ГОСТ 1928-79* «Сольвент каменноугольный. Технические условия»
Настоящий стандарт распространяется на каменноугольный сольвент – смесь ароматических углеводородов, получаемый в процессе переработки очищенных фракций сырого бензола и пиролизной смолы.
Каменноугольный сольвент предназначается для использования в качестве растворителя лаков, красок, эмалей, промывной жидкости в машиностроительной промышленности и других целей.
Обозначение: | ГОСТ 1928-79* |
Название рус.: | Сольвент каменноугольный. Технические условия |
Статус: | действующий |
Заменяет собой: | ГОСТ 1928-67 |
Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
Дата введения в действие: | 01.01.1981 |
Разработан: | Министерство черной металлургии СССР |
Утвержден: | Госстандарт СССР (06.08.1979) |
Опубликован: | Издательство стандартов № 1979 Издательство стандартов № 1993 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
СОЛЬВЕНТКАМЕННОУГОЛЬНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 1928-79
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СОЛЬВЕНТ КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ
Технические условия
Coal solvent. Specifications
ГОСТ 1928-79
Срок действия с 01.01.81
Настоящий стандартраспространяется на каменноугольный сольвент – смесь ароматическихуглеводородов, получаемый в процессе переработки очищенных фракций сырогобензола и пиролизной смолы.
Каменноугольный сольвентпредназначается для использования в качестве растворителя лаков, красок,эмалей, промывной жидкости в машиностроительной промышленности и других целей.
(Измененная редакция, Изм. №3, Изм. № 4 ).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Каменноугольныйсольвент должен быть изготовлен в соответствии с требованиями настоящегостандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленномпорядке.
1.2. Каменноугольныйсольвент в зависимости от технологии получения вырабатывают трех марок: А, Б иВ.
Норма для марки
ОКП 24 1571 0130
ОКП 25 1571 0140
ОКП 24 1571 0150
1. Внешний вид и цвет
Прозрачная жидкость от бесцветного до светло-желтого цвета, не содержащая взвешенных частиц, в том числе капелек воды
По ГОСТ 2706.1-74 и по п. 4.2 настоящего стандарта
2. Плотность при 20 °С, кг/м 3
По ГОСТ 18995.1-73 или ГОСТ 890085, разд. 1 и по п. 4.3 настоящего» стандарта
3. Пределы перегонки: 90 % (по объему) от начала кипения перегоняется в интервале температур, °С
По ГОСТ 2706.13-74 и по п. 4.4 настоящего стандарта
4. Летучесть по ксилолу, не более
5. Окраска серной кислоты, номер образцовой шкалы, не более
По ГОСТ 2706.3-74 и по п. 4.6 настоящего стандарта
6. Массовая доля фенолов, %, не более
По ГОСТ 1057-88 и по п. 4.7 настоящего стандарта
7. Массовая доля общей серы, % не более
8. Реакция водной вытяжки
По ГОСТ 2706.7-74
1. Для предприятий,вырабатывающих инденкумароновую смолу, а также перерабатывающих пиролизнуюсмолу, допускается вырабатывать сольвент марки В с нормой по показателюподпункта 4 таблицы не более 2,7.
2. В цистерне с каменноугольным сольвентом допускается слой воды высотой неболее 5 мм. Определяют по ГОСТ2706.9-74.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Предельно допустимаяконцентрация основных вредных компонентов сольвента в водоемах: ксилола – 0,05мг/дм 3 , этилбензола – 0,01 мг/дм 3 .
2.1; 2.2. (Измененнаяредакция, Изм. № 2).
2.3. При превышении ПДК парысольвента оказывают общее наркотическое действие на нервную систему(утомляемость, головная боль, головокружение), раздражающее действие на кожу ислизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей.
2.4. В случае разливасольвента место разлива должно быть отгорожено песком. Продукт необходимоубрать при помощи песка или опилок с использованием средств защиты, указанных вп. 2.8, и приспособлений,исключающих соприкосновение с сольвентом.
2.5. Технология производстваи герметизация оборудования исключают образование токсичных соединений ввоздушной среде и сточных водах.
Температура вспышки 22 – 36°С, температура воспламенения 28 – 45 °С, температура самовоспламенения 464 -535 °С, температурные пределы воспламенения паров: нижний 15 – 27 °С, верхний47 – 63 °С, нижний предел воспламенения при 25 °С и давлении 101325 Па (760 ммрт. ст.) 1,02 %. Для производств категории Б температура вспышки должна быть неменее 28 °С.
В соответствии склассификацией взрывоопасных смесей сольвент относится к категории II А по ГОСТР 51330.11-99 .
(Измененная редакция, Изм. №1, 2, Изм. № 4 ).
2.7. При загорании сольвентадля тушения применяют распыленную воду, двуокись углерода, пену.
(Измененная редакция, Изм. №2).
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.9.Производственные помещения должны быть оборудованы приточно-вытяжнойвентиляцией по ГОСТ12.4.021-75 , обеспечивающей содержание вредных веществ в концентрации не вышепредельно допустимой, а оборудование и коммуникации производственных процессовгерметизированы.
(Измененная редакция, Изм. №2).
2.11. Привысокихтемпературах (в условиях пожара) образуются диоксид углерода, водянойпар и незначительные количества оксида серы.
2.12.Не допускается хранение каменноугольного сольвента (группа IV ) с веществами групп I , II а, II б, II в, III , IVa , IV б, V и VI в соответствии с ГОСТ12.1.004-91 (приложение 9 ).
2.11; 2.12. (Введеныдополнительно, Изм. № 2).
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Правила приемки – по ГОСТ5445-79 со следующим дополнением: при поставке сольвента в цистернах запартию принимают каждую цистерну продукта.
3.2. Показатели поподпунктам 4, 6 и 7 для марки А и В таблицы определяют периодически потребованию потребителя. Периодичность проверки устанавливают по согласованию спотребителем.
(Измененная редакция, Изм. №2).
3.3. Показатели 4, 6 и 7марки Б таблицы определяют один раз в 15 сут из средней пробы, составленной изпроб, отобранных из каждой партии продукта, отгруженного за этот период. Потребованию потребителя изготовитель обязан перейти к контролю этих показателейв каждой партии продукта.
(Введен дополнительно, Изм.№ 3).
4. МЕТОДЫ АНАЛИЗА
4.1.Методы отбора проб – по ГОСТ 5445-79 . Объем средней пробы должен быть не менее 1 дм 3 .
4.2.Внешний вид и цвет определяют по ГОСТ 2706.1-74 , разд. 1 со следующим дополнением: при визуальном просмотре пробыустанавливают также цвет анализируемого продукта.
4.3.Плотность сольвента определяют по ГОСТ 3900-85 . При этом плотность при температуре испытания пересчитывают вплотность при 20 °С по формуле
где r – плотность сольвента при температуре испытания, г/см 3,
v -температурная поправка к плотности сольвента 0,0007 г/см 3 на 1 ° С;
t -температура испытания, °С.
(Измененная редакция, Изм. №2).
4.4.Пределы перегонки определяют по ГОСТ 2706.13-74 со следующими дополнениями: допускается соединение стеклянной колбы снасадкой путем их спайки;
поправку на выступающий надпробкой столбик ртути термометра ( D t 2 ) в формулу расчета невводят.
Секундомер любого типа.
Бумага фильтровальная по ГОСТ12026-76 .
Ксилол каменноугольный по ГОСТ9949-76 , высший или 1-й сорт, проверенный на полное испарение по ГОСТ2706.8-74.
Пипетка 8-2-0,1 по Пипетка 1-1-0,5 по ГОСТ 29169-91 .
(Измененнаяредакция, Изм. № 4 ).
4.5.2. Проведение анализа
На полоску чистойфильтровальной бумаги пипеткой наносят 0,1 см 3 сольвента иодновременно включают секундомер. Смоченную анализируемым продуктомфильтровальную бумагу просматривают в проходящем свете и отмечают посекундомеру время полного исчезновения масляного пятна.
