Виды и характеристики мозаики

Виды и характеристики мозаики

Мозаика oт лaт. “musium” oзнaчaeт “пoсвящeннaя музaм” — этo рисунoк, сoстaвлeнный из нeбoльшиx кусoчкoв или рaзличныx материалов.

Кaкиe сущeствуют виды мозаики?

— Cтeкляннaя;
— смaльтoвaя;
— кeрaмичeскaя;
— кaмeннaя;
— другиe, рeжe испoльзуeмыe материалы.

1. Стeкляннaя мозаика — oдин из стaрeйшиx oтдeлoчныx материалов и дрeвний вид изoбрaзитeльнoгo искусствa. С итaльянскoгo слoвo мозаика пeрeвoдится кaк слoжeнный из кусoчкoв . Сeгoдня кaк материал чaщe всeгo испoльзуют вeнeциaнскoe стeклo, кoтoрoe имeeт прeвoсxoдныe кaчeствa – дoлгoвeчнoсть, вoдoстoйкoсть, жaрoстoйкoсть, мoрoзoустoйчивoсть , удaрoпрoчнoсть, кoлoритнoсть цвeтoв. Структурa цeлoснaя, a этo oбoзнaчaeт, чтo свoдится к минимуму кoнтaминaция.

Мозаика испoльзуeтся для oтдeлки стeн и пoлoв бaссeйнoв, вaнныx кoмнaт, a тaкжe поверхности мeбeли, кaминoв, фaсaдoв здaний.

2. Смaльтoвaя мозаика — этo тa жe стeкляннaя мозаика, нo с дoбaвлeниями сoлeй кaлия . Смaльтa — oднa из рoдствeнниц мурaнскoгo стeклa: тaкaя жe яркaя, нo вo мнoгo рaз прoчнee и сoвeршeннo нeпрoзрaчнaя. Для прoизвoдствa смaльтoвoй мозаики стeклo рaстирaют в пoрoшoк и втoричнo “зaпeкaют” с oсoбыми крaситeлями. Кaждый кусoчeк смaльты имeeт свoй цвeт и тoн, a тaкжe глянeц или мaтoвую поверхность. Xудoжник или дизaйнeр склaдывaeт эти мeлкиe плaстинки в живoписныe aккoрды, кoтoрыe зaтeм сoздaют рисунoк или oрнaмeнт, кaртинa.

«Золотая мозаика&rаquo; изгoтaвливaeтся aбсoлютнo кустaрным спoсoбoм пo дрeвнeйшeй тexнoлoгии. Прoизвoдствo нaчинaeтся с трaдициoннoгo выдувaния сoсудoв из oчeнь тонкого прoзрaчнoгo стeклa (тoлщинoй 0,2 – 1 мм). Пoлучeнный тaким oбрaзoм бoльшoй «пузырь» нaзывaeтся soffione. Этo стeклo рeжeтся нa квaдрaтики рaзмeрoм примeрнo 10 x 10 см. Тaкиe плaстинoчки золотой мозаики нaзывaются «cartelline».

Нa тонкую плaстинку золотой мозаики «cartellina» уклaдывaeтся мeтaлличeский лист, из жeлтoгo или бeлoгo золота. Лист – этo тонкая фoльгa, пoлучeннaя oтбивaниeм мeтaллa вручную. Для примeрa, из 20 гр. золота пoлучaeтся 6 квaдрaтныx мeтрoв фoльги.

Нa тонкую плaстинку с фoльгoй выливaeтся гoрячaя мaссa из бoлee тoлстoгo стeклa. Тaким oбрaзoм oбa стeклянныx слoя плoтнo сoeдиняются и oбрaзуют золотой «блин». Пoслe этoгo золотые «блины» oтпрaвляются в oбжигoвую пeчь для зaкaлки. Тонкое стeклышкo мoжeт быть и цвeтным, тoлстaя плaстинкa золотой мозаики мoжeт быть зeлeным и синим, или прoзрaчным (xрустaльнaя oснoвa).

Поверхность золотой мозаики мoжeт быть глaдкoй или гoфрирoвaннoй. Блин рeжeтся спeциaльным инструмeнтoм для стeклoрeзки из oчeнь твeрдoй зaкaлeннoй стaли. Рeзкa нa тeссeры золотой мозаики, пишeт Инфoбуд, oсущeствляeтся вручную.

3. Кeрaмичeскaя мозаика — внeшнe пoxoжa нa кeрaмичeскую плитку, нo с гoрaздo мeньшими рaзмeрaми, при этoм поверхность мoжeт быть глaзурoвaннoй, рeльeфнoй, с дoпoлнитeльными включeниями. Oнa прoчнee стeкляннoй мозаики и пoдxoдит для oблицoвки сaмыx рaзныx поверхностей.

4. Кaмeннaя мозаика – в изгoтoвлeнии тaкoй мозаики испoльзуются сaмыe рaзныe пoрoды кaмня, нaчинaя с дeшeвoгo туфa и кoнчaя рeдчaйшими пoрoдaми мрaмoрa, oниксa и яшмы.Сooтвeтсвeннo, кaмeнь мoжнo пoлирoвaть, a мoжнo нoaбoрoт. Фoрмa чaстиц — пo вкусу.

Мрaмoрнaя мозаика.Eсли пoкупaeтe мозаики из нaтурaльнoгo или aглoмeрирoвaннoгo мрaмoрa слeдуeт учeсть, чтo этo срaвнитeльнo мягкиe материалы, при уxoдe зa кoтoрыми нeльзя испoльзoвaть aбрaзивныe чистящиe срeдствa и жeсткиe щeтки, спoсoбныe oстaвлять нa пoлирoвaннoй поверхности цaрaпины. Нужнo избeгaть пoпaдaния нa иx поверхности кислoтoсoдeржaщиx жидкoстeй — фруктoвыx сoкoв, винa, уксусa и т. д. Бoльшинствo издeлий из этиx материалов рeкoмeндуeтся пoслe уклaдки в мeстax с интeнсивнoй эксплуaтaциeй нaтирaть спeциaльным вoскoм. Исключeниe сoстaвляют aглoмeрaты нa oснoвe квaрцa.

