливать дно, по такому же принципу и борта чаши. Переливной желоб формируется одновременно с бортами. После застывания бетона, поверхность обрабатывают герметиками.

Чтобы вода не смогла проникнуть через холодный шов, в стыках при заливке устанавливают саморасширяющийся шнур из бетона, который при воздействии воды увеличивается в несколько раз. Выравнивание поверхности проводят с помощью штукатурки. При желании можно чашу выложить плиткой для бассейнов. Бетонная конструкция может быть использована и как декоративный бассейн – для плавания, и в качестве водоема для запуска рыб, и разведения водных растений.

Обустройство пруда

При планировании каскадов, фонтанчиков, струй к пруду заранее подводят водонепроницаемый электрокабель под землей. Насосы и освещение обычно подключают к одному источнику. Всего есть не так много вариантов, как красиво оформить искусственный пруд на даче в пластиковой форме или в бетонной конструкции с элементами энергодизайна:

  1. Небольшой водопад, каскад или водяная мельница, располагают на краю пруда. Они хорошо сочетаются с альпийской горкой и соответствующими растениями.
  2. Очень популярный вариант фонтан замкнутого цикла. Насос гоняет воду из резервуара в чашу фонтана и обратно.

В обоих случаях шум воды действует успокаивающе на нервную систему, дает дополнительную прохладу в зной, а главное, делает ландшафт очень привлекательным, оживленным. Использование дополнительного освещения в воде и над водой, а так же по контуру пруда, вечерами будет создавать неповторимую атмосферу уюта и умиротворения.

Видео описание

Наглядно про обустройство пруда смотрите в видеоролике:

Растения

Для оформления территории около пруда используют растения, которые любят влажную землю и относящиеся к прибрежной группе:

  • калужницу и лютики, малочай;
  • астильбу – яркое растение, с долгим периодом цветения и множеством сортов;
  • горец и прекрасную молинию, которая отличается уникальной формой куста, идеально обрамляющего пруд;
  • папоротник и осоку – зрительно увеличивающую размеры небольшого пруда;
  • мискантус – красивые пышные зеленые шапки из тонких высоких листьев.

Растения можно высаживать в грунт или горшки. На береговой линии пруда они защищают водоем от перегрева.

Среди водных растений для дизайна пруда можно выбрать следующие:

  • кубышки, калужница, ряска – неприхотливы и подходят для мелких прудов;
  • кувшинка, камыш – для больших водоемов;
  • турча болотная и водяная звездочка – выделяют кислород и необходимы там, где есть рыбы, так как являются кормом для них;

Если в пруду будут жить рыбки, то специалисты советуют поселить суда же и хищника из флоры – это пузырчатка. Она будет «доедать» за рыбками остатки корма.

Оформление береговой линии

Красивое оформление береговой линии пруда так же необходимо, как даме вечернее платье. Благодаря ему, пруд получает благородный и законченный вид. Использовать можно много вариантов:

  • пленка для декорирования с гравием и имитацией камня;
  • оформление плитами или плиткой;
  • создание мостиков, висящих плит, настилов;
  • использования гальки, камней различной формы.

Нюанс – чем больше размер пруда, тем крупнее камни используются в оформлении. Правильным шагом будет чередование и камней и растений. Камни закрепляют в цементном растворе на треть от своего размера – для прочности.

Видео описание

Еще несколько примеров оформления пруда смотрите в видео:

Стилистика

Оформление пруда очень выиграет, если будет гармонировать с основной стилистикой ландшафта. Разнообразие стилей может удовлетворить любой вкус:

  • Французский – красота и строгость форм, элегантность. Берега водоемы чуть возвышаются над землей. Стилю характерны ступени с каскадами или фонтанами. Уместны будут скульптуры, камни, растения.

Уход за водоемом

После обустройства в саду пруда, за ним придется регулярно ухаживать. Проводить чистку чаши водоема весной и осенью, в начале лета высаживать растения. В течение летнего сезона чистить дно и поверхность воды. Контролировать качество воды необходимо, особенно если там обитают рыбы, ухаживать за растениями. Осенью многолетние растения убирают на зимовку, воду из пруда сливают, насосы и фильтры чистят и сушат.

Видео описание

Пруд с биоплато всегда чистый. Подробнее в следующем видео:

Заключение

Декоративный пруд на даче это очень эффектное украшения ландшафта, и прекрасное место для отдыха. Если создавая водоем учесть все необходимые требования и этапы монтажа, то на протяжении многих сезонов декоративный пруд будет любимым местом для отдыха.

Еще немного внимания!

Как думаете – декоративный пруд – это атрибут обязательно зажиточного дома, или его обустройство не такое уж и дорогое?

Ссылка на основную публикацию