Так же определяют времяиспарения 0,1 см 3 ксилола.
4.5.1; 4.5.2. (Измененнаяредакция, Изм. № 2).
4.5.3. Обработкарезультатов
Летучесть по ксилолу ( X )вычисляют по формуле
где t -время испарения сольвента, с;
t 1 – время испарения ксилола,с.
За результатанализа принимают среднеарифметическое результатов двух параллельныхопределений, допускаемые расхождения между которыми (предел повторяемости) придоверительной вероятности Р = 0,95 не превышают 0,1 .
Допускаемыерасхождения между результатами определений, полученных в разных лабораториях(предел воспроизводимости), являются рекомендуемыми до 2008.01.01. После этойдаты при отсутствии замечаний нормативы воспроизводимости переходят вобязательные.
(Измененная редакция, Изм. № 4 ).
4.6. Окраску серной кислоты определяют по ГОСТ 2706.3-74 разд. 2, со следующим дополнением: готовят дополнительно еще двараствора сравнения двухромово-кислого калия в растворе серной кислоты ссодержанием 4,0 до 5,0 г/дм 3 двухромово-кислого калия. Для этогоберут две навески двухромово-кислого калия массой 0,8 и 1,0 г, помещают каждуюв мерную колбу вместимостью 200 см 3 , растворяют в серной кислоте идоводят общий объем раствора в каждой колбе до 200 см 3 .
для определения массовой долифенолов применяют фотоэлектроколориметр марки ФЭК-М или любой другой марки ссиним или зеленым светофильтром;
при приготовлении эталонныхокрашенных растворов содержимое колб перемешивают (30 ± 5) с, после этогоприливают раствор гидроокиси калия;
для проведения анализа берут(25 ± 0,01) г сольвента, взвешивают в колбе с пришлифованной пробкой по ГОСТ25336-82, вместимостью 100 см 3 . Затем навеску сольвентапереливают в делительную воронку вместимостью 250 см 3 , а колбусполаскивают раствором гидроокиси калия в два приема по 25 см 3 исливают в ту же воронку.
(Измененнаяредакция, Изм. № 4 ).
Содержимое воронки энергичновзбалтывают в течение 5 мин, после этого воронку оставляют в покое до четкогоразделения слоев. Нижний щелочной слой сливают в колбу. Из колбы пипеткойотбирают 5 см 3 щелочного раствора, помещают в мерную колбувместимостью 50 см 3 , туда же приливают пипеткой 10 см 3 раствора соляной кислоты и содержимое энергично взбалтывают. Затем туда жеприливают пипеткой 10 см 3 раствора хлористого паранитродиазобензола,одновременно включая секундомер, содержимое колбы взбалтывают в течение (30 ±5) с, после этого в колбу приливают пипеткой 10 см 3 растворагидроокиси калия и объем раствора доводят до метки дистиллированной водой.
Мерную колбу закрываютпробкой и содержимое энергично взбалтывают.
pH анализируемого раствора должен быть 11,8 – 12,0.
Одновременно проводятконтрольный опыт с теми же растворами, но без навески анализируемого продукта.
Оптическую плотностьизмеряют через 10 – 15 мин по отношению к контрольному раствору в условиях, прикоторых измеряют оптические плотности эталонных растворов по ГОСТ 1057-67.
Если оптическая плотностьанализируемой пробы при значении pH 11,8 – 12,0 не вошла впределы градуировочного графика, следует уменьшить или увеличить массуанализируемой пробы сольвента;
массовую долю феноловвычисляют в процентах, при этом отношение общего объема щелочного раствора кобъему, взятому для приготовления окрашенного раствора, равна 10.
4.8. (Исключен, Изм. №2).
5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
Степень (уровень) заполненияцистерны рассчитывают с учетом полного использования вместимости и объемногорасширения продукта при возможном перепаде температур в пути следования.
5.2.Транспортная маркировка бочек с продуктом по ГОСТ 14192-96 , с нанесением манипуляционного знака « Беречь от солнечных лучей » и знака опасности по ГОСТ19433-88 (класс 3, подкласс 3.3, черт. 3, классификационный шифр 3353),серийный номер ООН 1256.
(Измененная редакция, Изм. №2, Изм. № 4 ).
5.3. На днища бочек наносятследующие дополнительные надписи:
наименование и маркупродукта;
5.4. (Исключен, Изм. №2).
5.5. Сольвент транспортируютжелезнодорожным и автомобильным транспортом в крытых транспортных средствах всоответствии с правилами перевозок грузов, действующими на транспорте данноговида. Бочки по железной дороге транспортируют повагонными отправками.
5.6. Сольвент хранят в стальныхрезервуарах, снабженных воздушками, оборудованными предохранительными сеткамиили огнепреградителями, или в бочках в специально оборудованном закрытомскладе, или в специально отведенных местах.
Разд. 5. (Измененная редакция, Изм. № 1).
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовительгарантирует соответствие сольвента требованиям настоящего стандарта присоблюдении условий транспортирования и хранения.
(Измененная редакция, Изм. №1).
6.2. Гарантийный срок хранениясольвента со дня изготовления:
для марки А – четыре месяца;
для марок Б и В – двамесяца.
ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕНМинистерством черной металлургии СССР
РАЗРАБОТЧИКИ:
М.Г. Скляр, Л.М. Харькина,Л.С. Локшина, М.И. Тяпкина, Л.С. Цебрий, В.Н. Затолокина, В.Н. Черныш, В.М.Зайченко, В.Э. Щур
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам 06.08.79 №2977
3. Срок первой проверки -1994 г.
Периодичность проверки – 5лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ1928-67
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
ГОСТ 1928-79* «Сольвент каменноугольный. Технические условия»
Настоящий стандарт распространяется на каменноугольный сольвент – смесь ароматических углеводородов, получаемый в процессе переработки очищенных фракций сырого бензола и пиролизной смолы.
Каменноугольный сольвент предназначается для использования в качестве растворителя лаков, красок, эмалей, промывной жидкости в машиностроительной промышленности и других целей.
Обозначение: | ГОСТ 1928-79* |
Название рус.: | Сольвент каменноугольный. Технические условия |
Статус: | действующий |
Заменяет собой: | ГОСТ 1928-67 |
Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
Дата введения в действие: | 01.01.1981 |
Разработан: | Министерство черной металлургии СССР |
Утвержден: | Госстандарт СССР (06.08.1979) |
Опубликован: | Издательство стандартов № 1979 Издательство стандартов № 1993 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
СОЛЬВЕНТКАМЕННОУГОЛЬНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 1928-79
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СОЛЬВЕНТ КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ
Технические условия
Coal solvent. Specifications
ГОСТ 1928-79
Срок действия с 01.01.81
Настоящий стандартраспространяется на каменноугольный сольвент – смесь ароматическихуглеводородов, получаемый в процессе переработки очищенных фракций сырогобензола и пиролизной смолы.
Каменноугольный сольвентпредназначается для использования в качестве растворителя лаков, красок,эмалей, промывной жидкости в машиностроительной промышленности и других целей.
(Измененная редакция, Изм. №3, Изм. № 4 ).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Каменноугольныйсольвент должен быть изготовлен в соответствии с требованиями настоящегостандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленномпорядке.
1.2. Каменноугольныйсольвент в зависимости от технологии получения вырабатывают трех марок: А, Б иВ.