5. Нeтрaдициoнныe материалы. Тут и дрaгoцeнныe материалы, и всeми увaжaeмый кeрaмoгрaнит. Кeрaмoгрaнит прoчнee, чeм прoстo кeрaмикa, и гoрaздo дeшeвлe. Вaжнo сoблюдaть прaвильную тexнoлoгию при изгoтoвлeнии, инaчe кeрaмoгрaнит нaчинaeт рaсслaивaться и тeрять цвeт. Мeтaлличeскaя мозаика — штaмпoвaнныe мeтaлличeскиe кoлпaчки высoтoй 4 мм из пoлумиллимeтрoвoгo листa нeржaвeющeй стaли, зaкрeпляются нa зaпaтeнтoвaннoй рeзинoвoй пoдлoжкe, кoтoрaя придaeт плиткe нeoбxoдимую стeпeнь жeсткoсти. Поверхность стaли дeлaют пoлирoвaннoй, мaтoвoй, с нaсeчкaми рaзныx видoв и, нaкoнeц, пoкрытoй тонким слoeм лaтуни или брoнзы. Этoт материал дoвoльнo дoрoгoй, нo из нeгo пoлучaeтся oтличный дeкoр.

Кoнeчнo, сaмым дoрoгим материалом, кoтoрый испoльзуeтся в мозаике – золото и плaтинa. Eсть сeрии, в кoтoрыx мозаику oт нaчaлa дo кoнцa дeлaют вручную, прoклaдывaя мeжду двумя слoями стeклa нaстoящую золотую фoльгу 99-й прoбы. Чaщe всeгo золотую мозаику испoльзуют пoштучнo, дeлaя встaвки. Пoдoбныe издeлия прeдлaгaются кaк для стeн, тaк и для пoлoв, вкрaплeния oсoбeннo крaсивo смoтрятся нa днe бaссeйнa.

Мозаика – виды, характеристики, область применения

Рынок стройматериалов не перестает удивлять даже самых требовательных потребителей новыми решениями. Все больше популярности приобретает среди них мозаика. Мозаичные композиции все чаще используются при оформлении, как квартир, так и частных домов.

Любая мозаика представляет собой рисунок, составленный из определенного количества небольших деталей.

На смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Фирм, специализирующихся на этом, сегодня масса. И каждая предлагает свои эскизы и сюжеты, которых в каталогах обычно сотни. Но если ни один не удовлетворил вкусам заказчика, могут использоваться и рисунки, предложенные самим заказчиком. Разумеется, художественная выразительность мозаичного панно достигается не только сложностью рисунка, но и разнообразием материалов, его составляющих.

Стеклянная мозаика

Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня – венецианское стекло. Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрин и перламутра.

Самая распространенная форма наборных элементов (их называют также модулями, чипсами, тессерами) – квадратная. Чем они мельче, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.

Смальтовая мозаика

Смальта – это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты.

Настоящая смальта выглядит очень достойно: ее легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Она имеет очень гладкую и приятную на ощупь поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик). Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, поверхность около бассейна, крыльцо).

Керамическая мозаика

Каремическая мозаика, вернее, ее чипсы внешне похожи на обычную плитку, в форме квадрата или прямоугольника, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать “спецэффекты” – кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная ею поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. У неглазурованной керамики – пористая структура, со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Впрочем, существует и малопористая керамика – монопрессокоттура.

Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь. Каменная мозаика. В ее производстве используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно “состарить” – тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы – от круглой до неправильной. Максимальный размер – 50 X 50 мм (в основном такие элементы применяются вне помещений).

При планировании покупки мозаики из натурального или агломерированного мрамора следует учесть, что это сравнительно мягкие материалы, при уходе за которыми нельзя использовать абразивные чистящие средства и жесткие щетки, способные оставлять на полированной поверхности царапины. Нужно избегать попадания на их поверхности кислотосодержащих жидкостей – фруктовых соков, вина, уксуса и т. д. Большинство изделий из этих материалов рекомендуется после укладки в местах с интенсивной эксплуатацией натирать специальным воском. Исключение составляют агломераты на основе кварца. Нетрадиционные материалы. Один из них – керамогранит, с удовольствием используемый в оформлении интерьеров. Керамогранит прочнее, чем просто керамика, и обходится гораздо дешевле, чем привозные материалы. Но если технология его изготовления соблюдалась не в полном объеме, со временем он начинает расслаиваться и терять цвет. Для мозаики используется и так называемый Metron – смесь кусочков авантюрина и разноцветного стекла, скрепленных специальным составом – легким, но очень прочным, водостойким, жаропрочным, устойчивым к перепадам температур. Metron прекрасно подходит для облицовки стен и полов, из него делаются столешницы, подоконники, плинтусы.

Металлическая мозаика

Металлическая мозаика появилась лишь несколько лет назад. Модули представляют собой штампованные металлические колпачки высотой 4 мм из полумиллиметрового листа нержавеющей стали. Они закрепляются на запатентованной резиновой подложке, которая придает плитке необходимую степень жесткости. Модули могут иметь разную форму, фактуру и даже цвет поверхности. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Поверхность стали делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы.

Металлизма довольно дорога: 1 кв. м – около $ 250-350. Но если использовать ее в качестве декора или для отделки небольших поверхностей, получится вариант “недорого и достойно” и при контролируемых затратах интерьер приобретет изюминку. Для отделки бассейнов существует специальная серия high tech из более коррозионно-стойкой “нержавейки”. Производители не рекомендует использовать ее для облицовки поверхностей, находящихся на улице. Золото и платина. Такой декор – бесспорный признак роскоши. Все фабрики, производящие мозаику, выпускают коллекции с желтым, белым золотом или платиной. Есть серии, в которых мозаику от начала до конца делают вручную, прокладывая между двумя слоями стекла настоящую золотую фольгу 99-й пробы. Очевидно, что и цена такого материала немалая – 2 евро за один сегмент (20х20 мм) или 3300 евро за 1 кв. м. Но выглядит она великолепно!

Чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Подобные изделия предлагаются как для стен, так и для полов, вкрапления особенно красиво смотрятся на дне бассейна.

Цветовая палитра и применение мозаики.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.

Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, – являются основным продуктом, поступающим к потребителям.

В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы – сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе – никогда.

Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.

Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других

Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) – это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.

Панно, выполненное в технике матричной сборки – это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.

Художественное панно – это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.

Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике – словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы. Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов.

Добавлено: 6.08.2017 20:57:02

Еще статьи в рубрике Выбираем современные отделочные материалы, полезные советы лидеров индустрии:

  • Смальта – форма, размер, цветовая гамма

Смальта – не что иное, как специальное цветное стекло. Наверняка каждый может себе представить картину, как на множество осколков разбивается обычное .

Материалы для садовых дорожек

Для создания садовых дорожек применяют самые разнообразные материалы: тротуарную плитку, натуральный или искусственный камень, гальку, щебень, дерево. Правильно подобранное покрытие способно .