Норма для марки
ОКП 24 1571 0130
ОКП 25 1571 0140
ОКП 24 1571 0150
1. Внешний вид и цвет
Прозрачная жидкость от бесцветного до светло-желтого цвета, не содержащая взвешенных частиц, в том числе капелек воды
По ГОСТ 2706.1-74 и по п. 4.2 настоящего стандарта
2. Плотность при 20 °С, кг/м 3
По ГОСТ 18995.1-73 или ГОСТ 890085, разд. 1 и по п. 4.3 настоящего» стандарта
3. Пределы перегонки: 90 % (по объему) от начала кипения перегоняется в интервале температур, °С
По ГОСТ 2706.13-74 и по п. 4.4 настоящего стандарта
4. Летучесть по ксилолу, не более
5. Окраска серной кислоты, номер образцовой шкалы, не более
По ГОСТ 2706.3-74 и по п. 4.6 настоящего стандарта
6. Массовая доля фенолов, %, не более
По ГОСТ 1057-88 и по п. 4.7 настоящего стандарта
7. Массовая доля общей серы, % не более
8. Реакция водной вытяжки
По ГОСТ 2706.7-74
1. Для предприятий,вырабатывающих инденкумароновую смолу, а также перерабатывающих пиролизнуюсмолу, допускается вырабатывать сольвент марки В с нормой по показателюподпункта 4 таблицы не более 2,7.
2. В цистерне с каменноугольным сольвентом допускается слой воды высотой неболее 5 мм. Определяют по ГОСТ2706.9-74.
(Измененная редакция, Изм. №1).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Предельно допустимаяконцентрация основных вредных компонентов сольвента в водоемах: ксилола – 0,05мг/дм 3 , этилбензола – 0,01 мг/дм 3 .
2.1; 2.2. (Измененнаяредакция, Изм. № 2).
2.3. При превышении ПДК парысольвента оказывают общее наркотическое действие на нервную систему(утомляемость, головная боль, головокружение), раздражающее действие на кожу ислизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей.
2.4. В случае разливасольвента место разлива должно быть отгорожено песком. Продукт необходимоубрать при помощи песка или опилок с использованием средств защиты, указанных вп. 2.8, и приспособлений,исключающих соприкосновение с сольвентом.
2.5. Технология производстваи герметизация оборудования исключают образование токсичных соединений ввоздушной среде и сточных водах.
Температура вспышки 22 – 36°С, температура воспламенения 28 – 45 °С, температура самовоспламенения 464 -535 °С, температурные пределы воспламенения паров: нижний 15 – 27 °С, верхний47 – 63 °С, нижний предел воспламенения при 25 °С и давлении 101325 Па (760 ммрт. ст.) 1,02 %. Для производств категории Б температура вспышки должна быть неменее 28 °С.
В соответствии склассификацией взрывоопасных смесей сольвент относится к категории II А по ГОСТР 51330.11-99 .
(Измененная редакция, Изм. №1, 2, Изм. № 4 ).
2.7. При загорании сольвентадля тушения применяют распыленную воду, двуокись углерода, пену.
(Измененная редакция, Изм. №2).
(Измененная редакция, Изм. №1).
2.9.Производственные помещения должны быть оборудованы приточно-вытяжнойвентиляцией по ГОСТ12.4.021-75 , обеспечивающей содержание вредных веществ в концентрации не вышепредельно допустимой, а оборудование и коммуникации производственных процессовгерметизированы.
(Измененная редакция, Изм. №2).
2.11. Привысокихтемпературах (в условиях пожара) образуются диоксид углерода, водянойпар и незначительные количества оксида серы.
2.12.Не допускается хранение каменноугольного сольвента (группа IV ) с веществами групп I , II а, II б, II в, III , IVa , IV б, V и VI в соответствии с ГОСТ12.1.004-91 (приложение 9 ).
2.11; 2.12. (Введеныдополнительно, Изм. № 2).
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Правила приемки – по ГОСТ5445-79 со следующим дополнением: при поставке сольвента в цистернах запартию принимают каждую цистерну продукта.
3.2. Показатели поподпунктам 4, 6 и 7 для марки А и В таблицы определяют периодически потребованию потребителя. Периодичность проверки устанавливают по согласованию спотребителем.
(Измененная редакция, Изм. №2).
3.3. Показатели 4, 6 и 7марки Б таблицы определяют один раз в 15 сут из средней пробы, составленной изпроб, отобранных из каждой партии продукта, отгруженного за этот период. Потребованию потребителя изготовитель обязан перейти к контролю этих показателейв каждой партии продукта.
(Введен дополнительно, Изм.№ 3).
4. МЕТОДЫ АНАЛИЗА
4.1.Методы отбора проб – по ГОСТ 5445-79 . Объем средней пробы должен быть не менее 1 дм 3 .
4.2.Внешний вид и цвет определяют по ГОСТ 2706.1-74 , разд. 1 со следующим дополнением: при визуальном просмотре пробыустанавливают также цвет анализируемого продукта.
4.3.Плотность сольвента определяют по ГОСТ 3900-85 . При этом плотность при температуре испытания пересчитывают вплотность при 20 °С по формуле
где r – плотность сольвента при температуре испытания, г/см 3,
v -температурная поправка к плотности сольвента 0,0007 г/см 3 на 1 ° С;
t -температура испытания, °С.
(Измененная редакция, Изм. №2).
4.4.Пределы перегонки определяют по ГОСТ 2706.13-74 со следующими дополнениями: допускается соединение стеклянной колбы снасадкой путем их спайки;
поправку на выступающий надпробкой столбик ртути термометра ( D t 2 ) в формулу расчета невводят.
Секундомер любого типа.
Бумага фильтровальная по ГОСТ12026-76 .
Ксилол каменноугольный по ГОСТ9949-76 , высший или 1-й сорт, проверенный на полное испарение по ГОСТ2706.8-74.
Пипетка 8-2-0,1 по Пипетка 1-1-0,5 по ГОСТ 29169-91 .
(Измененнаяредакция, Изм. № 4 ).
4.5.2. Проведение анализа
На полоску чистойфильтровальной бумаги пипеткой наносят 0,1 см 3 сольвента иодновременно включают секундомер. Смоченную анализируемым продуктомфильтровальную бумагу просматривают в проходящем свете и отмечают посекундомеру время полного исчезновения масляного пятна.
Так же определяют времяиспарения 0,1 см 3 ксилола.
4.5.1; 4.5.2. (Измененнаяредакция, Изм. № 2).
4.5.3. Обработкарезультатов
Летучесть по ксилолу ( X )вычисляют по формуле
где t -время испарения сольвента, с;
t 1 – время испарения ксилола,с.
За результатанализа принимают среднеарифметическое результатов двух параллельныхопределений, допускаемые расхождения между которыми (предел повторяемости) придоверительной вероятности Р = 0,95 не превышают 0,1 .
Допускаемыерасхождения между результатами определений, полученных в разных лабораториях(предел воспроизводимости), являются рекомендуемыми до 2008.01.01. После этойдаты при отсутствии замечаний нормативы воспроизводимости переходят вобязательные.
(Измененная редакция, Изм. № 4 ).
4.6. Окраску серной кислоты определяют по ГОСТ 2706.3-74 разд. 2, со следующим дополнением: готовят дополнительно еще двараствора сравнения двухромово-кислого калия в растворе серной кислоты ссодержанием 4,0 до 5,0 г/дм 3 двухромово-кислого калия. Для этогоберут две навески двухромово-кислого калия массой 0,8 и 1,0 г, помещают каждуюв мерную колбу вместимостью 200 см 3 , растворяют в серной кислоте идоводят общий объем раствора в каждой колбе до 200 см 3 .
для определения массовой долифенолов применяют фотоэлектроколориметр марки ФЭК-М или любой другой марки ссиним или зеленым светофильтром;
при приготовлении эталонныхокрашенных растворов содержимое колб перемешивают (30 ± 5) с, после этогоприливают раствор гидроокиси калия;
для проведения анализа берут(25 ± 0,01) г сольвента, взвешивают в колбе с пришлифованной пробкой по ГОСТ25336-82, вместимостью 100 см 3 . Затем навеску сольвентапереливают в делительную воронку вместимостью 250 см 3 , а колбусполаскивают раствором гидроокиси калия в два приема по 25 см 3 исливают в ту же воронку.
(Измененнаяредакция, Изм. № 4 ).