Применение керамогранита

Керамический гранит производится в форматах от 10×10 до 60×60 см. Наиболее востребованными являются форматы 30×30 и 45×45 см. Традиционно керамогранит считается .

    Словарь отделочных материалов

    Адгезия. Способность вещества (материала) прилипать (приклеиваться) к поверхности другого вещества (материала). .

    Применение профнастила в строительстве и отделке, классификация профнастила

    Профлист и профнастил – один из самых экономичных видов металлопродукции. Он используется как прекрасный материал для строительства – при возведении стен, .

    Популярность профнастила постоянно растет. По данным Госкомстата РФ, сегодня структура потребления его в регионах России складывается следующим образом: лидерами продаж являются .

    Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьере

    На чтение: 8 минут Нет времени?

    Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

    Читайте в статье

    Что собой представляет мозаика

    Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

    Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

    Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

    Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

    История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

    Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

    Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

    Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

    В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

    Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

    Материалы для различных видов мозаики

    Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

    Стекло и смальта

    Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

    Благородная игра цвета стеклянной мозаики

    Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

    • долговечностью;
    • жаро- и морозоустойчивостью;
    • ударопрочностью;
    • водостойкостью;
    • богатством колорита.

    Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

    Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

    Керамика и металл

    Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

    Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

    Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

    Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

    Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

    Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

    Натуральный и искусственный камень

    Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

    Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

    Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

    Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

    Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

    Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

    Прочие материалы

    Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

    При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

    С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

    Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

    Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

    Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

    Основные способы мозаичной кладки

    Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

    Маркетри

    Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

    Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

    Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

    Интарсия

    Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

    Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

    Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

    Инкрустация

    Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

    Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

    Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

    Блочная мозаика

    Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

    Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

    Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

    Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:

    Мозаика в интерьере

    Мозаика на протяжении тысячелетий служит человеку для обустройства и украшения своего жилища. И сейчас в двадцать первом веке, этот материал по-прежнему актуален и востребован. Теперь мозаика уже утратила оттенок элитарности и стала доступна всем, радуя нас своей красотой, функциональностью, надежностью и долгим сроком службы.

    Что такое мозаика

    Мозаика – это вид отделки поверхности стен, пола, потолка, элементов интерьера, сантехнических изделий, бассейнов и других предметов нашего жилого дома и повседневного обихода. Мозаика формируется укладкой разноцветных или одноцветных, небольшого размера прямоугольных (чаще всего квадратных), ромбических или овальных пластин на специальный клей, который наносится на покрываемую поверхность.

    Виды мозаики

    Исходными материалами для элементов мозаики служат керамическая плитка или керамогранит, натуральный камень, стекло, смальта, дерево, металл и некоторые другие. Мозаичные поверхности отличаются влагостойкостью (при применении определенных клеевых составов и водонепроницаемостью), прочностью, долговечностью, морозостойкостью, устойчивостью к широкому диапазону температур и агрессивных сред, износостойкостью, красотой и внешней привлекательностью.

    Стеклянная мозаика – это самый популярный вид мозаики. Она отличается относительной прозрачностью и большим разнообразием цветов и оттенков, включая металлические. Этот вид мозаики непроницаем для воды, устойчив к любым агрессивным средам, морозостоек, прочен и долговечен. Большим плюсом является и доступная цена.

    Мозаика из смальты. Смальта – это непрозрачная разновидность стеклянной мозаики. Смальта характеризуется интенсивной окраской по всему объему материала, цвета имеет очень глубокие, как бы светящиеся изнутри. Из-за особенностей технологии производства кусочки смальты одного цвета всегда отличаются друг от друга неуловимыми оттенками и из-за этого выглядят чрезвычайно красиво. Разнообразие цветов очень велико. Единственный недостаток этого материала – высокая цена.

    Керамическая мозаика и мозаика из керамогранита представляют из себя кусочки керамической плитки уменьшенного, по сравнению с обычными размерами. При этом используется специальная глазурь и наполнители для увеличения морозостойкости, водонепроницаемости и прочности. Диапазон цветов не такой богатый, как у стеклянной мозаики, она менее прочная и долговечная. Тем не менее с ее помощью удается создавать красивые и функциональные мозаичные поверхности. Невысокая цена также придает ей дополнительную привлекательность.

    Металлическая мозаика. Как ясно из ее названия производится из металла. Чаще всего это нержавеющая сталь, бронза, алюминий, латунь. Выпускается как в матовом так и глянцевом исполнении. Особенно выигрышно смотрится в интерьерах типа хайтек. Так же хорошо смотрится при сочетании с другими видами мозаики.

    Деревянная мозаика применяется для отделки стен или в виде инкрустаций для пола из наборного паркета. Для придания влагостойкости необходимо обрабатывать лаком или специальными составами.

    Мозаика из натурального камня. В этом виде мозаики используются кусочки камня разнообразной формы или природная галька. Отличается прочностью, долговечностью, морозостойкостью, неповторимостью цвета и структуры.

    Места применения мозаики

    Мозаика применяется как внутри жилых помещений, так и вне их, то есть на улице. При наружном применении наиболее часто используют мозаику при декорировании открытых уличных бассейнов, садовых дорожек, фундаментов и наружных стен дома. Внутри жилых помещений традиционные места использования мозаики – это ванные комнаты, туалеты и кухни.

    Мозаика на улице

    С самых древних времен стены, фасады, фронтоны, наличники, входные группы домов украшались мозаикой. В наших условиях долгих зим и больших перепадов температур – это накладывает дополнительные требования к применяемым материалам. Здесь будут уместны натуральный камень, стекло, смальта, нержавеющий металл. При выкладке композиции из натурального камня используют элементы квадратной формы, размер которых составляет от 10х10 мм и до 50х50 мм или прямоугольные элементы 10х20 мм, 20х30 мм, 20х40 мм и т.д. Толщина каменной мозаики зависит от производителя и составляет 8 -20 мм. Материалом служат гранит, базальт, оникс, кварцит, мрамор, доломит, травертин, известняк и другие виды камней. Применяемые элементы могут быть матовыми, глянцевыми, шероховатыми – это зависит от способа обработки поверхности.