Содержимое воронки энергичновзбалтывают в течение 5 мин, после этого воронку оставляют в покое до четкогоразделения слоев. Нижний щелочной слой сливают в колбу. Из колбы пипеткойотбирают 5 см 3 щелочного раствора, помещают в мерную колбувместимостью 50 см 3 , туда же приливают пипеткой 10 см 3 раствора соляной кислоты и содержимое энергично взбалтывают. Затем туда жеприливают пипеткой 10 см 3 раствора хлористого паранитродиазобензола,одновременно включая секундомер, содержимое колбы взбалтывают в течение (30 ±5) с, после этого в колбу приливают пипеткой 10 см 3 растворагидроокиси калия и объем раствора доводят до метки дистиллированной водой.
Мерную колбу закрываютпробкой и содержимое энергично взбалтывают.
pH анализируемого раствора должен быть 11,8 – 12,0.
Одновременно проводятконтрольный опыт с теми же растворами, но без навески анализируемого продукта.
Оптическую плотностьизмеряют через 10 – 15 мин по отношению к контрольному раствору в условиях, прикоторых измеряют оптические плотности эталонных растворов по ГОСТ 1057-67.
Если оптическая плотностьанализируемой пробы при значении pH 11,8 – 12,0 не вошла впределы градуировочного графика, следует уменьшить или увеличить массуанализируемой пробы сольвента;
массовую долю феноловвычисляют в процентах, при этом отношение общего объема щелочного раствора кобъему, взятому для приготовления окрашенного раствора, равна 10.
4.8. (Исключен, Изм. №2).
5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
Степень (уровень) заполненияцистерны рассчитывают с учетом полного использования вместимости и объемногорасширения продукта при возможном перепаде температур в пути следования.
5.2.Транспортная маркировка бочек с продуктом по ГОСТ 14192-96 , с нанесением манипуляционного знака « Беречь от солнечных лучей » и знака опасности по ГОСТ19433-88 (класс 3, подкласс 3.3, черт. 3, классификационный шифр 3353),серийный номер ООН 1256.
(Измененная редакция, Изм. №2, Изм. № 4 ).
5.3. На днища бочек наносятследующие дополнительные надписи:
наименование и маркупродукта;
5.4. (Исключен, Изм. №2).
5.5. Сольвент транспортируютжелезнодорожным и автомобильным транспортом в крытых транспортных средствах всоответствии с правилами перевозок грузов, действующими на транспорте данноговида. Бочки по железной дороге транспортируют повагонными отправками.
5.6. Сольвент хранят в стальныхрезервуарах, снабженных воздушками, оборудованными предохранительными сеткамиили огнепреградителями, или в бочках в специально оборудованном закрытомскладе, или в специально отведенных местах.
Разд. 5. (Измененная редакция, Изм. № 1).
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовительгарантирует соответствие сольвента требованиям настоящего стандарта присоблюдении условий транспортирования и хранения.
(Измененная редакция, Изм. №1).
6.2. Гарантийный срок хранениясольвента со дня изготовления:
для марки А – четыре месяца;
для марок Б и В – двамесяца.
ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕНМинистерством черной металлургии СССР
РАЗРАБОТЧИКИ:
М.Г. Скляр, Л.М. Харькина,Л.С. Локшина, М.И. Тяпкина, Л.С. Цебрий, В.Н. Затолокина, В.Н. Черныш, В.М.Зайченко, В.Э. Щур
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам 06.08.79 №2977
3. Срок первой проверки -1994 г.
Периодичность проверки – 5лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ1928-67
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Технические характеристики сольвента
Что такое Сольвент
Сольвент – это растворитель, что производят путем выпаривания нефтепродуктов. На сегодняшний день его производят в двух видах:
- «нефтяной», ГОСТ 10214-78;
- «каменноугольный» ГОСТ 1928-79.
Данный класс растворителей попадает под число летучих материалов.
Главной отличительной чертой Сольвентов является высокая степень растворения самых разнообразных лакокрасочных материалов. Дополнительно, можно отметить, что Сольвенты, после нанесения на зону обработки, обладают способностью очень быстро «улетучиваться», также забирая вместе с собой и все запахи.
Для чего нужен Сольвент
Растворитель для лакокрасочных материалов Сольвент как нефтяной, так и каменный (Нефрас А 130/150) широко применяют в строительных и автопромышленных работах, когда возникает проблема с разведением алкидов, эмалей и других материалов до их «рабочего» состояния. Наиболее распространенными веществами, для которых применяют сольвент, являются: эпоксиэфиры, кремнийорганика, фенолы, полиакрилатны, меламиноалкиды, алкидо-уретаны, алкидо-стиролы и еще несколько менее распространенных материалов.
Как необходимо применять растворитель
В строительной сфере сольвент применяют для создания необходимой вязкости лакокрасочным материалам. Для его правильного применения, необходимо понемногу добавлять растворитель в материал и тщательно размешивать до образования мягкой консистенции. Иногда сольвент нефтяной применяют для обезжиривания. Для этого, все что необходимо – это просто смочить какую-нибудь ветошь нефтяным сольвентом и протереть зону обработки.
Техника безопасности
Как и любая растворяющая жидкость, Сольвент является легковоспламеняющейся жидкостью и обладает весьма специфическим запахом. Главным правилом в начале работы с жидкостью, является наличие защитного костюма, маски, респиратора и перчаток. Все дело в том, что, если данная жидкость случайным образом попадет на кожу (не говоря о глазах), она способна в лучшем случае вызвать раздражение, а при обильном попадании – ожоги.
Важно! Не забывайте проветривать рабочее помещение, а еще лучше проводите все ремонтные работы на открытом воздухе, т. к. вдыхание большого количества паров растворителя крайне опасно для здоровья.
Если так получилось, что Сольвент случайно попал к вам на участок кожи, его следует сразу же промыть в теплой мыльной воде. Что касается возможного возгорания жидкости, то если это произошло – тушить ее следует исключительно при помощи пожарной пены, песка или углекислого газа, ни в коем случае не применяйте воду для тушения.
Характеристики сольвентов
Сольвент Каменноугольный
- Сфера использования: данный растворитель разработан для применения в случаях, когда необходимо растворить или развести такие лакокрасочные материалы, как лаки, краски, эмали, промывные жидкости в автопромышленности и т. д.
- Состав: ароматические углеводороды, что получают в ходе обработки и очистки фракционного сырого бензола и пиролизной смолы.
- Цветовая палитра: существует только в слабожелтом цвете или же в полностью прозрачном состоянии.
- Знак качества: плотность при 20 градусов Цельсия, килограмм на метр кубический, не должна быть меньше чем 864; «улетучивание» по ксилолу, не должно быть больше чем 1,2; массовая часть серы, в процентах, не превышает — 0,005; массовая часть фенолов, в процентах, менее — 0,0022; реакция водной вытяжки — нейтральная; минимальная необходимая температура для кипения — 125 градусов Цельсия.
- Упаковки: бочки объемом 220 л (185 килограмм).
- Производители: как отечественные, так и зарубежные.
- Рекомендуемый срок хранения: 1 год от даты производства.
Важно! Данный сольвент после высыхания оставляет на краске приятный блеск. При работе с данным сольвентом всегда надевайте маску и перчатки, делайте рабочее помещение проветриваемым и не допускайте попадание Сольвента в глаза.
Сольвент Нефтяной
- Сфера использования: данный химический материал применяется в случаях, когда требуется растворить вещества на основе масла, битума, каучука, олигомера, нефтяных смол, полиэфирамида и полиэфиримида. Дополнительно и для меламиноалкидных лакоматериалов и полиграфии.
- Состав: аромауглеводороды с невысокой долей нафтена, парафина циклических углеводородов.
- Цветовая палитра: существует только в полностью прозрачном состоянии.
- Знак качества: плотность при 20 градусов Цельсия, грамм на метр кубический, не должна быть меньше чем 0,861; летучесть по ксилолу, не должна превышать — 1,21; массовая часть серы, в процентах, не должна превышать — 0,021; массовая часть сульфируемых материалов, в процентах, не должна быть меньше — 98,9; реакция водной вытяжки — нейтральная; минимальная необходимая температура для кипения — 150 градусов Цельсия.
- Упаковки: бочки по 9 литров (8 кг), а также канистры по 218 литров (172 килограмма).
- Производители: отечественные и зарубежные.
- Рекомендуемый срок хранения: 1 год от дат производства.
Что выбрать сольвент или уайт-спирит
Давайте для начала разберемся, что означает словосочетание «Уайт-спирит»? Ни для кого не секрет, что в дословном переводе с английского мы получим словосочетание «белый дух» (где spirit — это значит дух, а white — белый, прозрачный)
Если подключить фантазию, то можно прийти к каким-то непонятным духовным перевоплощениям. Но все куда банальнее.
“Уайт-спирит” и “Сольвент” – оба химиката, получают в ходе перегонки нефти. Под воздействием высоких температурных условий, нефть перегревается и образует пары разнообразных углеводородов. Образовавшиеся пары разделяются на классы, что разнятся своей температурной границей закипания. Именно из-за разных точек кипения и получаются различные химические реагенты.
Что касается самой точки кипения – она означает, что при определенной температуре, частички испарения нефти начинают конвертироваться в растворитель. Собственно в этом и лежит принципиальная разница White-spirit и Сольвента, т. к. «спирит» начинает образовываться при менее высокой температуре, нежели второй класс растворителей.
Для наглядности, приведем пример, для такого индивидуального вещества, как вода. Она будет кипеть при температуре от 100 градусов Цельсия, – суть в том, что только при этом условии она начнет испаряться. Но разницей растворителей и воды является то, что вода – это однородное вещество, а растворители – это своего рода смесь разных компонентов. Отсюда логически получается, что у всех их составляющих будет также разная температура кипения, что соответственно и заставляет образовываться два разных растворителя отдельно друг от друга.
Делая вывод, можно сказать, что Сольвент, как смесь более простых компонентов, начинает переходить из жидкого состояния в газообразное при относительно малых температурах, а значит быстрее сохнет. Именно это качество растворителя дает ему преимущество перед быстросохнущими лакокрасочными материалами, а благодаря малому содержанию масляного вещества (которое сохраняется в процессе образования растворителя), делает обрабатываемую поверхность глянцевой.
Теперь относительно «White-spirit». Время его высыхания дольше, т. к. его температура закипания составляет 200 градусов Цельсия. В ходе получения в нем сохраняется большее количество масляных компонентов, чем в Сольвенте. Это качество делает его уникальным при создании на обрабатываемой поверхности матового оттенка. Можно сказать, что растворитель уайт-спирит рациональнее применять только для поверхностей из металла, где необходимо тщательно очистить поверхность.
Для сравнения – капните на лист бумаги по капле двух растворителей, и Вы непременно увидите, что лучше. Но тут все сводится не к тому «кто же круче», а к тому, для каких целей вам необходим растворитель. Если нужна быстрая способность высыхания наряду с глянцевым оттенком, то Сольвент – это правильный выбор, но если требуется создать дополнительный слой защиты и матовости для поверхности, то применение «Уайт-спирит» тут неоспоримо. Главное – это определиться с целями, для которых Вам необходим растворитель.
Защита деревянных конструкций от гниения, влаги, возгорания
Грунтовка для стен под обои жидкие и из флизелина своими руками
Грунтовка глубокого проникновения: фасадная, антисептическая
Грунтовка акриловая для внутренних работ, технические характеристики
ГОСТ 1928-79
Сольвент каменноугольный. Технические условия
Изменение №4 к ГОСТ 1928-79
Обозначение: | Изменение №4 к ГОСТ 1928-79 |
Дата введения в действие: | 01.07.2006 |
Дата актуализации: | 15.01.2008 |
Наши события –>
Разделы
- Главная
- Новости
- Статьи
- Объявления
- Форум
- Организации
- Справочники
- Документы
- Мероприятия
- Издания
- Лица отрасли
О портале
Сервисы
- СКЛАД, Тендеры, Маркет
- Расчёт веса кабеля
- Расшифровка марки кабеля
- Расчёт схемы погрузки КПП
- Фото,Видео
- На карте
- ГОСТы, СНиП
- Вакансии, резюме
- Рейтинг сайтов
- Мобильные приложения
- Версия для мобильных
- RSS-ленты
- English version
Медиахолдинг «РусКабель»
- Портал «RusCable.Ru»
- RusCable Insider Digest
- ЭНЕРГОСМИ
- ElektroPortal.Ru
- Поисковая система «1EL.ru»
- Премия RCWA
- Желтая страница электротехники
- Проект «ПУНП.РФ»
- Проект «ОГНЕСТОЙКОСТЬ.РФ»
- Хроники Cabex
- Совещание 8 декабря
- «RusCableCLUB» (гимн клуба)
- Производственный
календарь 2018 (pdf, 1.4 МБ)
- Главная
- Новости
- Статьи
- Объявления
- Форум
- Организации
- Справочники
- Документы
- Мероприятия
- Издания
- Лица отрасли
- О RusCable
- Отзывы
- Медиа-кит (pdf, 4,8 МБ)
- Презентация (pdf, 6 МБ)
- Корпоративный календарь (pdf, 15 МБ)
- Реклама на портале
- Спецпроект «Выживет сильнейший»
- Карта сайта
- Поиск по сайту
- Сообщение администрации
- FacebookВКонтактеTwitterYouTubeInstagramTelegram+7 (999) 003-33-36
- СКЛАД, Тендеры, Маркет
- Расчёт веса кабеля
- Расшифровка марки кабеля
- Расчёт схемы погрузки КПП
- Фото,Видео
- На карте
- ГОСТы, СНиП
- Вакансии, резюме
- Рейтинг сайтов
- Мобильные приложения
- Версия для мобильных
- RSS-ленты
- English version
- Портал «RusCable.Ru»
- RusCable Insider Digest
- ЭНЕРГОСМИ
- ElektroPortal.Ru
- Поисковая система «1EL.ru»
- Премия RCWA
- Желтая страница электротехники
- Проект «ПУНП.РФ»
- Проект «ОГНЕСТОЙКОСТЬ.РФ»
- Хроники Cabex
- Совещание 8 декабря
- «RusCableCLUB» (гимн клуба)
- Производственный
календарь 2018 (pdf, 1.4 МБ)
Онлайн-приёмная секции «Кабельная промышленность» Консультативного Совета при председателе Комитета по энергетике ГД РФ
Сольвент каменноугольный
Работая с лакокрасочными изделиями, обойтись без растворителя практически невозможно. Разбавить вещество до нужной консистенции, произвести обезжиривание или промыть топливную систему автомобиля поможет растворитель сольвент. Что это за продукт, какими свойствами обладает, и каких мер предосторожностей надо придерживаться для безопасной работы, рассмотрим более подробно.
Понятие сольвента
Сольвент – это легковоспламеняющаяся жидкость, относится к группе растворителей. Получают смесь легких углеводородов путем выделения из угольного или нефтяного сырья. В зависимости от источника, существует каменноугольный сольвент, его характерные особенности регламентируются ГОСТом 1928/79, и нефтяной растворитель, свойства которого отвечают требованиям ГОСТа 10214/78. Сольвент состоит в группе летучих материалов. Процедура его получения заключается в пиролизе нефтяных фракций или после обработки каменного угля коксованием. Среди отличительных особенностей каменноугольного сольвента отмечается высокий уровень растворения всевозможных лакокрасочных изделий. После обработки требуемого участка вещество быстро улетучивается, одновременно поглощая все запахи.
Состав продукта, характерные особенности
Основная составная часть продукта – это смесь ароматических углеводородов, их содержание колеблется в пределах 56%, помимо этого в сольвент входят:
- нафтены;
- парафины;
- непредельные циклические углеводороды.