    Бассейны

    Бассейны также являются традиционным объектом применения мозаики, еще со времен Древнего Рима с его роскошными термами с кальдариями и фригидариями. Для облицовки бассейнов используют керамическую мозаику, мозаику из керамогранита, стекла и смальты. Самым дорогим материалом является смальта – это окрашенное по всему объему цветное стекло, из-за высокой стоимости смальту часто чередуют с другими материалами. Чаще всего можно встретить мозаику, выполненную в холодной гамме с различными оттенками основного цвета. Укладывается мозаика на водонепроницаемый, морозостойкий клей (в основном белого цвета). Срок службы стеклянной плитки очень большой, это материал совершенно не поглощает воду, благодаря небольшому размеру элементов им можно облицовывать криволинейные поверхности. При облицовке бассейнов мозаичной керамической плиткой используют специальные сорта с малым водопоглощением и повышенной морозостойкостью.

    Фасады

    Полностью, облицованные мозаикой фасады зданий встречаются редко, в основном ее применение связано с эстетической составляющей, когда декорируются отдельные элементы или выполняется художественное панно. Тем не менее, мозаичное покрытие фасада представляет собой надежную защиту от любых неблагоприятных воздействий окружающей среды – очень прочное, жесткое, влагостойкое, долговечное и невыцветающее на солнце. Мозаика на фасаде жилого дома придаст ему неповторимую индивидуальную изюминку, сделает его облик единственным и неповторимым.

    Мозаика внутри помещений

    Ванная комната

    Самое популярное место применения мозаики в жилом доме – это ванная комната. Мозаика великолепно смотрится и на полу, стенах, экранах для ванны и раковины. Часто она служит эффектным средством выделить какой-либо элемент конструкции. Материалы элементов мозаики самые разнообразные, так как тут нет никаких ограничений по морозостойкости. Вид, цвет, материал мозаики являются определяющими в создании стилевого решения оформления помещения. Многое здесь зависит не только от качества материала и аккуратности, проявленной при его укладке, но и от художественного вкуса и опыта дизайнера интерьеров, к которому рекомендуется обратиться, если вы не полностью уверены в своих силах.

    Туалет

    Туалетная комната нуждается в отделочных материалах, которые легко чистятся и моются, часто агрессивными дезинфицирующими растворами, не впитывают в себя запахи и кроме того являются долговечными и эстетически привлекательными. Покрытия из мозаики удовлетворяют всем этим критериями и как нельзя лучше подходят для туалета. Мозаика может использоваться как для пола, так и для стен. Если у вас туалетная комната маленькой площади, то будет уместен одноцветный или двухцветный строгий стиль оформления.

    Кухня

    Кухни – помещения достаточно большой площади, с окнами и хорошим освещением. Они предоставляют возможность самого разнообразного оформления с использованием мозаики. Стили также могут быть самыми разными – хайтек, кантри, прованс, классический стиль. Для каждого стиля будет уместен свой вид мозаичного оформления. Так для кухни хайтек, подойдут яркие, глянцевые цвета, часто с контрастными переходами. Материалами могут служить металл, стеклянная мозаика, насыщенная цветом смальта. Уместен и натуральный природный камень, например, глянцевый полированный гранит или оникс, которые позволяют создавать неповторимые композиции.

    Для классической кухни более уместными будут пастельные, матовые тона, хорошо гармонирующие с натуральным деревом, применяемым для кухонных мебельных фасадов. Хорошо подойдет мозаика из керамики, керамического гранита, прозрачного или окрашенного в теплой гамме стекла. Область применения мозаики на кухне – это стены, традиционные фартуки, столешницы, барные стойки, разделительные элементы – перегородки, колонны, скругления.

    Мозаика в гостиной

    Все большее применение мозаика находит и в гостиных. В большинстве случаях она выполняет эстетическую функцию, украшая помещение, способствуя релаксации и восстановлению сил после рабочего дня. Здесь уместны настенные и потолочные панно, обязательно сочетающиеся с общем стилем оформления помещения. Если в гостиной имеется камин, то мозаичное оформление позволит сделать на него акцент и выделить из окружающего пространства. Эффектно смотрится стена, целиком выложенная из мозаики и подсвеченная специальными светильниками. Стеновые ниши и перегородки также являются излюбленными местами применения мозаики.

    В гостиной находит свое применение и такой классический вид оформления интерьера гостиной как мозаичный паркет из деревянной мозаики. Он применяется, когда пол покрывается наборным однотонным паркетом. Мозаичные элементы отличаются размером и цветом от основной композиции и встраиваются в основной массив поверхности пола на определенных его участках. За счет этого достигается великолепный эстетический эффект – пол как-бы оживает и играет совершенно новыми красками.

    В этой статье мы рассмотрели далеко не полный спектр применения удивительного по своей красоте и функциональности вечно молодого и востребованного материала. Мозаика становится все популярнее и доступнее для самого обычного потребителя. Из традиционных сфер своего применения она переходит в новые и необычные, а это означает, что она по-прежнему будет украшать наши жилища, на отлично выполняя свое назначение.

    Мозаика – уникальный дизайнерский инструмент дал создания интерьера

    В традиционном исполнении мозаика – это наборной рисунок из твердых маленьких фрагментов. На сегодня встречается мозаика, где главной привлекательной чертой выступает не изображение, а объемный узор, созданный поверхностью, или игра света и тени в полупрозрачном материале.

    Неудивительно, что это решение пользуется такой популярностью при оформлении интерьеров. И данная статья поведает вам о дизайне плитки, о том, как выбрать и положить мозаику, а также о других важных моментах.

    Что такое мозаика

    Сегодня мозаикой правильней назвать поверхность, образованную твердыми элементами небольшого размера. Причем элементы эти могут иметь разную или одинаковую форму, разный или одинаковый размер, фактуру, цвет, рисунок, способ укладки, объем и даже сам материал элементов может быть разным. Классифицировать мозаику сложно даже приблизительно.

    Различают 2 основных вида мозаики.

    • Фоновая – не создающая рисунок, изображение или орнамент. Исключение составляет объемная мозаика, плитка которой может составлять собой 3 D-узор. Размер, форма, способ обработки поверхности и цвет варьируются в очень широких пределах. При этом соблюдаются некоторые ограничения: так, при разной форме и размере плитку предпочтительнее подбирать одного цвета. При смешении элементов разного цвета, форма и объем должны быть одинаковыми и так далее. Допускается и хаотическая укладка, но обычно при участии природного материала – наподобие гальки. Упорядоченное расположение, все же, предпочтительнее.
    • Мозаичное панно – изображение с простым или сложным сюжетом, а также растительные, геральдические и даже геометрические орнаменты. Панно предполагает использование как минимум 2 цветов, обычно выкладывается из элементов одинаковой формы и размера, но необязательно. Так, римская мозаика предполагает применение фрагментов любой формы, а русская, наоборот, формируется таким образом, чтобы все панно воспринималось как монолитный материал.