Каменноугольный сольвент выпускают трех марок – А, Б и С (в зависимости от технологии производства). Технические характеристики продукта включают следующие пункты:
- внешний вид – от прозрачной, бесцветной жидкости до светло-желтого оттенка продукта;
- плотность при температуре 20 о С – от 0,860 до 0,895 г/см.куб. в зависимости от марки;
- летучесть по ксилолу в пределах 1,8-2,0;
- содержание фенола: марка А – 0,01%, Б – 0,02%, С – 0,1%;
- содержание механических примесей и воды отсутствуют;
- массовая доля серы: марка А – не более 0,10%, Б – не более 0,15%, С – не более 0,30%.
- по водной вытяжке реакция нейтральная;
- пределы 90% перегонки в интервале температур от 120 до 180 о С.
Сольвент каменноугольный относится к токсичным веществам. Он включен в третий класс опасности по ксилолу и толуолу по степени вредного влияния на организм. ГОСТом определен предельно допустимый уровень концентрации паров каменноугольного растворителя в объеме 50 мг/м.куб.
Применение продукта
Спектр применения сольвента каменноугольного весьма широк. Основное предназначение – выполнение функции растворителя для:
- краски;
- эмали;
- лака;
- каучука;
- битума;
- масла;
- полиэфиров;
- мочевиноформальдегидных олигомеров.
Решение вопроса, что применять лучше – каменноугольный сольвент или уайт-спирит, зависит от конечных целей использования. Если требуется глянцевый оттенок наряду с быстрым высыханием – сольвент каменноугольный в этом случае незаменимый продукт. При необходимости формирования дополнительного защитного слоя и матовой поверхности – лучше обратиться к уайт-спириту.
В области строительства эксплуатация каменноугольного сольвента заключается в придании требуемой вязкости лакокрасочным изделиям. Для этого продукт добавляют в базовый состав небольшими порциями и регулярно размешивают до образования нужной консистенции. Помимо этого, каменноугольный сольвент активно применяется в качестве промывной жидкости в отрасли машиностроения (например, для промывания форсунок). Являясь основой моющих веществ, каменноугольный сольвент используется в процессе очистки топливного оснащения (инжекторов, топливной рейки, камер сгорания ДВС).
Еще одна широкая область эксплуатации вещества – печатная индустрия. С помощью метода струйной печати, основанной на использовании краски с содержанием сольвента каменноугольного, формируются изображения:
- на виниловых самоклеющихся пленках;
- на строительных сетках;
- на баннерах и других материалах.
Подобная краска на основе сольвента каменноугольного – незаменимое изделие для наружной рекламы, так как она не поддается размыванию при воздействии воды, не выгорает под лучами солнечного света. Трафаретная печать – очередная сфера применения каменноугольного растворителя. Востребованность продукта объясняется следующим фактором: для закрепления нанесенного рисунка достаточно небольшого периода времени, за который сольвент успеет испариться. Это может происходить естественным образом или при эксплуатации сушильной установки. Отсутствие дополнительного влияния внешних факторов (без сушильной камеры) крайне ценится при работе с восприимчивыми материалами. Сюда относятся дизайнерские бумаги, деликатные ткани, любые материалы, искажение которых нежелательно за счет воздействия УФ-лампой. Краски на основе каменноугольного растворителя обладают рядом недостатков. Среди них:
- токсичность, которая обязывает оборудование рабочей зоны мощной вытяжной системой вентиляции;
- резкий запах;
- наличие канцерогенных свойств, что свидетельствует о способности биоаккумуляции.
На базе каменноугольного сольвента выпускают инсектицидные продукты для борьбы в бытовых условиях с насекомыми.
Условия безопасной эксплуатации
Являясь токсическим веществом, влияние на организм сольвента каменноугольного при несоблюдении ТБ весьма опасно. Превышение ПДК паров провоцируют наркотическое воздействие на ЦНС, характеризуемое головокружением, головной болью и утомляемостью. Наблюдается реакция в верхних дыхательных путях и на слизистой оболочке глаз. При попадании на кожу каменноугольный растворитель оказывает раздражающее действие.
Правила эксплуатации продукта регламентируются ГОСТом и включают множество требований. Среди них:
- При неосторожном разлитии каменноугольного сольвента место огораживается песком. Вещество собирается с использованием опилок или песка с обязательным применением специальных приспособлений и вещей индивидуальной защиты, для исключения случаев соприкосновения.
- Технология производства каменноугольного растворителя налаживается таким образом, чтобы исключить попадание вещества в сточные воды и его испарение в атмосферу.
- Температура вспышки растворителя составляет от 22 до 36 о С, воспламенения 28-45 о С, при температурных условиях от 464 до 535 о С происходит самовоспламенение сольвента каменноугольного.
- В случае возгорания смеси, тушение пламени производится двуокисью углерода, распыленной водой или пеной.
- Защитные индивидуальные средства при работе с токсичным материалом включают фильтрующий или изолирующий противогаз, перчатки или защитные пасты, спецодежду из х/б ткани, содержащую силикатно-казеиновое покрытие или снимающиеся накладки из материала, устойчивого к каменноугольному растворителю.
- Производственные площади оборудуются мощной вентиляцией, а коммуникации и оборудование обязательно герметизируются.
- Хранение каменноугольного сольвента организуется в изолированных помещениях.
При соприкосновении с кожей поврежденный участок в кратчайшие сроки промывают теплым мыльным раствором воды.
Мастер-класс по нанесению декоративной штукатурки
При наличии свободного времени, сил и средств, своими руками можно свернуть горы, а не то чтобы нанести декоративную штукатурку, но при одном условии. Нужно знать основы и владеть способами нанесения декоративного покрытия из штукатурных составов. Во многих случаях мастера добиваются своими руками определенного уровня и класса в своей работе, потратив десятки и сотни часов, шлифуя способы нанесения декоративных отделочных покрытий различных видов.
Как проще научиться нанесению декоративной штукатурки
Сколько мастеров — столько мнений о том, что является определяющим для достижения высокого класса нанесения декоративной штукатурки. Современные технологии декоративных облицовочных материалов потребовали от мастеров штукатурных работ в большой мере освоить своими руками основы дизайнерской и художественной мысли. Их класс работы уже оценивается не только по качеству нанесения тех или иных видов штукатурки, а и по художественному оформлению стены в целом.
Освоить способы нанесения многослойной декоративной штукатурки своими руками можно несколькими путями:
- Поработать в составе ремонтной бригады с хорошим штукатурным мастером высокого класса, получить пару-тройку уроков нанесения своими руками основных видов штукатурки, и не только декоративной;
- Разобрать досконально основные мастер-классы, в том числе, используя печатные и рекламные материалы, а также уроки мастеров высокого класса на видео и тематических сайтах;
- Действовать на свой страх и риск, получая уроки нанесения штукатурного декора своими руками, учась на своих собственных ошибках.
На практике это займет огромное количество времени. К счастью, способы нанесения различных видов декоративной штукатурки во многом очень схожи. Например, освоив нанесение простой венецианской штукатурки по мастер-классу на видео, можно без особого риска приступать к нанесению простых видов «Травертино» или более изящной «Марморино».
Секреты мастеров в нанесении декоративных штукатурок
Главным секретом в работе мастеров высокого класса является большой практический опыт работы своими руками и умение подмечать способы формирования фактуры поверхности с помощью подручных материалов, иногда даже с помощью обычной мочалки или скомканного полиэтиленового пакета. Но чаще всего мастера учатся и повышают свой класс благодаря обмену опытом, а иногда — осваивая мастер-классы ведущих специалистов.
Подготовка стен к нанесению декоративной штукатурки
В большинстве случаев работа по подготовке сводится к удалению загрязнений и нанесению грунтовочного слоя. Особого класса навыков в том, чтобы очистить стену от старых обоев, клея и загрунтовать поверхность, не потребуется, но несколько профессиональных хитростей и премудростей в мастер-классе на видео стоит посмотреть.
Кроме грунтовки акриловым составом, иногда необходимо нанести специальный подслой штукатурки на основе мелкого кварцевого песка. Это позволит выровнять стену и избавить поверхность от царапин или кривизны, которые могут очень некстати проявиться на декоративной штукатурке.