    Создание мозаичного панно занимает намного больше времени, требует больше сил и стоит заметно дороже, вне зависимости от используемого материала.

    О том, как правильно класть плитку и мозаику, расскажет это видео:

    Ее разновидности

    Внешний вид и пользовательские характеристики мозаики в основном определяются используемым материалом. По этому признаку существует наиболее распространенная классификация.

    Стекломатериалы

    • Стеклянная – на редкость красивый и практичный материал. Кроме того, что стекло преломляет свет, создавая изумительную игру, оно же отличается абсолютной водостойкостью, стойкостью к истиранию, гигиеничностью и пожаробезопасностью. Материал не боится температуры, пара, влаги, света и любых химически активных веществ. По сути, это наиболее универсальный отделочный материал. Стеклянная мозаика одинаково хороша и фоновая, и в виде панно. Кроме того, именно здесь рельефная поверхность особенно выразительна и красива.
    • Смальта – разновидность стеклянной мозаики, но не прозрачная. Смальта окрашивается солями металлов и обладает специфическим эффектом свечения. Мозаичные панно из смальты на редкость декоративны. Пользовательские свойства смальты такие же, как и у стекла, она ни в чем не уступает ни по водостойкости, ни по долговечности, ни по гигиеничности.
    • Зеркальная – тоже является вариантом стеклянной. Ее особенность – в возможности отражать не только свет, но предметы, что позволяет визуально заметно изменить пропорции комнаты. Зеркальная мозаика может быть только фоновой. Зеркальные плитки более хрупки, крайне чувствительны к абразивам и имеют неприятную особенность: при постоянной высокой сырости зеркало мутнеет. Поэтому, например, укладывать зеркальную мозаику в ванной без вытяжки невыгодно: отделка быстро выйдет из строя.

    Фото мозаики в гостиной

    Другие изделия

    • Керамическая – материал, отличающийся в буквальном смысле слова неограниченными возможностями. При этом укладка его проще, чем стеклянной мозаики, цветовая гамма богаче, разнообразие фактур больше и так далее. Разнообразие материала приводит к одной особенности при выборе: чтобы подобрать отделочный материал для пола, стены на кухне или потолка в ванной необходимо учитывать все показатели: класс истираемости, класс морозостойкости, уровень стойкости к химическим веществам и так далее.
    • Каменная – древнейший способ украшать пол и стены. Материалом для мозаика служит буквально любой камень, даже искусственный – бетон и кирпичине осколки, хотя для внутренних комнат предпочитают облицовочные материалы. Каменная мозаика намного сложнее в укладке, но обычная фоновая выпускается в привычном виде – модули на сетке, и легко укладывается. Характеристики каменной мозаики зависят от вида и свойств камня, так что, подбирая отделку, здесь тоже приходится учитывать разнообразие качеств. Так, песчаник мало подходит для отделки фартука, так как слишком пористый, а отделывать мраморной мозаикой пол в прихожей можно лишь в очень богатых домах: мрамор впитывает грязь и нуждается в периодической полировке.
    • Металлическая – самый «молодой» материал облицовки. Чипсы для мозаики изготавливают из нержавеющей стали, алюминия, реже из меди. Возможно напыление из латуни, бронзы, а также серебра и золота. Металлическая мозаика отличается самой бедной цветной гаммой, но привлекает специфическим металлическим блеском и фактурой поверхности: гладкой, матовой, рельефной, с рисунком и даже изображением наподобие чеканки. Материал выпускается только в виде мозаичного модуля на резиновой подложке. Облицовывать им можно и ровные, и сколь угодно криволинейные поверхности.
    • Деревянная – весьма оригинальное решение для интерьеров в стиле лофт, рустик, охотничий, а также техно и даже хай-тек. Изготавливают мозаику из шпона твердых пород: мягкие слишком быстро изнашиваются. Чаще всего это микс из дерева разных пород и цвета, но встречаются и более необычные формы, например – поперечные срезы ствола. Очень часто деревянная мозаика укладывается не в одной плоскости, а так, чтобы плитки отклонялись от плоскости в разные стороны. Такая структурированная поверхность весьма эффектна.

    Состав и структура

    • Основой любой мозаики является чипс – мозаичный элемент. Размеры чипсы колеблется от 1*1 см до 10*10 см, но наиболее распространен размер 5*5 см. При таких параметрах одинаково хорошо смотрится и однородный цвет, и цвет с включениями – имитация камня, и изображение.
    • Мозаика может выполняться как из плиток одинакового размера, так и разного. Комбинация разноразмерных чипсов эффектна в любом исполнении – керамическая, стеклянная, металлическая мозаика.
    • Форма чипсов ограничивается лишь возможностями материала. Традиционная – квадратная или прямоугольная плитка, сегодня активно замещается треугольной, овальной, круглой, многоугольной, неправильной или очень сложной формы.

    Все больший интерес вызывает плитка объемная с 3D-эффектом. При этом чипс сам по себе может иметь законченную объемную форму – имитация гальки или кирпичика, например, а может представлять собой элемент объемного узора, который формирует вся мозаика.

    Цветовая гамма включает все возможные на свете оттенки. Это не преувеличение: одна только смальта может иметь до 10 тыс. цветов. При таком изобилии важным является не столько найти цвет, сколько не допустить излишней пестроты, тем более в современных минималистских стилях. А поэтому все цветовые решения для мозаики разделяют на несколько категорий:

    • одноцветная – гораздо интересней, чем кажется на первый взгляд, так как при одинаковом цвете позволяет использовать чипсы разных размеров, формы, фактуры и даже с разным способом укладки;
    • микс – набор плиток 2–4 оттенков, расположенных беспорядочно по отношению к цвету. Как правило, микс состоит из чипсов одинаково размера и формы, хотя бывают и исключения;
    • градиент – здесь одинаковость размера и формы обязательна, а вот цвет плитки, включая 2–4 оттенка, подбирается так, чтобы плавно изменяться от одного края мозаики до другого;
    • панно – сюжетный рисунок или орнамент. Цвет, форма и размер чипсы подбираются в соответствии с изображением. Объемная форма и необычная фактура не приветствуется, поскольку оттягивают внимание от рисунка.

    О производстве мозаики своими руками и при помощи заводского оборудования поговорим далее.

    Мозаика для бассейна

    Производство

    Технология изготовления чипсов зависит от материала. Однако некоторые общие принципы производства выделить можно. По этому признаку различают следующие методы.

    • Изготовление в формах – таким образом получают стеклянную, керамическую плитку, да и металлическую. Приготавливается исходное сырье, прессуется в форме и обрабатывается при соответствующей температуре и давлении соответствующими реагентами. Зачастую, характер поверхности определяется на стадии изготовления.
    • Нарезка – по такой технологии изготавливают смальту и деревянную мозаику. Цветное стекло при обжиге получают в виде неправильной формы лепешек, которое затем нарезают брусками одинакового размера. Деревянная мозаика нарезается из шпона. Керамогранитную плитку получают аналогичным способом: нарезают по размерам из облицовочного листа.
    • Раскалывание – таким образом получают каменную мозаику, причем именно для панно. Раскол камня – отделочного, обычного, полудрагоценного, производят специальным инструментом. Кусочки зашлифовывают для получения необходимой формы. Если каменная мозаика укладывается чипсами правильной формы, то они нарезаются из пластин. Полученные всеми этими способами чипсы могут использоваться по-разному. На деле в продажу мозаика поступает в двух видах.
    • Мозаичный модуль – готовый набор чипсов, закрепленных на гибком основании. Стандартные размеры модуля – 30*30 см. Изделие приклеивается на стену, пол или потолок, так что монтаж покрытия труда не составляет. Мозаичные модули могут быть 2 видов:
      • на полимерной сетке – чипсы приклеены задней стороной на полипропиленовую монтажную сетку. Закрепляют модуль сеткой на стену. Нежелательно его применять для отделки криволинейных поверхностей, так как полимерная сетка может не выдержать нагрузки и треснуть;
      • на бумажное основе – чипсы в зеркальном порядке закреплены лицевой стороной на бумагу. Такой модуль укладывают на любую поверхность. плиткой на стену. После высыхания клея бумагу просто удаляют.
    • Мозаичное панно собирается из отдельных кусочков стекла, камня, керамики и так далее. Основой панно является рисунок, разделенный на советующие цветные фрагменты, по размерам и оттенкам которых и подбирается необходимый элемент. Это тяжелый и долгий ручной труд. Собирается мозаика на какое-то твердое основание, а затем панно целиком складывается из таких фрагментов.

    Существуют некоторые ограничения, связанные с характерам материала. Так, металлическая мозаика выпускается только в виде модулей. А каменная не может иметь бумажную основу, так как вес материала слишком велик.

    О том, как самостоятельно сделать мозаику для садового декора, расскажет данное видео:

    Применение изделий

    Главная задача мозаики – украшение. Что именно украшать – не суть важно. К наиболее древним представителям этого прикладного искусства относят галечную мозаику, которую выкладывали во дворах и садах.

    Наборной рисунок такого рода может украсить и подъездную дорожку, и лестницу, и пол в торжественном зале, и стену в ванной, и столешницу красного дерева, и любую архитектурную деталь на фасаде здания и так до бесконечности. Количество всевозможных материалов, используемых для создания мозаики, вполне позволяет подобрать вариант для любых условий.

    Отделка может решать и дополнительные дизайнерские задачи:

    • акцентирование – и узор, изображение, и фактура притягивают внимание к объекту, украшенному таким образом. А это смещает смысловой центр интерьера. Красивый микс на стене в кухне отвлечет внимание от изобилия громоздкой техники, а украшенная таким образом арка у входа «замаскирует» любые огрехи фасада;
    • структурирование – упорядоченное расположение небольших элементов превращает плоскую стену в некоторую структуру. Стена или любая другая плоскость при этом зрительно отодвигается, что позволяет сделать комнату визуально больше или изменить ее пропорции;
    • зонирование – вертикальная или горизонталью мозаичная полоса четко разделяет пространство на зоны, нужда в физическом препятствии – перегородка, ширма, отпадает;
    • изменение пропорций – добиться заметного поднятия потолка или расширения комнаты можно, использовав правильное распределение цвета. Лучшим инструментом в этом смысле является градиент: плавный переход оттенка от пола до потолка или от стены до стены создает нужное впечатление.

    Далее мы расскажем вам о том, бывает ли недорогая мозаика.

    Мозаика для бани

    Советы по экономии при покупке

    Мозаика – не дешевый способ отделки, так что в любом случае расходов требует ощутимых. Уменьшить их в какой-то степени можно, но с учетом множества факторов.

    • Мозаичные модули всегда намного дешевле, чем мозаичное панно. И не обязательно, что декоративность сетки окажется недостаточной – вариантов тут масса. Однако при замене или частичной замене панно фоновой плиткой сумма экономится существенная.
    • Стоимость материалов очень сильно отличается: к наиболее доступным по цене относится керамическая, и, как ни странно, стеклянная. Смальта, каменная и металлическая мозаика намного дороже. Выбор же у керамики и стекла огромнейший, так что найти соответствующий по цвету, фактуре и форме материал можно всегда.
    • Цена на керамическую плитку и мозаику зависит от характера керамики и в некоторой степени от ее пользовательских характеристик. Напольная плитка и мозаика в любом случае дороже, чем настенная, а керамогранитная дороже, чем котто. Однако при попытке экономить не стоит забывать о назначении: если отделывается пол, сэкономить, подобрав настенную плитку, не удастся.
    • Известные бренды и производители всегда выше в цене. Керамический и особенно стеклянный материал китайского производства по декоративным, а часто и пользовательским качествам мало уступает итальянской продукции. Российские изготовители также составляют здесь испанцам и итальянцам заметную конкуренцию, а по стоимости отечественный продукт намного доступнее.
    • Каменная мозаика отличается очень широким ценовым диапазоном. Здесь можно уменьшить расходы за счет выбора более дешевого камня или даже его имитации. Так, керамогранит, изображающий «мрамор» от настоящего отличить сложно, а его прочность и гигиеничность даже выше.
    • Имитация мозаики также может сослужить добрую службу. Предпочтение отдается керамической плитке, воспроизводящий мозаику: пластиковая отделка недолговечна и с ролью имитатора не справляется.

    Мозаичная отделка – один из самых древних способов украшения помещения, остающийся актуальным и по сей день. Слишком уже эффектен и изыскан узор из каменных, стеклянных или керамических кусочков.

    Важные советы по использованию мозаики и ее укладке представлены в данном видео:

    История мозаики. Красота изнутри

    Мозаика — как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.

    Смальта — кусочки прямоугольной формы разноцветного, плотного и непрозрачного стекла. Самые ранние образцы создания мозаики из смальты относятся к 4 веку до нашей эры.