Мастер-класс нанесения основы декоративной штукатурки
Любая декоративная штукатурка выполняется в несколько основных этапов нанесения:
Приготовление штукатурного раствора , на который и будет наноситься рисунок, краски, декоративные элементы. Несмотря на простоту процедуры, этап приготовления так же важен, как и остальные. От правильно подобранной вязкости и консистенции зависит качество основы под декоративную штукатурку
Нанесение штукатурной массы на подготовленную стену. Не менее важным является умение наносить и выравнивать штукатурную массу. На монотонно окрашенной декоративной поверхности отлично видны все огрехи штукатура. Для нанесения штукатурки высоким классом необходимо отточить правильное движение рук шпателем и гладилом, очень хорошо разъясняет суть процесса в своем маленьком мастер-классе на видео
Выполнение рисунка с помощью хитрых профессиональных приемов, которым и учат большинство мастер-классов профессиональных штукатуров.
Например, практичным и интересным является мастер-класс изготовления венецианской декоративной штукатурки из обычных шпаклевочных материалов, на видео
Мастер-класс изготовления венецианского декора под мрамор
Перед нанесением декоративного слоя под венецианскую штукатурку необходимо очень тщательно и качественно выровнять поверхность стены. В данном случае это является центральным условием мастер-класса.
В дальнейшем плоскость стены приобретет специфический блеск полированного мраморного камня, на котором будут видны все изъяны и кривизна декоративной штукатурки. Выравнивание выполняется венецианской кельмой финишной шпатлевкой с мраморным наполнителем.
Тонкости работы
В ходе шпатлевания образуются небольшие цветовые пятна и микровыпуклости, имитирующие разноцветность и шероховатость природного мрамора. Обязательно после высыхания слоя необходимо проверить наличие возможных царапин и следов от инструмента. Если таковые имеются, они затираются своими руками 180-й наждачной бумагой. Слой зачищенной поверхности обрабатывается грунтовкой глубокого проникновения.
На подготовленную таким образом поверхность наносится итальянская венецианская штукатурка Grassello Extra. Ее отличие от других материалов состоит в высочайшем качестве получаемого декоративного покрытия. Для придания мраморного оттенка использован тонер-концентрат PUFAMIX.
Непосредственно перед нанесением «венецианки» с помощью небольшого количества воды можно скорректировать вязкость смеси. Для качественного нанесения важно выдерживать правильное движение кельмы. На поверхность инструмента наносится небольшое (10-20 гр.) количество смеси и растирается по поверхности круговым движением, как бы описывая восьмерку. Излишки смеси убираются.
После нанесения всего объема декоративной штукатурки переходят к полировке. В мастер-классе полировка выполняется двумя проходами кельмой с 10-минутным интервалом. Полировка декоративной венецианки похожа на тщательное выглаживание кельмой заштукатуренной плоскости. Как видно из мастер-класса, при правильном выполнении полировки поверхность после высыхания приобретает характерный рисунок и блеск.
Завершающим этапом является нанесение на венецианскую штукатурку специального воска, по рекомендации мастер-класса лучше использовать Cera Antica Venezia (Extra). Работать необходимо быстро, так как поверхностный слой воска быстро высыхает. Расход в среднем составляет 30-35 гр на м 2 . Навощенную поверхность располировывают хлопчатобумажной салфеткой. На этом этапе есть возможность внести коррективы в цветовую гамму декоративной штукатурки, если добавить в восковую композицию тот же тонер, что и для самой штукатурки. Зачастую восковые покрытия выполняют более темными, чем основная часть декора, что позволяет получить интересный «глубинный» эффект, но это уже тонкости мастер-класса.
В этом мастер-классе не приводятся средства корректировки цвета, но они существуют. Чаще всего исправление возможно повторным нанесением воска, разогревом поверхности и новой полировкой стены.
Интересные объемные декоративные штукатурки
Кроме «венецианки», можно использовать очень простой и доступный в использовании вариант декоративной штукатурки под названием Травертино. Простой способ нанесения и песчано-известковая основа позволяют получить очень выразительные рельефные рисунки, зачастую даже двуцветные с серебристыми или золотистыми вкраплениями. Один из таких достойных вариантов приведен в мастер-классе на видео
Подведение итогов
Штукатурные композиции с использованием наполнителей, имитирующих старую древесину, отделочный камень или природные скалы, благодаря водостойким основам и лаковой защите вполне могут использоваться как для внутренних работ, так и для формирования наружной штукатурки стен дома. Стоят такие материалы дороже, работать с ними сложнее, но эффектность и выразительность полученного результата на порядок выше, чем у обычной кирпичной кладки из облицовочного материала. Тонкости работы можно изучить в хорошем мастер-классе.
Недостатком такой штукатурки является невысокая стойкость к морозу и влаге, поэтому наружные стены чаще всего декорируются штукатуркой «Короед», по-своему выразительной и красивой.
Декоративная штукатурка для «чайников»
Вид творчества/техника/стиль: декорирование стен фактурной штукатуркой
Материалы: грунт, штукатурка, краска, лак
Время работы: 5-7 дней
Сложность: 2
Данный мастер класс рассчитан не на профессионалов, а на тех кто любит делать эксклюзив своими руками, но специальными навыками, как и я, не обладает. В моем послужном списке (к моменту первой работы с декоративной штукатуркой) только шпатлевка стен на балконе и собственно все. да я и сейчас не далеко ушла в своих умениях…шпатель в руках держать умею, но не более . Впрочем я думаю это даже к лучшему…чем меньше мы умеем, тем более уникально получится наше будущее произведение
.
Материалы, которые требуются для декоративной штукатурки в основном импортные и стоят довольно дорого, поэтому прежде чем приступать к масштабным проектам лучше потренироваться на небольших панно, которые потом украсят ваш интерьер или послужат отличными подарками родным и друзьям .
Технология, которую я хочу описать не требует специальных художественных навыков, мы будем работать с трафаретом, ну а рисунок для трафарета можно всегда подыскать на просторах интернета.
Итак, материалы которые нам понадобятся:
- Грунт на кварцевой основе;
- Декоративная штукатурка;
- Лессирующая краска;
- Защитный лак (не обязательно);
- Материал для трафарета (например: линолеум, пленка, бумага).
- Шпатели металлические разного размера – 2 шт.,
- Шпатель резиновый;
- Нож канцелярский;
- Наждачная бумага;
- Материал для временной фиксации (например: двухсторонний скотч, специальная масса вроде пластилина для временной фиксации, силовые кнопки и т.д.);
- Кисть;
- Поролоновая губка.
На первом этапе необходимо очистить поверхность от пыли, загрязнений, остатков обоев, отваливающейся шпатлевки и т.д. и покрыть ее кварцевым грунтом. Я использовала для этого плоскую широкую кисть, можно использовать и валик, кому как удобно. Фото ведерка с кварцевым грунтом, который я использовала, ниже.
По инструкции производителя грунт должен высохнуть в течении 24-х часов и только по прошествии этого времени можно приступать к следующему этапу. Если вы по каким то соображениям решите сократить время высыхания, то выждите не менее 12-ти часов. Не торопитесь, мы ведь делаем красоту, которая будет радовать нас долгие годы .
После того как грунт высох следует нанести тонкий слой фактурной штукатурки. Я это делала металлическим шпателем, но можно сделать и резиновым, по моему для начинающих он удобнее. Фото ведра с фактурной штукатуркой ниже. У меня была итальянская фактурная штукатурка «Медитерранео», ведро весом 25 кг. У этого производителя меньше не бывает к сожалению, но есть российский аналог, там штукатурка расфасована в ведрах по 5 кг, к сожалению своего мнения об этой штукатурке сказать не могу, не пользовалась ни разу.
Итак наносим первый слой штукатурки…без «дыр», не добиваясь идеальной гладкости , экономя материал. На этом этапе можно создать легкую фактуру…кто умеет работать шпателем тот может им, кто не умеет может взять специальный резиновый валик с фактурой или обычную резиновую «дырявую» мочалку и «почпокать» по мокрой штукатурке, в общем тут фантазия безгранична . В конце МК будет понятно где все эти усилия могут пригодиться
.
Я этот этап пропустила. просто шпателем нанесла тоненько штукатурку и оставила высыхать. Время высыхания зависит от температуры у вас дома. У меня это заняло несколько часов при включенной сплит-системе.
После того, как первый слой штукатурки высох пришла пора заняться нашим будущим рисунком. Сразу хочу оговориться, что работа с каждым рисунком идивидуальна, каждый трафарет требует своего подхода в его наложении, нанесении штукатурки. В этом МК я буду описывать создание моего рисунка и постараюсь делать замечания о других возможных вариантах.
У меня уже был на стене рисунок на обоях ( http://www.livemaster.ru/item/203829-vse-dlya-interera-rospis-steny-teni ), я хотела сделать такой же, но декоративной штукатуркой, поэтому я аккуратно сняла обои стараясь не порвать мой рисунок, это был этап номер «ноль».
Если бы рисунка у меня не было, то после того как первый слой штукатурки высох мне следовало бы его нарисовать на бумаге (лучше использовать широкие полосы обоев), прикрепленной скотчем или силовыми кнопками к декорируемой стене. При нанесении рисунка можно использовать старый дедовский метод с расчерченным на квадраты эскизом и размеченной натянутыми нитками стеной на такое же как и эскиз количество квадратов и последовательно переносить изображение с каждого квадрата эскиза на соответствующий квадрат на стене. А можно поступить как предлагается в МК «Один из вариантов декора стен» ( http://www.livemaster.ru/topic/14806-odin-iz-variantov-dekora-sten-master-klass ) и использовать проектор. В общем тут на ваш вкус и возможности. Я когда то на обои переносила именно с эскиза по квадратам, долго и муторно, но о проекторе я тогда не знала, да и сейчас его у меня нет .
Итак, перенесли любым удобным способом изображение на стену, а точнее на бумагу, что прикреплена на стене, и не снимая ее начинаем вырезать те участки, которые у нас будут закрыты трафаретом, то есть участки нижнего уровня. Вырезаем один участок и тут же крепим его на место к стене материалом для временной фиксации, двухсторонним скотчем или силовыми кнопками. Обязательно вначале опробуйте свой способ крепления, чтоб у вас все не отвалилось еще до штукатурки. Я клеила на двухсторонний скотч для шероховатых поверхностей, никому не рекомендую, взялся так сильно что отдирала от стены ножом и остались черные пятна.
Итак, вырезали участок и прикрепили на стену…если бумага у вас тонкая, то после вырезания укрепим ее самоклеящейся пленкой, обрежем выступающие края и только после этого закрепим на стене. Поскольку у меня были толстые обои, покрытые до этого двумя слоями краски и слоем лака, то я их не укрепляла, и так прочно было.
После того как весь рисунок вырезан и наклеен, убираем те части трафарета, которые будут заполнятся штукатуркой (верхний слой), вот что у меня получилось:
Теперь пришло время самого важного этапа…нанесение верхнего уровня фактурной штукатурки. На этом этапе я использовала резиновый шпатель. Одной рукой придерживала трафареты, а другой наносила штукатурку в пару миллиметров толщиной. Можно сделать штукатурку и толще, но тогда будет больше отходов штукатурки, той что останется на трафарете.
Для более «высокой фактуры» можно использовать трафарет из линолеума, но я побоялась, что в моем случае тяжелый линолеум «поплывет» под весом штукатурки вниз. В случае панно, над которым можно работать в горизонтальной плоскости, я бы не задумываясь использовала именно линолеум. От отлично режется ножом и дает высокую фактуру. На вертикальной поверхности его можно использовать если ваш декор представляет собой отдельные выступающие элементы и у вас есть помощники, которые будут прижимать трафарет к стене пока вы будете наносить штукатурку.
Сразу «по сырому» трафарет нужно удалить. Если поверхность большая, то трафарет с участков, на которые нанесена штукатурка нужно удалять еще до окончания всей работы, как можно быстрее.
При удалении трафарета штукатурка будет как бы тянуться за ним и на краях образуются такие острые выступающие вверх пики, пусть высыхают, мы удалим их позже. Если штукатурка затекла под трафарет, то эти потеки лучше удалить сразу же, пока штукатурка еще не высохла, после высыхания она станет такой прочной, что их нужно будет срезать ножом.
Когда штукатурка нанесена, трафарет удален оставляем ее высыхать. Через несколько часов (зависит от толщины слоя) нужно пройтись металлическим шпателем по острым краям (тем что тянулись за трафаретом) и счистить их. Пока штукатурка не высохла окончательно эти острые края легко удаляются не повреждая основной узор.
После того как штукатурка высохнет окончательно, наступает момент когда вам обязательно понадобится помощник, лучше если это будет мужчина . На этом трудоемком этапе нужно будет шкурить поверхность, срезать лишние края и неровности, приближать нашу фактурную поверхность к совершенству
. Где-то нужно удалить потек, где-то пошкурить до гладкости, где-то подмазать штукатуркой. Тут важно не лениться и не бросать на полпути..лучше сделать перерыв до завтра, чем потом «любоваться» на следы своей усталости и лени
.
Пока я удаляла все лишнее моя поверхность стала грязной…в этом виноват двухсторонний скотч, которым я воспользовалась сгоряча и мне пришлось разбавить кварцевый грунт водой и еще раз пройтись по всей поверхности кистью, чтобы вернуть ей первозданный белый цвет.
Если вы будете аккуратны, то вам это не понадобится и сразу после «зачистки» можно красить! .
Для декоративной штукатурки используется полупрозрачная краска, у меня была итальянская, фирмы «Розетти», вот ее фото:
Я заколеровала краску в нужный мне цвет, но темнее чем хотела получить в итоге и разбавила водой по инструкции. Теперь можно наносить. Наношу широкой кистью сразу на большую часть поверхности чтоб было как можно меньше стыков (мест перехлеста краски). Через 5-7 минут после нанесения краски ее нужно стереть поролоновой губкой с выступающих элементов рисунка. Таким образом, я прокрашиваю участок стены, вытираю выступающие детали и перехожу к следующему участку.
После того как первый слой краски нанесен даю ему высохнуть и начинаю повторную окраску. Она может быть и не нужна, если плотность и цвет первого слоя вас удовлетворяют. Второй слой можно наносить как и первый, а можно иначе. Я решила прокрашивать второй раз только темные участки тонкой кистью.
После высыхания второго слоя я вижу, что темные места получились очень интенсивными по цвету и краска «забила» фактуру нижнего слоя (того самого слоя, о фактуре которого я говорила вначале). Пока кажется что нижний слой просто гладкий и скучный. Чтобы проявить его фактуру нужно частично смыть краску с нижнего слоя. Для этого я беру поролоновую губку пожестче и, прилагая силу, прохожу влажной губкой по темным местам стены. Вот тут то и проявляется фактура нижнего слоя . Ниже на фото видны соседние области, справа область до смывки (более темная), слева – после.
Таким образом, я получила менее контрастную стену, но контраста то мне хочется не меньше чем благородной потертости, которую я получила в итоге смывки, а значит надо брать наждачку и вперед, за контрастом . Аккуратно, чтоб не задеть темные «нижние» области стены, прохожу по светлым областям наждачной бумагой, выявляя наиболее выступающие или просто мне интересные места, вытираю их до белого цвета.
И все! Стена готоваJ. Можно любоваться .
А можно еще покрыть сверху матовым лаком, особенно это важно если ваша стена находится, например, на кухне, где есть риск ее испачкать. У меня стена в комнате, но я все равно решила, что покрытие лаком лишним не будет и покрыла свою стену одним слоем.
При нанесении лака не забываем, что он на водной основе и может растворить и потянуть за собой краску, поэтому по каждому участку стены проходим один раз и не более.
Вот теперь точно все! Можно вешать шторы, ставить мебель и отдыхать .
Надеюсь, что все понятно описала . Если есть вопросы – задавайте, постараюсь ответить
.