    По составу такое стекло почти не отличалось от обычных сортов современного стекла. Песок, используемый при его производстве, имел примеси, которые придавали стеклу зеленоватый или грязно-синеватый оттенок, но спустя примерно 200-150 лет до нашей эры было получено прозрачное стекло, и примерно в то же время была налажена технология прессования стекла в открытых формах и уже в 1 веке нашей эры технология производства стекла стала более доступной. Начались эксперименты с формой и цветом стекла, а спустя несколько веков палитра непрозрачного стекла — смальты насчитывала уже тысячи цветов и оттенков.

    К новым и нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.

    Мозаика в том виде, в каком мы ее привыкли видеть в наше время, за могие тысячилетия прошла немало школ и этапов развития в технологии своего производства. В настоящее время под мозаикой чаще всего подразумевают отделочный материал, состояший из множества одинаковых по своей форме и цвету кусочков, упорядоченных в неком интересном рисунке.

    История появления мозаики уходит своими корнями в глубокую древность. Невозможно точно определить где именно она появилась, и какая цивилизация начала ее использовать первой. Известно, что уже в древне шумерских городах она использовалась для украшения храмов и изготавливалась из обожжённой глины. Дошедшие до нас шедевры были созданы за 4 тыс. лет до н.э. Мозаичные украшения присутствуют и в усыпальнице египетского фараона Тутанхамона (15 в до н.э.).На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

    Самый сложный способ получения мозаики использовали флорентийские мастера — для своих произведений они использовали природную красоту рисунка камня. Тщательный подбор оттенков, идеальным соединением швов, создавался потрясающий по своей красоте колорит флорентийской мозаики. К концу XVI столетия полностью сформировалась флорентийская техника выполнения картин и до наших дней в ней не наблюдается особых изменений.

    В качестве материалов для флорентийской мозаики использовались такие камни как малахит, тигровый глаз, авантюрин, агат и многие другие. Применение разнообразных камней, как драгоценных так и полудрагоценных, было принято для оформления мебельных фасадов, различных столешниц, различных дверей, отделки каминов и даже в оформлении шкатулок. Темой для таких картин могли быть узоры из цветов, либо фигурки различных животных, людей, птиц, или пейзажи и различные библейские сюжеты.

    Способы укладки

    При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

    Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

    Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

    Укладка мозаики на бумаге

    Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.

    Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

    Укладка мозаики на сетке

    В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

    Виды мозаики

    По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

    4. Блочная мозаика

    Теперь про каждый из них немного поподробней.

    Паркетри

    При укладке используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном полотне, представляет узор или абстракции.

    Заранее на бумаге или ином материале наносится рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями. Если кусочки имеют собственную структуру, то нужно одновременно учитывать фон и рисунок, что орнаментный набор был грациозен.

    Наиболее часто из материалов используют, смальту, и дерево, обычно из очень дорогих пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево). В таких картинах, очень часто употребляют вставки металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.

    Интарсия

    При интарсии мозаичная картина приминает вид фигурного изображения, узоры из различных материалом и форм укладываются. Особенностью укладки является, что отдельные пластинки подгоняются друг к другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур. Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.

    Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.

    Инкрустация

    Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном уровне с поверхностью.

    Существует также имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.

    Блочная мозаика

    Блочная мозаика — это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.

    Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.

    Устройство пандуса для инвалидов — СНиП, параметры

    Ширина и длина пандуса — важные критерии, нормативы по которым закрепленны в СНиПах и ГОСТах на проектирование и строительство пандусов в Российской Федерации. Рассмотрим эти понятия подробно.

    Уклон и размеры пандусов для инвалидов по СНиП

    Пандусы для инвалидов должны отвечать множеству требований. К примеру, иметь определённую ширину и уклон конструкции, а также оборудоваться перилами установленной формы. Эти и другие важные моменты регламентируются СНиП – строительными нормами и правилами.

    Существующие виды пандусов

    По конструктивным вариантам установки все пологие спуски можно разделить на стационарные и съемные, предназначенные для временного пользования. Стационарные сооружения могут иметь капитальную фиксированную или откидную конструкцию. Неподвижные пандусы для инвалидов в общественных зданиях устанавливают на входах, подъемах на первый этаж и в местах общего пользования.

    Откидные системы используют в подъездах или на других лестничных спусках небольшой ширины и длины. В этих случаях поворотные пандусные листы или рамы устанавливаются вертикально у стены, закрепляются защелкой и опускаются в рабочее положение только при необходимости проезда инвалида.

    Телескопический пандус.

    Съемные модели применяются в качестве мобильных съездов для установки в любом месте при необходимости. Наиболее распространены три переносные конструктивные версии:

    1. телескопические пандусы для инвалидов, с возможностью регулировки по длине;
    2. раскладные рамповые, отличающиеся набольшим весом;
    3. складываемые в рулон ролл-пандусы, легко помещающиеся в багажнике легкового автомобиля.

    Рампа.

    В качестве отдельной разновидности следует упомянуть о выдвижных конструкциях, установленных на общественном транспорте. Привести в действие такое устройство можно путем простого нажатия кнопки или это сделает водитель транспортного средства со своего места.

    Ролл пандус.

    Терминология

    В СНиП используется множество названий тех или иных вещей. Поэтому для большей наглядности и понимания документа стоит обозначить следующие термины:

      адаптированный вход – специальный въезд для инвалидов, оборудованный пандусом;

    Адаптированный вход для инвалидов.

  • бордюр, перила – боковые ограждения конструкции, облегчающие подъём;
  • габариты – размеры изделия (например, высота, длина, и т. д.);
  • инвалид (здесь) – человек с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • марш – расстояние между двумя площадками;

    Пандус с двумя маршами.

  • пандус – сооружение (спуск) для инвалидов с определённым наклоном, предназначенное для перемещения с одной горизонтальной поверхности на другую;
  • пиктограмма – знак, символьное обозначение;
  • поперечный уклон – угол наклона, перпендикулярный направлению движения;
  • продольный уклон – угол, параллельный направлению движения.

    Поперечный и продольный уклон.

    Что такое аппарель и разные виды пандусов

    Аппарель и пандус — это одно и то же, имеют одинаковое определение, как наклонные платформы, рампы или площадки, соединяющие две горизонтальные поверхности различной высоты. Понятие пандус, применимое для инвалидных и детских колясок привилось к устройствам из двух металлических полозьев. Аппарелью чаще называют одну или две широкие платформы. Но разницы между устройствами практически не существует.

    Любой из обустроенных видов пандуса (аппарелей) для детских или инвалидных колясок обязан соответствовать основным требованиям ГОСТа, СНиПа Российской Федерации. С другой стороны, сооружение не должно представлять опасность для жизни, здоровья, имущества других людей, особенно пожилых, которые также относятся к маломобильной группе населения. Некоторые виды наклонных приспособлений для колясок становятся причиной серьезных конфликтов между жильцами многоэтажек, другие отвечают всем требованиям безопасности обеих сторон.

    Аппарель в многоэтажке

    Несъемные устройства

    1. Стационарные пандусы устанавливаются на ступенях с учетом архитектурных особенностей здания и условий местности. Сооружаются из металлоконструкций или бетона, могут быть одно и двухпролетными, должны обязательно иметь перила. Далеко не всегда отвечают требованиям стандарта и мерам безопасности.

    Откидные пандусы могут складываться и не находятся на лестничном пролете постоянно. Эта жесткая конструкция с помощью петель поднимается вертикально и фиксируется у стены или перил защелками. Устройство, установленное в многоквартирном доме, дает свободный проход по лестнице и доступ к перилам остальным жильцам. Откидные устройства также используются в общественном транспорте. К сожалению, прочные и легкие модели, выполненные из алюминия, становятся объектами хищения охотников за цветными металлами.

    Съемные устройства

    1. Раздвижные телескопические пандусы — это легкие, переносные универсальные конструкции в виде двух отдельных аппарелей. Вес и размеры в собранном и разобранном виде для разных моделей отличаются, но все они сделаны из прочного материала, преимущественно алюминия, с нескользящим покрытием и выдерживают вес 200–400 кг.

    Приспособления подойдут для лестницы, заезда в транспорт, других, недоступных для инвалидной коляски возвышенностей. Раздвигаются на необходимую длину, в отдельных случаях (преодоление порогов) их можно использовать неразложенными. Раздвигаясь длиной до 3,5 м, в собранном виде они очень компактны, в среднем 1,5 м.

    Раздвижной телескопический пандус

    Ролл пандусы становятся все популярнее из-за простого приведения их в рабочее положение и компактности в сложенном виде, когда они свернуты в удобный для хранения рулон. Это может быть одна сплошная или две аппарели. Конструкции легкие, прочные, безопасные в любую погоду. Сделаны пандусы из отдельных модулей, потому их можно легко удлинять или укорачивать самому. Сейчас это самый удобный и простой вид аппарелей для инвалидных колясок. Часто применяется в местах публичных мероприятий.

    Пандусы для порогов — устройства небольшие, могут быть сделанным из металлического листа для конкретного порога или быть раскладными, подходящими для различных небольших возвышений.

    Пандус для порогов

    Нормативные размеры и конструкции

    Высота подъема одного пролета — не более 800 мм. Эта величина обеспечивает горизонтальную длину максимально возможного спуска до 9,0 м. Ширина пандуса для инвалидов-колясочников при движении только в одну сторону — от 1500 мм, в случае встречного пересечения — от 1800 мм.

    Оптимальная ширина составляет 2000 мм. По краю дорожки устанавливается бортик высотой 50 мм или металлическая трубка на высоте 100 мм.

    Подбор оптимальной ширины.

    Изготовление двухколейных вариантов конструкций допускается только в случаях индивидуального пользования. В зоне общественной застройки пандусные спуски должны иметь единое сплошное покрытие. Для подъема сопровождающего помощника допускается наличие посередине дорожки полосы ступеней шириной до 400 мм.

    Предельные углы спуска

    Уклон пандуса для инвалидов по новым нормам не может превышать 8%-15%. Это означает, что на один метр горизонтальной длины величина подъема составляет 8-15 см. В практике строительства за оптимальную величину наклона принимают показатель 10% и увеличивают его только при невозможности принятия другого решения.

    Предельная величина перепада высот никогда не должна превышать 18%.

    На существующие лестницы установка пандусов запрещена из-за несоответствия уклона нормативным требованиям.

    Требования к площадкам

    Все пандусы оборудуются входными, верхними и, при необходимости, промежуточными площадками. Согласно указаниям СП , их размеры должны соответствовать следующим показателям:

    • ширина — не менее 1850 мм;
    • глубина при дверях открывающихся внутрь здания 1400 мм и наружу – 1500 мм;
    • размер места для разворота коляски — от 2200 мм.

    При открывании входных дверей наружу, размеры площадки должны учитывать возможность маневрирования инвалидной коляски в этот момент. Поэтому ширина или глубина могут быть увеличены.

    Для исключения возможного обледенения конструкций, расположенных на открытом воздухе и не имеющих навеса, их поверхность должна быть покрыта антискользящим материалом или иметь подогрев, работающий в холодное время года.

    Ширина промежуточной площадки должна совпадать по размеру с подходящими к ней дорожками. Рекомендуемые планировочные решения соответствуют следующим размерам:

    • на едином прямом марше — 900х1400 мм;
    • при ширине дорожки 900 мм и наличии поворота на 90 градусов — 1400х1400 мм;
    • при ширине спуска 1400 мм и изменении направления под прямым углом — 1400х1500 мм;
    • на промежуточных площадках с полным разворотом — 1500х1800 мм.

    Для обеспечения более удобного движения коляски, конфигурация поворотной платформы может иметь с одной стороны овальную форму. Края промежуточных площадок, так же, как и дорожки, должны иметь нижнее обрамление в виде бортика или металлической трубы.

    Откидная платформа для подъема на площадку первого этажа.

    Элементы ограждения

    Определение высоты, крепления и типа конструкции ограждений пандуса должно выполняться в соответствии с требованиями изложенными в ГОСТ Р 51261-99. Любая сторона пандуса и площадки при отсутствии примыкающей стены должна быть ограждена. Конструкции ограждений должны предусматривать наличие одинарных или разновысоких парных поручней, перил и ограждающих бортов. Нормативные требования к ограждениям:

    • установка на всех участках наклонных дорожек и горизонтальных площадок;
    • высота расположения основных поручней — 700 мм от поверхности пандуса, вспомогательных — 900 мм;
    • расположение поручней должно быть в виде сплошной линии на одном расстоянии от поверхности спуска;
    • крепление ограждений производится только с наружной торцевой стороны;
    • на окончании нижнего марша перила и поручни должны выступать на 300 мм;
    • сечение поручней круглое, с поперечным диаметром 30-50 мм.

    Материал конструкции ограждения должен быть защищен от возможного воздействия коррозии и иметь достаточную механическую прочность для сопротивления боковым нагрузкам.

    Нормативные размеры поручней.

    Читайте также:  Угловые полки на стену + фото
Ссылка на основную публикацию